-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов людмила гурченко максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых мария юдина маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пётр капица пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)

✨ Таинственный художник А.И. Мещерский.   Таинственный художник Арсений Мещерск...

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59049


Классический танцовщик Никита Долгушин

Вторник, 14 Ноября 2023 г. 20:29 + в цитатник



Памяти петербургского танцовщика, хореографа, педагога.
Неопубликованное интервью предоставлено редакции Марианной Димант

В конце октября 2008 года, мы встретились с Никитой Долгушиным в гримерке Михайловского театра и поговорили. Через несколько дней ему исполнялось 70. Поэтому и разговор он начал с итогов — на тот момент предварительных:

Я покинул сцену 10 лет назад — последнее, что я станцевал, это были два юбилейных спектакля, и среди них — «Жизель». Я шутил тогда, что мне уже 120 лет: 60 по паспорту, плюс 40 — творчества, плюс 20 лет педагогики.

Как вам танцевалось тогда?

С большим трудом — танцевать-то всегда трудно… А уж в 60…

Вас всегда называли самым интеллектуальным танцовщиком…

Ой, и не говорите… Притча во языцех…

Как вы думаете, на чем эта притча основана?

Может быть, дело в сознательном подходе к исполнению. Я всегда хотел мотивировать каждый поступок героя, каждое движение. Хотел найти для него характеристики, найти тональность танца, найти смысл… Вот вы приходите на дежурный спектакль «Лебединое озеро» и умираете от скуки, хотя кто-то там залупит кабриоль, навертит пируэтов, и спасибо, если не упадет. Они танцуют ни про что. Они выполняют классические движения — и все. Вот, скажем, Зигфрид с его вариацией… Что такое Зигфрид? Это эйфория, это счастье, он влюблен! И о любви своей он кричит на весь мир (в переносном смысле, конечно).

Но это эмоции, это экстаз… А мысль?

Когда меня называли танцовщиком-интеллектуалом, я об это слово всегда спотыкался… Но, конечно, мысль, интеллект нужны — именно они придают роли объем.

Откуда в вас это?

Отец математик был. А мать была оперная певица, пела в провинции. И актриса замечательная. Жаль, я ее на сцене не видел. Да и в жизни долго не виделись — война нас разметала, и по-настоящему познакомился я с собственной мамой только в 6 лет, когда она вернулась в Ленинград из Перми. Это было в 1944-м. И знаете, я ее долго еще на «вы» называл…



Вы блокаду здесь пережили?

Да, с бабушкой, теткой и сестрой. Я под столом сидел — под столом мне было не страшно.

Как получилось, что вас отдали в хореографическое училище?

Мне нравилось танцевать. Начал я еще в детском саду, потом в пионерских лагерях, и даже ставил там какие-то танцы, не понимая, что такое хореография, естественно… И балет я увидел в детстве — два спектакля — «Дон-Кихота» и «Спящую». Должен сказать, что на ребенка самое сильное впечатление произвели даже не танцы, а декорации, костюмы, гигантские пространства Мариинской сцены. Этот мир меня очаровал — мне хотелось оказаться в нем, внутри него… Родители были категорически против — потому, наверное, что хотели для меня какой-то более прочной профессии. Нормальные родители вообще не хотят, чтобы их дети танцевали. Вот и мои… Но я настоял… Хотя, странное, конечно, для мальчика желание… Момент поступления родители долго оттягивали, и в училище я пришел переростком… И еще: я узнал, что они договаривались с руководством, чтобы на вступительном экзамене меня провалили. Тайну эту тогдашний худрук училища, Николай Павлович Ивановский, открыл мне только при выпуске.

Значит, не провалили все-таки — что, данные были слишком хорошие?

Приемлемые данные. Какая-то красота ног была — я помню, как один из членов комиссии сказал: «Ой, смотрите, какие мужские ноги! Какие настоящие мужские ноги!» А я-то не знал, что у меня, двенадцатилетнего, настоящие мужские ноги, откуда мне было знать…

Кто из балетных артистов произвел на вас самое сильное в жизни впечатление?

Уланова, конечно. Чабукиани. Сергеев — нет, хотя я ему и подражал… Алисия Алонсо, Плисецкая. Володя Васильев, Барышников.

А Нуреев?

К Нурееву я относился с уважением — особенно к тому, как он себя и свои ноги воспитал уже на Западе… Хотя и здесь он танцевал великолепно, но, бывало, валился, и шарахало его… Барышников — он весь очень компактный, органичный, складный… А Нуреев себя сотворил сам. На 200 процентов. У него был небольшой прыжок, но то, как он вклеивался в пол — шляпу снять! Вообще, главным, из того, чем он брал, — была динамика. Такой, знаете ли, animal, зверь…

Я хотела бы спросить о прыжке. Как это получается у некоторых — прыгать, и потом долго-долго не опускаться? То, что на вашем профессиональном языке называется «баллоном»?

Это чисто природное. А не то, что человек задумал, подпрыгнул — и завис.

Можно ли создать иллюзию «баллона»?

Можно. Очень часто это именно иллюзия. Чабукиани высоким прыжком не обладал. Но вам казалось, что он парит в воздухе как орел или… сокол.

Что же для этого нужно?

Артистизм! Когда Семена Каплана спрашивали: «Как это, Семен Соломоныч, у вас получаются такие чистые воздушные туры, да еще и двойные?», он, немножко ерничая, говорил: «Ну, очень просто. Я подпрыгиваю наверх, потом поворачиваюсь пару раз, и потом, поразмыслив, приземляюсь». Главное — загипнотизировать зрителя, внушить ему: я лечу, высоко и легко, и это очень здорово, а вы так не можете. Но мы не кичимся и не бравируем этим — мы предлагаем вам возможность прикоснуться… ой, сейчас страшную вещь скажу… к совершенному, божественному…

С Аллой Шелест вы танцевали?

Да — «Шопениану», «Жизель», несколько миниатюр Якобсона. Алла Яковлевна была изумительной, но ею не занимались, ее не раскручивали. Она была выдающаяся балерина, но со сложными, полноватыми ногами, с не очень хорошей фигурой — тяжелый низ… Но она себя во многом сделала, создала, скажем, видимость легких ног. С ней было трудно — она была очень требовательным человеком — человеком жестких правил, со своей философией. Она была — страшно сказать! — необаятельным человеком, но личностью такой силы, такого профессионализма, такой содержательности, что вы влюблялись в эту необаятельность и могли упасть перед ней на колени. Что же касается техники… Фуэте она не вертела, «жете ан турнан» не делала, туры по кругу тоже… Но это было не важно и не нужно. Конечно, на фоне сегодняшних «техничек» она бы не прошла…

А как вы считаете, если балерина что-то не делает технически, но на зрителя действует, то пусть и не делает?

Если действует, то и пусть…

Есть люди, которые считают, что надо все выполнять неукоснительно…

Да, вынь да положь… Та же Шелест находила такой ракурс, что при отсутствии техники у нее все получалось. Она и меня научила — я ведь тоже не был особенно техничным. Помню, как меня Петр Андреевич Гусев перед отъездом по контракту в Австралию учил: «Вы там схитрите — перед большим пируэтом схватитесь за ногу — вот эдак, и скажите: „Ой, я сегодня не здоров, давайте заменим на что-нибудь“». Якобы у меня не получался большой пируэт… А я думаю — что же я, советский артист, можно сказать, лучшего в мире балета, впереди планеты всей, пригласили за границу, и я буду химичить? Нет. И я все делал, тем более что я конкурировал с Эриком Бруном. Это был 1963-й год, мы с ним в Австралии танцевали через день — «Лебединое», «Шопениану», «Дон-Кихота» и «Коппелию». Австралийский балет только что организовался, у них был кордебалет, но не было солистов. И они пригласили две пары — американскую — Эрика Бруна и Соню Арову — и советскую — Таню Зимину и меня. Причем, Таня уже была Народная артистка, а я был никто, и звать меня было никак. И я все делал, и от Бруна многому научился — у него были тоненькие-тоненькие ножки, а сила необыкновенная! Это благодаря специальному экзерсису — он датчанин, поэтому у него экзерсис не русский, с этими напрягами, а бурнонвилевский. Техника — это знание, как распорядиться своим телом, чтобы не оказаться в смешном положении, чтобы не свалиться, и чтобы люди над тобой не хохотали в голос.

Приходилось валиться?

Бывали случаи.



Страшно?

Ну, страшно. Потому что ты в идиотском положении. Ты не хотел упасть, и полетел. Это же не то, что ты едешь с горки, завалился в сугроб, и все хорошо. Ты понимаешь, что ты неловкий, ты потерял чувство формы, ты должен собрать как в кучку метелочкой все, что от тебя осталось. Видел, как великие падают… Главное — встать, а не оказаться лежащим на свалке.

Вы трудолюбивый человек?

Иногда ленился… Но вообще, я человек не ленивый. Мне еще мама всегда говорила: «Лень — мать всех пороков. Поэтому именно то, чего тебе делать не хочется, делай обязательно». Да я и сам знал, что если со своими уродскими ногами я пропущу урок…

У вас же, как было сказано выше, «красивые мужские ноги»…

Это при поступлении. А потом мне стали внушать, что для классических танцев ноги мои не годятся — сухие, неправильные, не оттуда растут и все такое прочее… И, вы знаете, нет худа без добра — я стал свои ноги делать, как у нас говорят, «выдавливать» их. И пришел к тому, что они стали как бы мягкие, как бы способные. Но вообще данные мои вызывали сомнения. У Сергеева, например, — когда я попал в Кировский театр. Коллеги-то, «старики» тогдашние — Макаров, Брегвадзе, Слава Кузнецов — приняли меня, как родного…

А Сергеев?

А он как раз был на уходе — и, вероятно, ревновал. Многим казалось, и думаю, это было справедливо, что я чем-то на него похож — не лицом, конечно, но природой, манерой. Более того, я ему просто подражал — он был моим кумиром. И вот похожесть эта как-то, вероятно, его взволновала. Он уходил и хотел, чтобы запомнили именно его. Навсегда, на веки вечные. У меня в театре возникли проблемы… Вскоре, в 1961-м, я оказался в Новосибирске.

Вы понимали, что вам в Кировском ничего не светит?

Сергеев мне сказал об этом прямо. Ну, и перестали мне давать классические партии, задвинули обратно в кордебалет, назначали на какие-то мимические роли… И всякие другие дела… Помню, накануне «Жизели» меня поставили в Половецкие пляски, сумасшедшие по физическим затратам… Вот прямо накануне! Алла Шелест умоляла Сергеева вынуть меня оттуда. Просто со слезами. А он преспокойно сказал: «Нет, ну что ты! Никита — это украшение Половецких плясок». — «Но как он завтра будет танцевать Альберта?» — «Это его личное дело». Еще случай. Я был поклонником Григоровича и его «Легенды о любви» и просил Сергеева дать мне станцевать Ферхада. Он не дал. А потом, в Новосибирске, я танцевал все, что хотел, и, конечно, «Легенду» в первую очередь. И вот, в эту пору, Кировский вывез «Легенду» в Москву и оказался без Ферхада — что-то там случилось. Срочно связались с Новосибирском, и попросили, чтобы я выручил. Я, конечно, согласился, и с удовольствием — во всей этой истории я оказался победителем! Спектаклей было несколько — я летал туда и сюда, потому что в Новосибирске тоже надо было держать репертуар, в провинции нагрузка колоссальная! Я так воодушевился, что даже захотел, было, вернуться в Кировский. Меня стали отсматривать — дали несколько «пробных» спектаклей: «Легенду», «Лебединое» и «Жизель» с Наташей Макаровой. Потом был разговор с Сергеевым, и он сказал мне прямо в лицо, что, во-первых, я с ног до головы омодернизировался, а во-вторых, опровинциализировался. И поэтому он взять меня не может. Я оказался без работы. Но тут мне позвонил главный балетмейстер Малого Оперного Игорь Бельский. Узнав о том, что я свободен, он просто обалдел от радости. И сделал мне предложение — пригласил на ставку водопроводчика.

Как это так?

Ну, ставок актерских не было свободных. Таким образом, согласно записи в трудовой книжке, я сделался пролетарием, гегемоном, и — нет худа без добра — тут же получил жилье. А актерская очередь на квартиру была ого-го! Должен сказать, что разводной ключ, который я приобрел в новообретенном качестве водопроводчика, понадобился мне только дома. В Малом я поставил «Гамлета» на музыку Чайковского, и вдруг получаю приглашение от Сергеева, и тоже в связи с «Гамлетом».

С другим уже…

Да. Так совпало, что в том же 1970-м он выпускал своего — на музыку Червинского. И решил позвать меня, опытного уже Гамлета. Вот так вот. Встретились. Он говорит: «Знаешь, Никитушка, кто старое помянет, тому глаз вон». Я отвечаю: «Кулак наготове». Ну, поговорили мы с ним — так вот, на юморе… И я согласился. Единственно что, поставил условие: за каждого Кировского «Гамлета» я буду получать возможность танцевать в моих любимых спектаклях — в «Легенде», в «Жизели». Больше мне ничего от них нужно не было — ни «Лебединое», ни «Спящая»…

Согласился?

Да, это кабальное условие он выполнил. Я и здесь танцевал, и в Москву мы с Кировским ездили, и до того дошло, что мы с Сергеевым подружились! Подружились! Потому что он понял, что я вытащил его спектакль. Он понял, что я ничего себе! И даже в следующую свою постановку пригласил — в «Корсара», который мне уже был не нужен абсолютно. Я, честно говоря, и «Гамлета» его танцевал без особого удовольствия…



Скажите, а почему из всех партий вам так нужен был именно Альберт в «Жизели»?

Потому что Альберт — это человек, понимаете?

Не очень хороший…

Ну да… а почему в нехорошем человеке не может быть каких-то хороших черт? Это искусство! Сверяйте по нему свою жизнь и понимайте, что таким быть не надо! А кто такой Зигфрид? Он хороший? Чего же в нем хорошего, если он предал любовь свою, изменил на глазах у всех среди этих факелов пылающих… Правда, он потом покаялся, но как-то без толку — все равно их всех этот Ротбарт уморил. А Дезире — вообще ничтожество! Ходит, понимаете, за юбку Феи Сирени держится, и она его таскает там по панорамам и развалинам каким-то, и подкладывает ему шпагу, чтобы он помахался с феей Карабос…

Вопрос немножко дежурный и последний: что вы делаете в свободное от балета время?

Читаю. Теперь меньше. Моя вечная настольная книга — Пушкин. Если и не открою, то хоть погляжу на нее. Самые замусоленные страницы там «Онегин», сказки… Пастернака всегда любил… Главным оказывается не то, что читаешь сейчас, а то, что было прочитано в той жизни, когда еще даже не все понимал… Господи, как я замечательно во время блокады сидел под столом с гетевским «Фаустом»! В три года я, понятно, читать еще не мог, но листал, вглядывался не только в картинки, но и в строки, самый рисунок которых, казался мне какой-то музыкой… Или чем-то балетным…

30 октября 2008  г

ptj.spb.ru›Никита долгушин:«важнее всего для меня чувство сродности с 

Рубрики:  Балетмейстеры
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям