-Цитатник

Без заголовка - (0)

Leonard Cohen - Dance Me to the End Of Love Танцуй со мной, до конца любви Веди ...

Без заголовка - (0)

Daniel Powter - Crazy all my life Случайно услышала эту песню по радио у сына в м...

Без заголовка - (0)

Paul Mauriat " L'ete Indien " Africa" Paul Mauriat " L'ete Indien " Africa"

Без заголовка - (0)

ЖЕНЩИНАОТПРАВИЛА НА САТ ПРЕЗИДЕНТА ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО. СМОТРИМ... В соц. сетях активно обсуждают и...

Без заголовка - (0)

Афоризмы на все случаи жизни Афоризм (греч. aphorismos — краткое изречение), обобщённая, законч...

 -Рубрики

  • (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лиликко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2011
Записей: 1970
Комментариев: 146
Написано: 29092


Допетровская эпоха.Живопись

Воскресенье, 14 Августа 2011 г. 14:29 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 48 - ПОСЛЕДНЯЯ ЦАРИЦА ЕВДОКИЯ ЛОПУХИНА)

Интересный персонаж - Евдокия Лопухина! Семь лет была царицей, причем последней – после нее в России были сплошь императрицы – но никто не запомнил ее сидящей на троне в шелках и парче. Отлученная от трона, могла бы возглавить бунт, но предпочла монастырское изгнание. Жила она долго, пережив мужа, детей и даже внуков. Под конец жизни ей предлагали корону, но она добровольно от нее отказалась, предпочтя остаться в памяти народа смиренной узницей и призраком на страницах истории.



Неизвестный художник Царица Евдокия Федоровна в парадном одеянии

Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна, 1669—1731) — царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), с 1699 года - инокиня Елена.




Целомудренным липам истово
Осень косы окрасила хной.
Тихо бродит по кельям чистеньким
Дух Дуняши Лопухиной.

Пела песенку: не царевичу -
Терпеливому веретену.
Схоронил живьём Новодевичий
Невозлюбленную жену.

Тело сохнет, тоскует, мается.
Росный ладан да мутный дым…
Застывают на платье старицком
Слёзы жемчугом зерновым.

Где ж парча да платки кашмирские?
Во спасенье от горьких дум –
Хлеб подовый, щи монастырские,
Белорыбица да изюм.

Меркнет в памяти Богом венчанный,
Что, встопорщив кошачий ус,
Из России – простой, бревенчатой –
Строить новое впал в искус.

Молода ещё, а на темечке -
Словно ранний снег – седина…
Похоронена в Новодевичьем
Евдокия Лопухина.

Кира Шагрон

Евдокия Лопухина - дочь стрелецкого головы, а позже стольника и окольничего царя Алексея Михайловича - Иллариона Абрамовича Лопухина, переименованного в качестве отца царской невесты в Фёдора. Род Лопухиных был беден. Чтобы прокормить семью, Федор-Илларион покинул родное калужское имение и поступил в государево войско простым стрельцом. К тому времени у него было уже двое детей, включая рожденную в июне 1670 года дочку Прасковью. Позже родилось еще двое детей – Абрам и Ксения. Благодаря служебному рвению, а также протекции старшего брата, Петра, Федор вскоре перешел на командные должности. Во время стрелецкого бунта 1682 года он оказался среди немногих командиров, не поддержавших царевну Софью против ее брата Петра. За это царевна сослала его воеводой в Сибирь. Но мать Петра, Наталья Кирилловна, не забывала верных людей – она сумела вернуть Федора в столицу и сделать его стольником.

Дочь Федора также была вынуждена в связи с обручением с царём сменить своё имя с Прасковьи на Евдокию. Прасковья была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без всякого согласования этого вопроса с женихом - да в то время согласия молодых и не требовалось - все решали родители новобрачных. Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что род Лопухиных был хоть захудалый, но многочисленный и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов ее сына.

Царица-мать пыталась женитьбой также образумить 17-летнего сына, который был чересчур непоседлив: со своим дружком Меншиковым бегал к немцам в Кукуйскую слободу, где курил табак и глазел на бесстыдно оголенных иноземных девок. Наталья Кирилловна понимала, что боярышням трудно было равняться с бойкими иностранками – они до сих пор жили затворницами, рано толстели, красили лица свеклой, порой даже чернили зубы для пущей красоты. Лопухина была высока, полна в меру, и ее лицо с большими черными глазами вполне можно было назвать красивым.



Гравюра неизвестного художника Портрет Евдокии Лопухиной, когда она по воле матери Петра стала царицей 1689 г.

Повенчались Евдокия с царем Петром I 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
Семейное счастье Евдокии Федоровны было непродолжительным, хотя современники отмечали, что любовь между Петром и Евдокией «была изрядная».
Через месяц после свадьбы Петр уехал учиться корабельному делу на Плещеево озеро.
Евдокия каждый день писала ему письма:
«Здравствуй, свет мой, на множество лет. Женушка твоя Дунька челом бьет…» Вернувшись, Петр увлеченно рассказывал забеременевшей жене про корабли и потешные баталии, но скоро понял, что ей это неинтересно. Ему же оказались чужды ее заботы – дворцовое хозяйство, богомолье.

В феврале 1690 у Лопухиной родился первый сын - царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 - второй сын, царевич Александр Петрович (умер в 1692 году). В некоторых источниках упоминается, что в 1693 родился третий сын Павел, тоже вскоре умерший.
Воспитанная по старине, ограниченная, мелочная и злобная, но честолюбивая и властная, Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений "марсовыми делами" и "нептуновыми потехами". Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома для любимых потех. Желая размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, а это вело к все возрастающей неприязни между супругами. Даже рождение сыновей не могло уже сблизить их.



Неизвестный художник Лопухина Евдокия Федоровна начало XVIII в.

Петр, увлекшись судостроением, вскоре забыл жену и подолгу отсутствовал в Москве. Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью немецкого виноторговца Анной Монс.
По мнению историка Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Он же написал о пассии царя:
«Это был тип женщины легкого поведения, обладающей наружным лоском, тем кокетством, которое способно обворожить пылкого человека». Царь Пётр всей душой привязался к Анне, все время проводил с «Монсихой».

Старший сын Алеша выжил, но рос хилым, часто болел, и мать буквально не отходила от него. До нее доходили слухи, что царь в свободное от забот время, как прежде, пьянствует в немецком квартале с Меншиковым и швейцарцем Лефортом. Она снова садилась за письма:
«Здравствуй, мой батюшка, на множество лет! Как ты, свет мой, изволил пойтить, и ко мне не пожаловал… я бедная на свете бесщастна, и не отпишешь мне о здоровье».



Неизвестный художник Портрет царицы Евдокии Федоровны XVIII в. Музей-усадьба Кусково

Пока была жива мать царя - Н. К. Нарышкина, Петр не обнаруживал своей антипатии к Евдокии Федоровне, но после смерти матери (1694) царь, уехавший в Архангельск, не стал даже отвечать на письма жены.
Охлаждению к жене содействовала также нелюбовь Петра к ее родне Лопухиным, приверженцам московской старины. Евдокия Федоровна напрасно жаловалась на свое одиночество и в письмах к Петру звала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала перемену в своей жизни, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4 лет Лопухиных не трогали.

Евдокию еще называли царицей, она жила с сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, уже попали в опалу. В связи с открытием в 1696 году заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы — без каких-либо на то оснований.



Неизвестный художник Портрет царицы Евдокии Федоровны

Отправившись за границу весной 1697 года в «Великое посольство», Петр из Лондона просил своего дядю Льва Кирилловича Нарышкина уговорить Евдокию постричься, но его старания не имели успеха. Тотчас же по возвращении в Москву сам царь безуспешно уговаривал жену идти добровольно в монастырь. Наконец он велел отвезти ее в суздальский Покровский монастырь. Архимандрит монастыря не согласился постричь Евдокию Федоровну, за что был арестован. В июле 1699 она была пострижена насильно под именем Елены. Но Евдокия только полгода носила иноческое платье, затем стала жить в монастыре мирянкой. Завела свой двор с десятками слуг, устраивала пиры, щедро раздавала милостыню. При этом казна не платила ей ни копейки; деньги поступали от церковников, недовольных политикой Петра.



Неизвестный художник Царица Евдокия Лопухина, в монашестве Елена

В 1709 или 1710 году она увлеклась присланным в Суздаль для набора рекрутов 37-летним майором Степаном Борисовичем Глебовым. Случайно увидев его, царица упросила духовника Федора Пустынного привести майора в ее келью. Позже на допросе по делу «царевича Алексея» ближняя монахиня Капитолина сообщила:
«К ней, царице-старице Елене, езживал по вечерам Степан Глебов и с ним целовалися и обнималися. Я тогда выхаживала вон: письма любовныя она принимала и к нему писать мне велела».
Сохранившиеся письма Евдокии полны страсти, заставляющей вспомнить пословицу про тихий омут и чертей в нем:
«Забыл ты меня так скоро. Мало, видно, твое лицо, и руки твои, и все члены твои, и суставы рук и ног твоих политы моими слезами… Ох, свет мой, как мне на свете жить без тебя?»
Бравый майор был слегка испуган этим водопадом чувств и скоро начал пропускать свидания.
К тому же он предполагал, что роман с царицей, пусть и бывшей, может иметь последствия.



Неизвестный художник Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I

Все оказалось хуже, чем он думал. Сама того не подозревая, Евдокия оказалась вовлечена в новый заговор против Петра. Ее брат Абрам, приезжая к ростовскому епископу Досифею, говорил ему: «Дай Бог хотя б после смерти государевой она царицею была с сыном вместе!» Он же доверительно сообщал князю Щербатову: «Когда царевич царствовать будет, нам добро будет». Сам Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах "великой государыней". Другие предрекали, что Петр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы.
В 1716 году сын Евдокии - царевич Алексей Петрович, опасаясь гнева отца, бежал за границу, но через два года царский посол Петр Толстой сумел заманить его обратно. Царевича бросили в застенок, выпытали имена тех, кто поддерживал его или хотя бы мог поддержать. Тех, в свою очередь, тоже пытали, чтобы выявить сообщников.
Вообщем, все открылось из так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея. В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие.
Среди арестованных оказался и Степан Глебов, у которого нашли любовные письма царицы. Разъяренный Петр дал приказ следователям вплотную заняться инокиней Еленой. В Манифесте, изданном в связи с «делом царевича Алексея» (3 февраля 1718), Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: «...за некоторые ее противности и подозрения».



Неизвестный художник Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I (инокиня Елена) (гравюра)

В 1718, когда началось расследование, в Суздаль был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который обыскал ее вещи, ничего не нашел, но арестовал Евдокию вместе со сторонниками.
По приказу Петра палачи взялись за Глебова. Французский дипломат Вильбуа писал в донесении: «Глебов перенес эту пытку с героическим мужеством, отстаивая до последнего вздоха невинность царицы Евдокии и защищая ее честь».
На самом деле Глебов очень быстро признался, что «жил блудно» с бывшей государыней. Отрицал он другое – заговор против царя, хотя его пытали так, как не пытали никого даже в то жестокое время: вздергивали на дыбу, жгли огнем, потом заперли в крошечной камере, пол которой был утыкан гвоздями. Узник не мог ни стоять, ни сидеть, гвозди впивались в тело, раны воспалились, началась гангрена.

В письме к Петру Евдокия Федоровна во всем повинилась и просила прощения: «Припадая к ногам вашим, прошу милосердия, того моего преступления о прощении, чтоб мне безгодной смертию не умереть. А я обещаю по-прежнему быть инокою и пребыть в иночестве до смерти своея и буду Бога молить за тебя, Государя».



Неизвестный художник Портрет инокини Елены (Евдокии Федоровны Лопухиной)

Петр жестоко казнил всех замешанных в деле. Казнь состоялась 15 марта 1718 года на Красной площади. Еле живого Глебова накололи на железный кол, дошедший ему до самой груди, и оставили умирать. Глебов мучился 18 часов, а чтобы он не замёрз раньше времени на морозе, император «заботливо» набросил ему на плечи полушубок. Рядом в ожидании признания дежурил священник, но Глебов так ничего и не сказал. Утром на той же площади колесовали бывшего епископа Досифея. Не уцелел и болтливый Абрам Лопухин – после страшных пыток ему отрубили голову, которая целых три месяца красовалась на шесте на месте нынешнего ГУМа.

А по отношению к Евдокии Петр ограничился переводом ее в том же 1718 году в другой, Ладожский-Успенский монастырь, где она провела 7 лет. Там ее держали на хлебе и воде в холодной камере без окон. Всех слуг убрали, и при ней осталась только верная карлица Агафья. Узница была так смиренна, что тюремщики относились к ней с сочувствием.

Затем она в 1725 году после смерти Петра I была переведена в Шлиссельбург, где, при Екатерине I , содержалась в строгом секретном заключении. Снова были скудная пища и тесная камера – правда, с окошком, в которое Евдокия могла видеть Алексеевский равелин, где убили ее сына.



Неизвестный художник Портрет Евдокии Федоровны Лопухиной

Весной 1727-го бывшая царица получила полное лести письмо от самого Меншикова. Оказалось, что, провластвовав два года, Екатерина умерла от пьянства, и императором стал юный Петр II, сын Алексея от немецкой принцессы Шарлоты. Евдокия Федоровна переехала в Москву и поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре; ей было назначено большое содержание – 4500 руб. в год, и дан особый двор. Скоро царь Петр Алексеевич (какое совпадение!!!) навестил ее в Москве. Незнакомый внук оказался хилым долговязым юношей, который быстро устал от бабкиных нежностей и поучений. Сумма содержания была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и Петр II изредка проявлял к ней знаки уважения. При этом царская бабка была сильной фигурой в придворной борьбе. Она принимала гостей, которые спешили выразить ей свое почтение. Среди них была и жена британского посланника, писавшая подруге: «Она уже в годах и очень полная, но сохранила следы красоты. Лицо ее выражает важность и спокойствие вместе с мягкостью при необыкновенной живости глаз».
Существуют свидетельства, что, после смерти Петра II, кандидатура Лопухиной рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол в связи с кончиной императора и пресечением прямой линии Романовых, но Евдокия Фёдоровна отказалась от престола.

Престол достался племяннице Петра, Анне Иоанновне, которая отнеслась к Евдокии Федоровне очень дружелюбно. Лопухиным вернули дворцы и поместья, и этот род еще долго блистал в истории России.
Умерла Лопухина тихой смертью 27 августа 1731 года. До самой смерти старица Елена истово отмаливала грехи, не только свои, но, как обещала, и того, кого Бог назначил ей в мужья.
Похоронена Лопухина в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

Использованы материалы Википедии, Словаря Брокгауза и Эфрона и статьи в журнале «GalaБиография» за август 2006 года.



Серия сообщений "Допетровская эпоха":

Часть 1 - РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 48 - ПОСЛЕДНЯЯ ЦАРИЦА ЕВДОКИЯ ЛОПУХИНА)


Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку