Цитата сообщения Karol-Li
Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.
Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.
![](//i035.radikal.ru/1102/8c/4b6428f20037.jpg)
1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.
2. часы (лежат слева на столе около кубка) - символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.
3. лангуст - воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).
4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении "De Musica" ("О музыке") утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога - "основателя всего сущего".
5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград - евхаристический символ) и воскрес (лангуст - символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.
Бальтазар ван дер Аст "Корзина с фруктами", 1632 год.
![](//s54.radikal.ru/i143/1102/6c/e5dc0e94b691.jpg)
1. ящерица, как и мухи, стрекозы - символы зла.
2. бабочка - символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом.
3. гроздья винограда - символы Святого Причастия (евхаристические).
4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.
5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: "Сначала зреет, а потом гниёт", и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.
Juan Sanchez Cotan "Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами", около 1602 года.
![](//i041.radikal.ru/1102/ad/d29d1eae83e4.jpg)
1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.
2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): "Но Ты всё расположил мерою, числом и весом".
Osias Beert "Натюрморт с вишнями и земляникой". 1608 год.
![](//s014.radikal.ru/i327/1102/fb/49d06dc13b9a.jpg)
1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.
2. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).
3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.
4. бабочка - символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом.
5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.
6. земляника отсылает нас к образу рая.
Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 года.
![](//s57.radikal.ru/i155/1102/8c/e07fc75a556f.jpg)
1. стакан вина - символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.
2. кисти винограда - евхаристический смысл.
3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.
4. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).
5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.
6. орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха - плоть, скорлупа древесной породы - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.