Добрый вечер Анна!
Среда, 13 Марта 2013 г. 00:45
ссылка
мне есть что сказать по теме. Вот опыт одной по сообществу собеседницы:
Мы все учились…
Ах, незабвенный Александр Сергеевич, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…». Что бы Вы сказали сейчас…
Вспоминаются свои годы учения, свои впечатления, с годами не утрачивается интерес ко всему происходящему в этой области. Думая о собственных детях, мы сравниваем свой опыт и беспокоимся о том, чему же они научатся в современной школе. И, право, беспокоиться есть о чём.
Давеча прочитала я тут статью об образовании во Франции (нужное вычеркнуть). Европейские реформы школы во всей своей красе. Благая цель – увеличение количества дипломов о высшем образовании – достигается путём … снижения требований к учащимся.
Какие нагрузки, помилуйте, дети переутомляются. Какая систематическая работа. Это всё давно устарело. Да здравствуют «игровые формы обучения»; «мультикультурность», возведённая в абсолют; изъятие «неактуальных» классических литературных произведений из школьных программ; отсутствие домашних заданий и прочая, прочая, прочая.. Да, совсем забыла – долой оценки, как класс! Это же просто форменное безобразие – не дай Бог, сравнение «лучше-хуже» появится…
У меня-то самой, как у преподавателя, к оценке «удовлетворительно» всегда был вопрос – кого она удовлетворяет? Учащегося – прополз на минимуме и доволен? Родителей – проблем нет и все довольны? Или сотрудников департамента образования – нет претензий по успеваемости, все довольны?
Как правило, преподаватели ставят это «удовлетворительно» с зубовным скрежетом. Поневоле заскрипишь зубами, когда от всей души хочется влепить вполне заслуженную двойку – или вытянуть на «четвёрку». Но это свой опыт, а вот ниже можно прочитать об опыте французском. Я как-то сразу поверила написанному, а всё потому, что есть память о собственном опыте.
Вспомнилось вот что: в конце 90-х мужу предложили работу в Норвегии по контракту, работать он начал весной, а на лето приехала я с детьми – оглядеться и разузнать. Тогда все трое были школьниками. Мелькала мысль –на время работы там отправить детей в норвежскую школу: и язык подучат, и европейского образования удостоятся.
И вот в августе я отправилась к директору местной школы. Позвонила заранее, договорилась о встрече – тут проблем не было, сама английский язык преподаю и, соответственно, говорю. А надо сказать, что в городке том базируется крупный европейский научный институт, потому и детей-иностранцев в школе достаточно.
Встретила меня дама приятная во всех отношениях, с удовольствием была готова ознакомить с учебным процессом. Говорили мы с ней обе на английском, вот только во всё время разговора не покидало меня ощущение, что говорим мы с ней на разных языках.
Спрашиваю: «Мы тут на год, какие предметы и в каком объёме преподаются в средней школе?».
Ответ: «Всё по программе: учебная нагрузка – 36 часов в неделю, основные предметы – норвежский язык, литература, математика и естественные науки в комплексе…
Прошу уточнить почасовую нагрузку.
Выясняется, что на язык и литературу выделено аж целых 4 часа, на математику – два, на комплекс (!) естественных наук – тоже два, на гуманитарные – два, на компьютерные – 4…
Недоумевая, задаю вопрос: «На что же ушла половина часов?» Ответ, как бы это помягче, обескураживает: «Дети должны развиваться сбалансировано, потому по 4 часа физкультуры и музыки, ещё два часа на обучение приготовлению пищи из полуфабрикатов, купленных в супермаркете, да и рисование ещё…»
Хм…. Уточняю: «Сколько же часов у меня будет дома на работу по российским программам, ведь те предметы, которые отсутствуют в программе норвежской школы, моим детям придётся сдавать потом, за весь пропущенный год?» Подобного вопроса директор решительно не понимает: «Так все дети разные…»
Детализирую: «Дети разные, но преподаватель-то рассчитывает на определённое время работы с домашним заданием. Сколько это занимает времени у среднего ученика?» И вот тут выяснилось – требовать выполнения домашних заданий преподаватель не имеет права: если дети не хотят, то домашнее задание и не делают…
И оценок тоже нет – дабы никто не почувствовал себя хуже при сравнении. Как можно! Просто по итогам семестров и года преподаватели по каждому предмету пишут родителям, к чему проявил интерес их ребёнок.
Видя мой ступор, дама приятная во всех отношениях подчёркивает, что всё делается в интересах детей, основная задача школы – создать им комфорт. И кроме того – никого же нельзя ставить в положение «неуспевающего», им тоже надо дать шанс адаптироваться в обществе… (Уже позже знакомая пояснила, что медицинского обследования перед школой не проводится и все проблемные дети – и умственно отсталые в том числе – учатся в тех же общих классах).
Фраза про «дать шанс» меня слегка подкосила – как-то сам собой вырвался вопрос: «А те, кто хочет и может знать больше – почему им не дают этого шанса? Почему для них ограничивают возможность "узнать"?». Ответа не последовало.
Смотрели мы с дамой приятной во всех отношениях друг на друга, как два инопланетянина, прибывшие из разных миров…
Вспомнилась мне и моя замечательная соседка. Преподаватель английского языка на курсах в городке, чудесный человек Берит очень переживала закрытие отделения английского языка в местном колледже иностранных языков – никто не шёл учиться. И это в городке, где расположен европейский научный институт и работает масса приглашённых специалистов – иностранцев! (Кстати, английский был там единственным иностранным языком, потому название колледжа для меня звучало насмешкой – колледж иностранных языков, где учат только родной норвежский).
Так вот, профессиональный педагог Берит весьма удивилась моим впечатлениям о школе – как можно, на специалистов принято полагаться …
Как-то я пригласила соседку на обед. (Ей муж много рассказывал о русской кухне, после третьего намёка пришлось сдаться). Первый её вопрос был таков: «Почему Вы готовите, а детей на улицу погулять не отправили?» Объяснила, что девочки мне помогали – подать, порезать, пирожки разложить, а заодно и учились «из-под руки» готовить. Да и самое удобное время обсудить всякие женские дела. Реакция последовала незамедлительно: «Как это я никогда об этом не думала? Дочка готовить училась в школе, я её гулять отправляла, пока сама домашними делами занималась…». Надо отдать должное, Берит следила – тогда ещё в школе оценки не отменили – за успеваемостью дочки. Но и результат – в классе отношения не сложились, не пришлась ко двору, учиться дальше уехала в Данию, в университет и встречаться с бывшими одноклассниками не жаждала, помятуя отношение к ней…
Помню и случайную встречу со студентом университета в Осло. Молодой человек изучал политологию. Мне было очень интересно, что это за наука такая. На вопрос, чему же он научился к третьему курсу, как он собирается работать, очень приятный молодой человек ответил: «Это же совсем легко, надо просто почитать американские газеты и пересказать их на норвежском…».
Это стало последней каплей. Эмоции зашкаливали, лето заканчивалось, схватила я детей и увезла в Москву. Наша родная спецшкола с углублённым изучением немецкого языка казалось просто манной небесной….
И ещё пару слов об одной встрече – уже в Японии, с американцем-учителем. Он проработал там несколько лет, и свой опыт работы на родине вспоминал –буквально! – с ужасом. В США он начинал работать в муниципальной школе, на урок приходил в сопровождении двух полицейских – это было правилом безопасности. Чему можно научить в таких условиях? Право, не знаю.
Дэн жаловался, что при всём его стремлении нести «доброе, разумное, вечное», времени его нести как раз и не было – каждый семестр надо готовить учеников к тестам, надо, чтобы у них были определённые баллы, проще говоря, надо банально натаскивать.
После всего пережитого, фраза «дать детям хорошее западное образование» вызывает у меня, мягко выражаясь, скепсис. Конечно, есть частные платные школы, где работают иначе, но система общего образования, образования «для всех» делает словосочетание «хорошее западное образование», давайте называть вещи своими именами, – химерой.
Может быть, всё же стоит учиться «чему-нибудь и как-нибудь» в понимании Александра Сергеевича – хоть будет понятно в процессе, что даётся легче, что тяжелее. Да и выбор профессии делать более осознанно, обладая хоть минимумом знаний… Это я уже фантазирую…
Алла Аксененко