-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Любаша_Бодя

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2011
Записей: 13684
Комментариев: 7770
Написано: 29889


Способы сделать компост:

Понедельник, 12 Сентября 2022 г. 04:15 + в цитатник
Приготовление и использование компоста. Как лучше готовить? В куче? В бочке? В мешках? Что добавлять?
Сразу пишу, что я не поливаю "Сияниями" и ускорителями компоста. Не вижу в этом необходимости. Дело в том, что у меня налажен уже конвейер, заряжено несколько компостеров. Каждый год что-то освобождаем, что-то наполняем. Компост всегда есть.

 

Если бы я только начинала возделывать свой участок и мне бы нужен был компост срочно, то, возможно, попробовала какой-то ускоритель. Расскажу о своем опыте без ускорителей.
 
4 способа сделать компост и один, как не надо его делать

Моя первая компостная куча

Даже правильнее сказать - кучи! Было это в моей молодости, тогда еще и навоз можно было привезти бесплатно из деревни. Родственники держали скотину. Компост еще не был так популярен. Поэтому первый у меня получился не по необходимости, а случайно.

Все лето полола грядки. А вырванную траву стаскивала в кучки. Эти кучки у меня были распределены равномерно по всему огороду и постоянно увеличивались. Штук 5 было точно.

Я-то знала об их существовании, а муж нет. И вот он, пробегая по моим огородным владениям по каким-то своим делам, постоянно об них спотыкался. И меня ругал: "Зачем накидала?! Как я буду землю пахать с твоими кучами??!!"

Пообещала убрать до весны. А куда? И вот весной муж уже предложил выбросить этот "мой мусор". Ну, молодые мы были, что с нас взять?

Я взяла ведро, пошла нагребать. А там травы уже не было. Вся насквозь почва рыхлая, рыжеватая. Тут уж я узнала в этом перегной и встала на защиту своих куч. Решили это добро собрать и по лункам картофельным разбросать.

Следующий свой компост я уже делала осознанно! 

 

Мой первый компост созрел всего за один сезон! Потому что состоял только из мелкой выполотой травы. Прошлой весной я заполнила полубочки сухой травой, прошлогодней листвой, мелкими опилками. Засыпала сверху землей и посадила цветы. Все лето поливала. Этой весной выгребала из той бочки землю, внизу никаких остатков растительных нет, до дна почва - перегной.

Вывод - тонкая, мелкая растительность перегнивает за один сезон с весны до весны без всяких ускорителей.

 

Компост в бочках, что можно в него класть, а что нет

У нас на участке 4 металлические бочки. Они старые-престарые, достались от прежних хозяев, а тем от их прежних. Ведь на каждом участке раньше были бочки, в них копили дождевую воду для поливов.

Я не знаю, откуда берутся садоводы, у которых нет бочек. Вот честно! Когда пишут в комментариях: "Где взять бочки, они дорого стоят". Я вообще в недоумении. А куда делись бочки, которые раньше были на участке?
Мне кажется, эти бочки железные они передаются из поколения в поколение уже лет сто не меньше. Мы и сад когда-то держали, там были бочки, и у родителей было два сада, и в каждом стояли бочки для воды. Наверное, мне опять повезло, теперь с бочками.

Моя старая и дырявая бочка заполняется растительными отходами

Так вот! После того случая с моими первыми компостными кучами. Решили выделить одну самую старую и дырявую бочку под компост. Весь сезон я бросала в эту бочку траву, а еще очистки с кухни, туда же вываливала горшки цветочные и землю из-под рассады, кошачий туалет из опилок.

Там, где нет запаха кошки, будут жить мышки. Чтобы не прикормить мышей, не бросаю в компост куски хлеба. Также добавляют подстилку из курятника, коровьи лепешки. Но перегнивать это все должно 3-4 года.

Нельзя бросать и лить в компост кислое и соленое. Это убивает бактерии и дождевых червей, которые перерабатывают траву в перегной. Так же нельзя бросать жирное, мясо, рыбу, кости. По сравнению с травой эти добавки очень долго перегнивают, компост получится неравномерным.

На сезон мне хватает одной пустой бочки, чтобы ее наполнить доверху. Муж периодически залазит и трамбует. Я периодически поливаю.

Компост в бочках надо обязательно поливать. Они же металлические - сильно греются на солнце. Однажды перевернули одну, а там ничего не перегнило, все засохло кусками. Теперь усиленно поливаю.

Это я к тому, что иногда спрашивают: "А бочки у Вас без дна?" Наверное, считают, что с дном застаивается вода или черви не попадают. У меня бочки старые дырявые. Черви и бактерии попадают с землей на корнях, и плюс каждые 30-40 см я пересыпаю землей с огорода.

А чтобы в них вода застаивалась, это постараться надо туда столько налить. Когда поливаю компост в бочках, вода с таким шумом засасывается, будто в огромную губку.

Вернемся к моей первой бочке! Наполнила я ее, сверху насыпали земли, весной посадила туда кабачки. А куда теперь траву я буду складывать? Выделили еще одну старую протекающую бочку. И так за 4 года я задействовала 4 бочки, на пятый высвободили первую и пошел круговорот. А под воду купили новые - современные, пластиковые.

 

Компост в ящиках, коробах

На мой взгляд это самый лучший способ. Потому что постепенно бочки для меня стали более важны, как высокие грядки.

Вигна в бочке

Заливать их водой для перегнивания мне надоедает. Например, если я выращиваю сверху огурцы или фасоль, то мало вылить ведро сверху и полить только растения. Приходится хоть раз в неделю проливать до дна всю эту "губку". А в тень, чтобы не сохли, бочки ставить не хочется, тогда в них ничего не посадишь.

Ящики - короба в этом смысле лучше. Сооружаем где-то под забором, в тени и сырости. Черви охотно заползают, поливать не надо. Муж ставит борта из любых старых досок, лишь бы не рассыпалось содержимое. И все дела.

Чем еще удобны такие короба - можно в любое время взять компост, а бочку - только раз в сезоне переворачиваем, каждую конкретную раз в 3-4 года. У короба передняя стенка наборная. То есть я насыпала слой, муж ставит доску выше и т. д. Пока до верха насыплю, внизу уже компост готов. Нижнюю доску убираю и набираю.

Наша компостная куча страшная из старья сделана, поэтому нашла красивую из интернета, чтобы показать принцип.

Компостер с наборными стенками

Бывает, и как в молодости, накидаю кучу травы и из нее беру снизу перегной. Кстати, даже земля под перегнойной кучей становится плодородной, ее можно набирать для рассады.

 

Компостная яма

Такую никогда не делала, но видела, когда были молодоженами и квартировали с мужем. Жили в частном домике. Хозяева разрешили нам пользоваться клочком земли на огороде. Всю выполотую траву велели собирать и уносить в компостную яму. Она была глубиной с полметра точно.

Позже я прочитала, что компостные ямы - бесполезные трудозатраты. Бактерии и дождевые черви обитают в верхних 30 см. Они охотнее заберутся вверх, где теплее и идет дождь, но не в глубь. Глубже уже не их стихия.

И оттаивают такие ямы поздно весной, перегнивает все дольше, если еще перегнивает, быстрее закиснет. В общем силосные, сливные ямы надо делать, а компостные не надо.

 

Компост в мешках

Компост в мешках тоже не делала. Но видела, что их наполняют, заливают ускорителем компоста (так в магазине и называется) по инструкции, завязывают, протыкают отверстия для аэрации, и все прекрасно готовится за 3-4 месяца. Надо попробовать. Как раз набила мешок старыми листьями земляники. Хотя особого желания нет. Высыплю лучше в бочку.
Источник: dzen.ru/marina_volkova

 

 

Отличный компост



 

КОМПОСТ ИЗ БОЛЬНОЙ БОТВЫ?! КАК СДЕЛАТЬ?

- ЧТО ТАКОЕ КОМПОСТ?
- ИЗ ЧЕГО ЕГО ДЕЛАЮТ?
- НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ЭТОГО КОМПОСТЕР?


 

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ !!!

Ваша  ЛЮБАША  БОДЯ

 

Рубрики:  = ПРИУСАДЕБНОЕ ХОЗ-ВО =/Компост


Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку