В 1890-х годах Европу охватила мода на тиары в духе русской императорской короны. По дизайну они походили на кокошник и состояли из градуированного ряда поставленных вертикально ланцетовидных мотивов листьев.
Характерной чертой такого типа тиар является то, что они могут быть ношены как колье. О популярности таких тиар говорит тот факт, что практически все Великие княгини России имели по такой тиаре. Не была исключением и Великая княгиня Мария Павловна-старшая. Она очень любила ювелирные украшения. Ее любимыми ювелирами были Faberge, Bolin (Болин), Cartier.
После смерти Марии Павловны все ее бриллиантовые украшения унаследовала дочь Елена, принцесса Греции и Дании по мужу. Среди ювелирного наследства была и эта тиара. Она была сделана, возможно Bolin, в 1880 году. Мастера этого ювелирного дома славились тем, что в их работе даже крупные камни выглядели очень элегантно. Возможно, такой эффект достигался из-за использования серебра. Как например, в этой тиаре. Благодаря использованию серебра, металл не затмевает блеска бриллиантов и тиары выглядит легкой и изящной.
Романова Елена Владимировна (Елена Греческая и Датская). Русские кокошники
Дочери Елены Владимировны-Ольга,Елизавета, Марина
Тиара, в которой Елизавета (дочь Елены Владимировны) была на своей свадьбе, принадлежала её бабушке Марии Павловне, а затем матери — принцессе Елене. Её младшая сестра Марина также шла под венец в этом украшении. Затем тиара перешла дочери Елизаветы — Елене (1956). В ней же выходила замуж её внучка София Габсбург в 1990 году и невеста правнука Максимилиана Сара Майя аль-Аскари в 2005
Русский императорский дом
Мария Павловна-старшая (?????).Елизавета (Элла)
Несколько слов об одном из придворных ювелиров российского императорского двора-Карле Болин,упомянутом выше.
Есть в истории русского ювелирного дела имена, навечно вписанные в историю искусства. Мы говорим «Фаберже», и воображение рисует нам блистательную череду императорских пасхальных шедевров, изысканных гильоше-эмалей, хрупких каменных композиций и других «objets de fantasie». Имена Сазикова, Овчинникова, Хлебникова воскрешают в памяти образы русских былин и исторических преданий, воплощенных в серебряных скульптурных группах, вариации старинной русской утвари — полихромные эмалевые ковши, братины и чаши. Название же еще одной, некогда столь знаменитой русской ювелирной фирмы — «Карл Эдуард Болин», сравнительно недавно было способно вызвать эмоции только у посвященных. А между тем в истории отечественной художественной промышленности фирма семьи Болин занимает значительное и совершенно особенное место. Прежде всего она является старейшим ювелирным предприятием Российской империи, ведущим, как и фирма П.Сазикова, свою историю с конца XVIII столетия.
Великая княгиня Мария Кирилловна.Мария Павловна
История фирмы началась в 1796 году. Основатель дела — Андрей Григорьевич Ремплер имел почетное звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I. Дело продолжили зятья удачливого выходца из Саксонии — немец Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин, чьи имена стали известны далеко за пределами России после успеха на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Тогда многие считали «невозможным для нашего Отечества первенствовать или даже соперничать с другими государствами, особенно Францией, законодательницей моды и вкуса». Тем не менее произведения фирмы бриллиантовых и золотых дел мастеров из Санкт-Петербурга Болина и Яна удостоились самой высокой похвалы, так как «решительно превосходили совершенством оправы все», что было представлено в Лондоне
Ольга Александровна.Ольга Константиновна (?????)
На Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году Карл Эдуард Болин, чье имя к этому времени носила фирма, был признан лучшим ведущим российским ювелиром. В этом «мирном состязании на почве художественной промышленности» участвовали 11 ювелиров из Санкт-Петербурга, Москвы и Гельсингфорса. Среди них были придворный столичный ювелир Фридрих Кехли, знаменитый мастер Иван Чичелев, поставлявший свои изделия королю Италии Виктору Эммануилу, зачинатель машинного производства изделий из золота Отто Крумбюгель и Бенуа Фульда — лучшие московские ювелиры. И все же «первое место как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий принадлежало богатой витрине петербургского ювелира господина Болина». Знатоки дела «не могли довольно налюбоваться его большой диадемой из листьев плюща, исполненных только бриллиантами, чрезвычайно искусно сплетенными, так что металл, их поддерживающий, совершенно исчезает». Карл Эдуард Болин, единственный из всех ювелиров и серебряников, участвовавших в выставке, получил по ее итогам высшую награду, а именно «право употребления Государственного герба». Как отмечено в официальном отчете, этой награды он был удостоен «за совершенную чистоту ювелирной работы, искусный подбор камней и изящество рисунков, при долговременном существовании фирмы».
Виктория Федоровна (Виктория-Мелита)
Судить о характере продукции фирмы в этот период довольно сложно, так как сохранились лишь отдельные экземпляры, как, например, колье, сделанное фирмой в 1874 году к свадьбе дочери императора Александра II великой княжны Марии Александровны и Альфреда, герцога Эдинбургского. Колье состоит из 28 крупных уникальных рубинов цвета «голубиной крови» весом в 61 карат и бриллиантов весом 82 карата. Оно продавалось на аукционе «Christies» в Женеве в 1994 году с оценкой 2 миллиона долларов. Помимо колье фирма выполнила к свадьбе и роскошную диадему, которая, к сожалению, была разобрана на части ее последними владельцами, не сумевшими поделить шедевр с уникальными камнями более цивилизованным образом. Другим великолепным образцом ювелирных работ фирмы «Карл Эдуард Болин» является тиара из бриллиантов и рубинов, ныне принадлежащая маркизе Надежде Милворд Хейвенской.
Елизавета Федоровна (Элла) с фрейлиной
Именно о таких изделиях очевидцы писали, что они относятся к «тонкому, артистическому художественному роду» и отличаются необыкновенным блеском драгоценных камней, искусно вставленных и подобранных с большим вкусом. Это отзыв обозревателей Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Тогда пресса отметила, что фирма «Болин» пользуется громадной известностью и существует без малого сто лет, а господин Болин является одним из старейших представителей ювелирного мастерства в России. В витрине предприятия среди других ювелирных изделий была выставлена бриллиантовая диадема с жемчужными подвесками, каждая размером с грушу-дичок, составлявшая собственность великого князя Владимира Александровича. Нам представляется, что именно в этой диадеме изображена на фотопортрете его супруга — великая княгиня Мария Павловна.
Императрица Мария Федоровна
Великая княгиня Елена
Императрица Александра1894
Великая княгиня Мария Павловна
Великие княжны
Несколько тиар-кокошников
Россия
http://www.gems.su/info/02-81.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0...%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
http://community.livejournal.com/ru_royaljewels/24990.html#cutid1
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6025.php