Гениальный прорыв в "светлый минимализм"...Giovanna Garzoni (Italian, 1600-1670)
|
|
Воскресенье, 26 Августа 2018 г. 07:02
+ в цитатник
Джованна Гарцони/Giovanna Garzoni (Italian, 1600-1670)
Джова́нна Гарцо́ни (итал. Giovanna Garzoni; 1600, Асколи-Пичено — 1670, Рим) — итальянская художница эпохи барокко. Она одна из немногих женщин-художниц эпохи барокко достигших успеха и признания.
Джованна Гарцони родилась в небольшом городе Асколи-Пичено, в регионе Марке. Дата её рождения — 1600 год — выводится из автографа на рисунке 1616 года, в котором говорится, что автору 16 лет. Родители Джованны были родом из Венеции; среди членов её семьи были ремесленники, ювелиры и художники. Возможно, первым учителем девушки стал её дядя Пьетро Гайя (итал. Pietro Gaia), принадлежавший к школе Джакомо Пальма Младшего. В ранних работах Джованны чувствуется влияние этого художника.
Портрет, написанный художником Карло Маратти, который хотел увековечить Джованну Гарцони
В 1620-х годах Джованна жила в Венеции с братом Маттео и посещала школу каллиграфии Джакомо Роньи (итал. Giacomo Rogni). В 1622 году она вышла замуж за венецианского художника Тиберио Тинелли. Однако брак продлился всего год; причиной развода послужил, возможно, данный Джованной обет целомудрия.
В 1630 году Джованна вместе с братом переезжает в Неаполь, где работает под покровительством Фернандо Афан де Рибера и Энрикеса, третьего герцога де Алькала-де-лос-Гасулес. В это же время она знакомится и вступает в переписку с коллекционером, меценатом и эрудитом Кассиано даль Поццо. Он помогает молодой художнице найти заказы в Риме, куда Джованна переезжает в 1631 году.
Однако в Риме она пробудет недолго: уже в 1632 году она переселяется в Турин, по приглашению Кристины Французской, герцогини Савойской. При дворе она пишет в основном портреты и миниатюры, в том числе самой герцогини и герцога Виктора Амадея I.
Виктор Амадей I, герцог Савойский, 1635и Кристина Французская, герцогиня Савойская, 1635 (миниатюры)
Сохранились также свидетельства, что она создавала «пергаменты с изображениями цветов, фруктов и животных»; к туринскому периоду относится наиболее ранний из ныне известных натюрмортов Гарцони.
Карьера Джованны складывалась довольно успешно, что было, в общем, нетипично для женщины того времени. Ей покровительствовало семейство Медичи: герцог Фердинанд II Медичи и его брат кардинал Леопольд. Оба брата были очень увлечены наукой - они собрали обширнейшую коллекцию ботанических и зоологических редкостей. Джованна была приглашена к их двору во Флоренции, чтобы запечатлеть всё это природное великолепие в иллюстрациях для атласов.
В 1637 году умирает герцог, покровитель Джованны, и она покидает Турин. О жизни Гарцони с 1637 по 1642 годы известно крайне мало; предполагается, что в эти годы она посетила Францию, возможно, также и Англию. Работы французских, английских и голландских художников, которые она видела во время путешествия, оказали влияние на её последующий стиль.
В 1640-х годах Джованна Гарцони переезжает во Флоренцию, где пробудет до 1651 года. Здесь её заказчиками становятся флорентийские аристократы, в том числе представители семьи Медичи.
(Ка́рл Эммануи́л Вели́кий — 11-й герцог Савойи и князь Пьемонта[it] с 1580 года, маркграф Салуццо с 1601 года, граф Аосты, Морьены и Ниццы с 1580 года, титулярный король Кипра, Иерусалима и Армении. 13-й Великий магистр Высшего ордена Святейшего Благовещения и 2-й Великий магистр Ордена святых Маврикия и Лазаря с 1580 года. Представитель Савойской династии. Сын Эммануила Филиберта, герцога Савойи и Маргариты Французской, герцогини Берри.)
Среди её работ — портреты, миниатюры, картины на мифологические и библейские сюжеты, композиции из цветов и фруктов, ботанические зарисовки, а также копии картин известных художников. Во Флоренции Гарцони знакомится с творчеством Якопо Лигоцци (англ.), автора многочисленных зарисовок флоры и фауны, которые он выполнял по заказу Медичи, покровительствовавших наукам. Очевидно, работы этого мастера вдохновили Гарцони на создание собственных произведений в сходном стиле.
Saint John the Baptist in the Wilderness, after Raphael
Mary Magdalen in the Desert, after Orazio Gentileschi
В 1651 году Гарцони — к тому времени признанный художник — переезжает в Рим. У неё нет недостатка ни в заказчиках, ни в деньгах: один из её биографов утверждал даже, что она могла попросить за свои работы «любую цену, какую пожелает». Вероятно, в это время она становится членом римской гильдии художников, Академии Святого Луки: хотя не сохранилось документов, подтверждающих её членство, известно, что Гарцони посещала заседания Академии.
Джованна Гарцони умерла в Риме между 10 и 15 февраля 1670 года. Ещё в 1666 году она завещала всё своё имущество Академии св. Луки, при условии, что её похоронят в их церкви Святых Луки и Мартины (англ.). Условие будет выполнено, но надгробный памятник появится только в 1698 году.
Джузеппе Гэцци портрет Джованны Гарцони
Творчество
Джованна Гарцони известна, в первую очередь, своими натюрмортами и ботаническими зарисовками. Она была одной из первых женщин, обратившихся к этому жанру. Её работы, выполненные преимущественно гуашью или темперой на пергаменте, поражают тщательной проработкой деталей и тонкостью штриха.
В 1650-х годах Гарцони изображает многочисленные вазы с цветами, демонстрируя прекрасное чувство композиции. Очевидно также, что художница хорошо знакома с морфологией цветка: все её работы отличаются абсолютной натуралистической достоверностью.
В 1660-е годы, по заказу Фердинанда II Медичи, Гарцони создаёт около двадцати миниатюр, изображающих блюда с фруктами и овощами. Несмотря на некоторое однообразие многократно повторяющегося мотива, Гарцони удаётся разнообразить свои работы, внося в композиции дополнительные элементы — цветы, птиц, насекомых. Кроме того, виртуозность художницы проявляется в мастерском использовании светотени и других эффектов.
Характерной чертой многих работ Гарцони является своеобразное сочетание ботанической зарисовки, для которой важна в первую очередь точность и детальность изображения, с сугубо живописными приёмами. Этим её творчество отличается от натуралистических зарисовок Лигоцци, с которым её нередко сравнивают, но также и от большинства художников — авторов натюрмортов, для которых научная достоверность изображённых объектов играла второстепенную роль.
Обращает на себя внимание интересная художественная техника Джованны: она писала водными красками, преимущественно гуашью и темперой, на пергаменте (выделанная кожа новорожденных ягнят или телят). Точечная фактура пергамента позволяла художнице играть текстурами и формами. А работа водными красками придавала её рисункам невероятную свежесть и лёгкость.
Стиль Гарцони – это своеобразный симбиоз между натюрмортом и ботаническим исследованием. Простой и элегантный стиль, так отличавший её от фламандцев, снискал ей особенную популярность. Любовь и признание высокопоставленных заказчиков позволяли ей, по свидетельству современника, “продавать свои рисунки по той цене, которую она хотела”. К 43 годам, достигнув экономической независимости, что было редкостью для женщин 17 века в Италии (да и где бы то ни было, впрочем), художница покидает двор. В 1651 году Джованна вернулась в Рим. А в 1654 году её приняла в свои ряды Академия ди Сан Лука (Accademia di San Luca, год основания – 1593 г.), что тоже было весьма необычно для того времени, так как в ассоциации такого рода женщины просто не допускались.
Уникальность и даже гениальность Гарцони в том, что она во-первых – делала "светлые натюрморты"
Барочный натюрморт, это натюрморт на черном фоне. Ирония в том, что самый известный натюрморт «отца барокко» - светлый, НО у 99,9% барочных натюрмортов - темный или черный фон и все основанно на контрастах и глубокой тени.
«Светлый натюрморт» - это основной признак современного натюрморта, начавший преобладать через 300 лет после смерти Джованны Гарцони.
Гарцони же - единственная, кто делал «темный натюрморт» лишь как исключение.
Во-вторых - Гарцони делала «минималистические натюрморты»
В зрелом возрасте, незадолго до смерти, Джованна пришла к поистине потрясающему, для барокко, прорыву в минимализм. Столетиями позже, великие художники приходили к таким же композиционным и даже цветовым результатам и воспринималось это, как гениальность. Достаточно вспомнить Шардена и Сезанна.
Ее ванитас с черепами, древними книгами и монетами – это концептуализм, супрематизм и минимализм вместе взятые.
Долгое время её имя было известно лишь узкому кругу специалистов. Так было вплоть до 1964 года, когда в Италии на выставке натюрмортов любители живописи впервые увидели прекрасные рисунки Джованны Гарцони.
Многие работы художника были проданы на аукционах, в том числе акварель справа "Еж в пейзаже" ('A hedgehog in a landscape') приобретена на Christie's New York 'Important Old Master Paintings Including Property From the Collection of Jacques Goudstikker' в 2007 за $622,400.
Self Portrait by Giovanna Garzoni
Восстановленный и дополненный пост от 04 Сентября 2012 г.
Метки:
Джованна Гарцони
Giovanna Garzoni
живопись
художники
италия
аукцион
гуашь
темпера
натюрморт
цветочные композиции
фруктовые натюрморты
религиозная живопись
миниатюра
Процитировано 11 раз
Понравилось: 25 пользователям
-
25
Запись понравилась
-
11
Процитировали
-
0
Сохранили
-