140 лет назад родился скульптор Степан Эрьзя. |
Творческий псевдоним скульптор Степан Эрьзя взял в честь мордовской народности эрьзя, к которой принадлежали его предки. Под этим необычным именем художник прославился не только на родине, но и в Европе, и Америке.
Не так давно в Софийском соборе города Лаишево в Татарстане были обнаружены стенные росписи, созданные по эскизам Степана Эрьзи.
Софийский собор еще полностью не восстановлен, но уже передан местной Епархии. Уникальный храм со своей историей, берущей начало в XVII веке, полностью перестроенный во времена Екатерины, но фактически разрушенный и превращенный в советские времена в кинотеатр «Заря». Здесь и были обнаружены чудом уцелевшие фрески. Шестнадцать святых – художественное откровение молодого иконописца Степана Нефедова, больше известного как Эрьзя. Фрески выполнены по его собственным эскизам. Авторство этой находки требовало подтверждения специалистов.
«Я знала, конечно, о существовании этих росписей, но я не знала, что они сохранились. Конечно, мы сразу примчались в село Лаишево, и то, что мы увидели, нас потрясло – мы поняли, что стоим на пороге новой страницы в творческой биографии скульптора Эрьзи, потому что о раннем творчестве, ранней биографии его мало что известно», - пояснила искусствовед Елена Бутрова.
О юных годах и становлении художника на своей родине, в Мордовии, известно немного. Родился в Баево, затем семья переехала в Алатырь, где закончив церковно-приходскую школу, Степан Нефедов продолжил образование в Казани. С бродячей артелью прошел весь Поволжский регион, участвовал в росписи восемнадцати православных храмов.
Эрьзя, в соответствии со своим характером художника, пытался внести свою эмоцию. Поэтому лики, которые нам открылись, в том числе несут черты авторской, индивидуальной манеры.
Он всегда и во всем был индивидуалистом: в поисках жизненного пути художника-одиночки, в выборе своих героев.
«На Венецианском биеннале в 1909 году Степан Эрьзя делал знаменитое произведение «Узник перед казнью». И буквально за день оно ему не понравилось, он взял и привел его обратно в начальное состояние, практически за ночь восстановил его, и с ним выступил на Венецианской биеннале, получил приз и стал всемирно известным человеком»
Михаил Журавлев
Его работы хранятся в музеях России, Италии, Аргентины, Америки. Но многое из наследия Эрьзи и утрачено. Поэтому уникальные фрески, найденные в Лаишево, приобретают особую ценность. Ведь именно здесь происходило становление молодого мастера.
"Крестьянин"
«Мне кажется, Господь помогал ему. Даровал ему этот талант, к чему мы с вами сейчас можем приобщиться и увидеть. Ну, конечно, сейчас не видно. Но я верю, что будет храм восстановлен»,
- признался настоятель Софийского собора отец Сергий.
Чтобы восстановить и фрески, и храм, требуются немалые силы –финансовые, профессиональные, организационные… Специалисты говорят, только бы не упустить время!
В конце 1926 Эрьзя был командирован с выставкой своих работ во Францию. Оттуда он по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато де Альвеара уехал в Буэнос-Айресе, где жил и работал в 1927–1950. Там появились сотни скульптур, выполненных из субтропических деревьев — кебрачо, альгарробо, урундай.
"Микельанджело", 1940
В 1950 Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. Многолетняя деятельность Степана Эрзи в области изобразительного искусства была отмечена высокими государственными наградами.
Деревянная скульптура "Шепот", 1922
Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь на вечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.
Степан Эрьзя в молодости
Любовь, 1955
Монашенка, 1931
Женский портрет - дерево кебрачо
Обнажённая
Рубрики: | Cкульптура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |