-Метки

alois arnegger hans zatzka ЖЗЛ австрия акварель александр перов алоис арнеггер америка ангелы англия анималистика антиквариат ассорти аукцион афоризмы балет беларусь бельгия биография британия венгрия весенний пейзаж весна видео война времена года вячеслав николаевич палачев галантный век германия гиперреализм голландия городской пейзаж графика дания девочки день рождения деревня дети детский портрет детское дмитрий белюкин донбас донецк европа жанр жанровое женский образ женщина и цветы женщина художник женщина-художник живопись зимний пейзаж иконы иллюстратор иллюстрации импрессионизм информация ирена буланова испания историческая живопись история италия коллекция кошки лес летний пейзаж любовь мастихин мать и дитя мир животных мифология мода морской пейзаж мудрость мужской портрет мужчина и женщина музеи музыка натюрморт николай гренков новогоднее ню осенний пейзаж палачев вячеслав пастели пейзаж песня поздравление поздравления полевые цветы полезные советы политика польша портрет посуда православие праздник праздники природа проза психология птицы реализм религиозная живопись религия розы россия самарина санкт-петербург семья семья художников сирень скульптура собаки стиль стихи сша тематическая подборка титова любовь витальевна украина фарфор фото фото-художник франция фруктовый натюрморт фрукты ханс зацка художники цветочные композиции цветы цитаты частная коллекция чувства швеция эмоции япония

 -Рубрики

 -Цитатник

MABEL ROLLINS HARRIS (American, 20th Century)... Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских дней... - (0)

MABEL ROLLINS HARRIS (American, 20th Century)... Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских д...

Парижанин из Филадельфии Julius LeBlanc Stewart (American/French, 1855-1919)... О, женщина! – творение Богов! Ты лучшее создание Вселенной! (часть-2) - (0)

Парижанин из Филадельфии Julius LeBlanc Stewart (American/French, 1855-1919)... О, женщина! – творен...

Признанный мастер натюрморта Franz Xaver Petter (Austrian, 1791-1866)... АукционноНатюрмортное - (0)

Признанный мастер натюрморта Franz Xaver Petter (Austrian, 1791-1866)... АукционноНатюрмортное ...

Без заголовка - (0)

самые необходимые ТЕГИ для оформления записей 3164 24.05.2012 *** ТЕГИ ПАЛИТРЫ цв...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alexandra-Victoria

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 111317


Русский балет в изгнании:Татьяна Михайловна Рябушинская (1916 или 1917 - 2000) и Ольга Александровна Спесивцева (1895-1991).

Воскресенье, 20 Января 2013 г. 18:17 + в цитатник

 

Татьяна Михайловна Рябушинская (24 мая 1916 или 1917, Москва — 24 августа 2000, Лос-Анжелес)
Рябушинская родилась в Москве в одной из самых богатых купеческих семей Российской империи. Юная Татьяна должна была стать одной из наследниц богатейшего рода — но революция лишила семью всего имущества, наработанного в течение поколений. Спасаясь от большевистского преследования, семья эмигрировала. Маленькая Татьяна росла уже в Париже.



Мать, сама балерина, отдала дочку учиться балетному искусству — благо в Париже к этому времени в балетных педагогах недостатка не было: в Париже осела большая часть русской эмиграции, в том числе знаменитые танцовщики русских императорских театров. Русский балет пользовался в Европе огромным успехом, и родители отдавали детей в обучение к русским балетным танцовщикам-иммигрантам, надеясь обеспечить отпрысков безбедной карьерой.

Педагогами Татьяны стали бывший танцовщик московского императорского Большого театра, покинувший Россию еще в 1910 году и решивший не возвращаться туда после Октябрьской революции, поселившийся в Париже Александр Волинин, Ольга Преображенская и бывшая прима Петербургской императорской труппы (Мариинский театр) Матильда Кшесинская, открывшая свою школу-студию на дому.


Матильда Кшесинская и ее ученица

Ее супруг, великий князь Андрей Владимирович Романов, взял на себя вспомогательные функции: встречал учениц у дверей, поливал пол в зале для занятий и т.д.
Татьяна Рябушинская дебютировала в Show Souris revue (так стал по-французски называться театр-кабаре «Летучая мышь», созданный Никитой Балиевым в 1908 году в Москве и воссозданный им в Париже в эмиграции), — и тут же в 1932 году ее, 15-летнюю девушку-подростка, Джордж Баланчин пригласил работать в новый открывающийся театр — Ballets russes de Monte-Carlo.



Труппа Русские балеты Монте-Карло (фр.: Ballets russes de Monte Carlo; другое название Original Ballet Russe) была создана в 1932 году хореографом и балетным критиком Рене Блюмом (René Blum, убит при фашистском режиме) и Василием Григорьевичем Воскресенским (русским эмигрантом, известным под псевдонимом Полковник Базиль, создавшим в 1920-х годах русскую балетную труппу в Париже и работавшим одно время (1929 −1930) с оперной труппой Алексея Акакиевича Церетели.



Работа в этой труппе принесла Татьяне первую славу. На одной сцене с ней выступали другие танцовщики (большинство — русские), в том числе такие же юные, как и она: Ирина Баронова (1919—2008) и Тамара Туманова (1919—1996). Эти три юные звезды, которым было соответственно 15, 12 и 13 лет, работавшие в новой балетной труппе, сразу привлекли внимание балетных критиков.



Но не только известность и славу получила Татьяна Рябушинская в этой труппе. Через некоторое время ее мужем стал артист и хореограф Дэвид Лишин, работавший с ней на одной сцене, тоже происходивший из русской семьи, приехавшей во Францию после Октябрьского переворота.
В 1945 году Лишин и Рябушинская переехали в США, поселились в Лос-Анджелесе, Калифорния, где успешно продолжили балетную деятельность и открыли собственную балетную школу, в которой оба преподавали.



Рябушинская неоднократно выходила на сцены разных театров (American Ballet Theater, сокращенно: ABT под руководством Л. Чейз — в США; Балет театра на Елисейских полях (Ballet des Champs-Elysées) — во Франции; театр Ковент-Гарден и London Festival Ballet — в Англии; вместе с мужем работала в Австралии, где он поставил несколько балетов с труппой Эдварда Борованского Borovansky Ballet) с исполнением классических балетных партий и танцевальных дивертисментов, выступала в основном в постановках своего мужа Давида Лишина.
В конце 50-х гг., покинув сцену, она поселилась в Калифорнии, вела педагогическую работу в их с мужем школе. В 1972 году Татьяна Рябушинская овдовела: скончался ее муж Дэвид Лишин. Она продолжала жить в их калифорнийской вилле в Лос-Анджелесе, ухаживала за кошками, помогавшими ей перенести одинокую старость. Там, в Лос-Анджелесе она умерла в возрасте 83 лет.



Ольга Александровна Спесиивцева (18 июля 1895, Ростов-на-Дону, Российская империя — 16 сентября 1991, Нью-Йорк, США) — русская балерина.

Отец был провинциальным театральным актером. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детей. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию большую семью. Мать Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трех старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актерских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.



В Петербургском театральном училище Ольга училась в балетном классе К. М. Куличевской. Уже на выпускном спектакле Спесивцева показала себя талантливой классической балериной. «Наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры считают Спесивцеву, выдвинувшуюся на экзаменационном спектакле в балете „Сказка Белой ночи“», — сообщала «Петербургская газета»
Окончив училище в 1913 году, она тут же была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы, дебютировав на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда» в исполнении одной из небольших партий. В дальнейшем свое искусство совершенствовала у Екатерины Вазем и Агриппины Вагановой.



Видя безусловный дар юной балерины, Фокин пригласил её работать с ним в Америке. Однако к этому времени она знакомится с литературным и балетным критиком-модернистом А. Л. Волынским, оказавшим на балерину огромное творческое влияние, а вскоре ставшим её гражданским мужем. Волынский был приверженцем классического балета и отметал новшества и балетные реформы, и Ольга Спесивцева под его влиянием отказалась от сотрудничества с Фокиным.



Но через год после отказа Фокину и через три года после начала балетной карьеры уже гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. Она стала партнершей Нижинского в «Сильфидах» и «Призраке розы». Слава об этом балетном дуэте пересекла все границы и наметила совершенно новые рубежи для совсем ещё юной исполнительницы.



С 1918 года она уже ведущая танцовщица, а с 1920 прима-балерина Мариинского театра. С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой, и эти занятия и передача опыта старшей балерины оказали огромное влияние. В 1919 году, когда стране было совершенно не до балета и всё вокруг крушилось, Ольга Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». В том же году к её репертуару прибавляются «Корсар», «Баядерка» и любимая ею, одна из лучших ролей — Эсмеральда. Большая нагрузка и полыхающий послереволюционный Петроград приводят к болезни — начинается туберкулез. Возвращается на сцену она в мае 1921 года.



Расставшись с А. Л. Волынским вскоре после свершения Октябрьского переворота, она стала женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна, который помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924—1932 годов выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Одновременно с работой в Париже она находит время для гастролей. На гастролях 1927 года в Италии она танцует «Жар-птицу», «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». В том же году Жорж Баланчин специально для неё поставил балет «Кошка» на музыку А. Соге. Вернувшись в Гранд Опера, Ольга Спесивцева приняла участие в балете «Трагедия Саломеи» на музыку Ф. Шмитта и Н. Гуэры.



После того, как пост главного балетмейстера занял Серж Лифарь, она исполняла партии в его балетах «Творения Прометея», «Вакх и Ариадна». Её французскими партнерами были русские артисты Вацлав Нижинский и Серж Лифарь, а также скрывающийся за русским псевдонимом Антон Долин английский артист Сидни Фрэнсис Патрик Чиппендалл Хили-Кей (Healey-Kay); через много лет Лифарь и Долин написали мемуарные книги о её трагической судьбе. Там же она вышла замуж ещё раз — за русско-французского танцовщика и педагога Бориса Князева.



С 1932 года Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 году, на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой, которой в это время руководит Виктор Дандре. А в это время её мать в Париже, не дождавшись возвращения дочери из дальней гастрольной поездки, уезжает в Россию.
Напряженная жизнь и неопределенность приводят балерину в отчаяние и подрывают её психическое здоровье. Она с Борисом Князевым открывает небольшую студию, пробует свои силы в педагогике, пытается поставить спектакль силами учеников. Однако балетной педагогикой занимается в первую очередь не она, а муж. Через некоторое время они расстаются.



Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939 году и после этого она переезжает в США.
У нее уже давно стали проявляться симптомы психического заболевания, а нездоровая эмигрантская обстановка постепенно обостряла эти явления. В 1943 году признаки болезни проявились особенно тяжело, она все более теряла память. Балерина вынуждена была прекратить балетную карьеру. 20 лет жизни (с 1943 до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Однако вернуться к сцене она уже не могла по возрасту. Деваться ей было некуда, никого и ничего в чужой стране.



Последние годы она жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой, в маленьком провинциальном городе Вэлли Коттедж (англ. Valley Cottage) в штате Нью-Йорк графства Рочестер, вблизи города Нью-Йорка, где Ольга Александровна Спесивцева скончалась 16 сентября 1991 года.

 

источник: http://humus.livejournal.com

Рубрики:  ИСКУССТВО, КЛАССИКА (ОПЕРА, БАЛЕТ и т.д)
ИСТОРИИ:(в т.ч. песен, картин и пр...)
ФОТО и ФОТОХУДОЖНИКИ
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
РОССИЯ, БЕЛАРУСЬ (ЖИВОПИСЬ И ДР.)
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 14 пользователям

ustava51   обратиться по имени Воскресенье, 20 Января 2013 г. 20:48 (ссылка)
Спасибо Валюша за пост! Выдающиеся балерины и очень талантливые, видимо, но... революция, эмиграция и, как и водится, полное забвение на Родине.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 18:59ссылка
Вечер добрый, Танюша.
Их в России помнили и помнят!Очень часто в передачах по телеканалу "Культура" вспоминают об этих талантливых балеринах.
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Воскресенье, 20 Января 2013 г. 21:40 (ссылка)
Красивые,талантливые балерины!И всё же, их в России помнили и помнят!Очень часто в передачах по телеканалу "Культура" вспоминают об этих талантливых балеринах.Душа-то у них-РУССКАЯ!Спасибо,Валюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 19:01ссылка
Такие достойные люди, как они и прославили наш балет.
ludmilanikolaevna   обратиться по имени Воскресенье, 20 Января 2013 г. 23:13 (ссылка)
Благодарю
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Понедельник, 21 Января 2013 г. 00:28 (ссылка)
Спасибо,Валюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Понедельник, 21 Января 2013 г. 07:38 (ссылка)
Благодарю, Валюша! Замечательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 19:03ссылка
И тебе, Наташенька, спасибо, что заглядываешь в мой дневник.
Пусть неделя будет легкой.
Томаовсянка   обратиться по имени Великолепное сообщение! Понедельник, 21 Января 2013 г. 09:45 (ссылка)
Спасибо, Валентина, за рассказ о жизни выдающихся балерин
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 19:04ссылка
Легкой Вам недели.
IRIS   обратиться по имени Понедельник, 21 Января 2013 г. 16:22 (ссылка)
Интересный материал тебе удалось откопать, Валюша.
Спасибо за любимую тему.
Ответить С цитатой В цитатник
Лулу_Прада   обратиться по имени Вторник, 29 Января 2013 г. 01:31 (ссылка)
Валечка, спасибо!!!
Все же эти балерины остаются на слуху, про них оставлены биографические воспоминания и фильмы. У великих никогда не бывает "гладкой" судьбы (пусть даже они родились в Америке)...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку