-Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид леонов леонид филатов лермонтов людмила гурченко максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12156
Комментариев: 34231
Написано: 59071


26 января 1878 года родился Александр Витберг

Пятница, 26 Января 2024 г. 14:59 + в цитатник

Эта история, начавшаяся более двух столетий назад, обрела неожиданное и противоречивое продолжение. Поэтому стоит вспомнить трагическую судьбу архитектора Александра Витберга и странное воплощение главного проекта его жизни, реализованное весной 2020.

25 декабря 1812 года, после изгнания французов за пределы России, Александр I опубликовал Манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве церковь во имя Спасителя Христа. Работа закипела. О ее глобальности и значимости говорит уже то, что в объявленном конкурсе на проект храма приняли участие выдающиеся архитекторы: Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди… А победил мало кому известный молодой (всего 25 лет!) художник Александр Витберг.

Характеристики этого проект совершенно потрясающие. "Замысел Витберга был настолько гениален, что граничил с безумием". А вот мнение императора:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни»



Карл Витберг был художник, а не архитектор, лютеранин и масон. Однако вдохновившись идеей конкурса, специально два года изучал архитектуру и черчение. После победы в конкурсе он проходит крещение в православие. Крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах храм по проекту Витберга.



По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом и как бы парить над Москвой. Он брал на себя функции второго центра столицы после Кремля. Нужный для строительства камень решили везти из на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. Во время работ поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, а по пути в Москву баржи затонули…
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы (интересно, что теперь примерно на этом же месте стоит здание МГУ, о котором постоянно ходят слухи, что под ним замороржены почвы, чтобы оно не "поплыло" и пр.); затем Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенны
undefinedе казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.


Портрет молодого Герцена, выполненный Витбергом

В Вятке Витберг познакомился с Александром Герценом, сосланным туда же.

"Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам, - писал Герцен. - Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов: стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти".

Спас Витберга другой храм. По его проекту в Вятке был построен удивительной красоты Александро-Невский собор, в основу которого был положен мотив одного из вариантов храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Деньги собирали все жители Вятки, а строили собор 25 лет. "Такой церкви еще нет - вкус византийский, а формы новые" - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора.



Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: "Это тот самый Витберг?". И своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервал его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.

Однако ссылка надломила Витберга, а возможно еще больше - то, что ему не было дано продолжить работу над Храмом Христа Спасителя, на что он долго надеялся. Со слов Герцена,  в ссылке "Витберг всякий день несколько часов посвящал храму, развертывал старый проект, исправлял и совершенствовал его. Он жил в нем. Он не верил, что его не будут строить...Нельзя сказать, чтобы он легко сдался, он отчаянно боролся, но тут он разглядел, что все кончено... Витберг седел, старел, старел не по дням, а по часам. Когда я его оставил в Вятке через два года, он был десятью годами старше..." .
Поселившись в Петербурге, забытый и невостребованный в архитектурных и придворных кругах, он прожил еще 15 лет и, по словам Герцена, ждал смерти.

Собор, спроектированный Витбергом в Вятке (Кирове), был взорван а 30-е годы. Пытаясь спасти его, жители Вятки собирали подписи на послании Сталину. Письмо дойти не успело… Храм взорвали ночью, пока город еще спал. Единственное, что дошло до нас из наследия Витберга - ворота и решетки городского сада в той же Вятке. (Update. До наших дней дошел спроектированный Витбергом Никольский собор Черноостровского монастыря в Малоярославце

Но история Витберговского проекта нашла совершенно неожиданное продолжение в начале XXI века. В 2012 году в Грозном, столице Чечни, началось сооружение Дворца приемов, в основе которого, как было заявлено, лежит проект Храма Христа Спасителя работы Витберга 1817 года. В апреле 2020 года Дворец, получивший имя чеченского актера Дагуна Омаева, был открыт. Вот как о нем пишут:

Проект Витберга воскрешен с гармоничным сочетанием новейших и старинных строительных технологий. Величие храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поражает современников. 12-этажное здание Дворца является образцом классической архитектуры. Оно снаружи представляет собой трехъярусное сооружение, завершающееся куполом, который освещается в темное время суток всеми цветами радуги.
Первый ярус здания, включающий в себя первые два наземных этажа, представляет собой квадратный постамент, на котором возвышается круглое двухъярусное многоэтажное строение, сужающееся к куполообразной крыше. Невероятную роскошь и монументальность придают зданию и притягивают взгляды колонны, стоящие по периметру всех ярусов здания.



Во дворце имеются малый и большой залы концертные залы, конференц-зал, а также здесь расположены Государственная филармония республики и министерство культуры Чечни.

moscow-i-ya.livejournal.com694231.html

 

Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Церковь монастыря Роттенбух
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Барселона Гауди
...
Часть 35 - 7 августа 1859 года родился Фёдор Шехтель
Часть 36 - Памяти Карла Росси
Часть 37 - 26 января 1878 года родился Александр Витберг
Часть 38 - 12 марта 1737 года родился архитектор Василий Баженов.

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям