Работы известного русского философа и литератора Николая Бердяева входят в золотой фонд отечественной мысли. Размышления о роли русской цивилизации в глобальной картине мировой цивилизации, о будущем России.
Николай Бердяев около 1910 года.
Бердяев о России
«Свобода не демократична, а аристократична. Свобода не интересна и не нужна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы».
«Священно не общество, не государство, не нация, а человек».
«Россия самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю».
«Личность (в России ) была придавлена огромными размерами государства, предъявляющего непосильные требования. Бюрократия развивалась до размеров чудовищных. Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное».
Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в имении Обухово Киевской губернии в дворянской семье. Воспитывался сначала дома, позже учился в кадетском корпусе и Киевском университете.
Студентом состоял в марксистском кружке и участвовал в беспорядках, за что был арестован. В начале XX века был в ссылке в Вологде и Житомире. В это время активно писал философские работы. После Первой мировой войны и двух революций снова был дважды арестован советской властью и в 1922 году был выслан из страны на знаменитом «философском пароходе». С 1924 года и до самой смерти жил во французском городе Кламар — именно там и написал все свои самые известные трактаты, в том числе и «Русскую идею». С 1942 по 1948 год семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Умер Бердяев в марте 1948 года от разрыва сердца, так и не закончив свою работу «Царство Духа и Царство Кесаря».
Путь Бердяева как философа протекал от марксизма к персонализму и экзистенциализму. Ему был симпатичен революционный запал и антибуржуазная риторика, но главным в человеческом существовании он считал свободу личности, призвание и творчество.
Человек есть существо, собой недовольное, неудовлетворенное и себя преодолевающее в наиболее значительных актах своей жизни. Личность выковывается в этом творческом самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему ее осуществить свою жизненную задачу. Человек тогда только личность, когда он следует этому внутреннему голосу, а не внешним влияниям.