Воскресенье, 01 Октября 2023 г. 17:19
+ в цитатник
В рассказе Ивана Бунина "Тёмные аллеи", написанном 68-летним писателем в эмиграции, довольно зрелый герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Огарева "Обыкновенная повесть" (1842 год). По воспоминаниям Ивана Алексеевича, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им этого стихотворения. Действительно в этих двух произведениях, созданных молодым Огарёвым и уже достаточно зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарёва: " Стояли тёмных лип аллеи..."
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Символику своего рассказа Бунин объяснял в письме Тэффи:
«Вся эта книга называется по первому рассказу – „Темные аллеи“, – в котором „героиня“ напоминает своему возлюбленному, как когда-то он все читал ей стихи про „темные аллеи“, и все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных“ и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».
Борису Зайцеву Бунин писал в ноябре военного 1943 года: «Оделся и в ожидании отбоя дописываю. Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи». Рассказы эти большей частью в лист, но есть и в одну страничку, это меня последнее время очень занимает – самая крайняя сжатость. И вот еще что – нынешней осенью все хотелось писать и писать что-нибудь милое, пустяковое, веселое – что же все думать о смерти и дьявольских делах в мире! Бокаччо написал «Декамерона» во время чумы, а я вот «Темные аллеи».
Многие отнеслись тогда к этим рассказам сдержанно, даже холодно. На упреки о том, что в книге, написанной в годы войны, не отобразились волновавшее всех события, Вера Николаевна отвечала:
«Рассказы «Темных аллей» отчасти появились потому, что «хотелось, уйти во время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое – ведь было холодно, и голодно, и страшно – и если не за себя, то за близких людей… Кое-кто и скрывался. Поэтому нужно было отвлекаться, и всякий отвлекался по — своему».
Краткое содержание
Пожилой русский офицер в дороге останавливается отдохнуть. В горнице для проезжающих его встречает чернобровая хозяйка, немолодая, но «красивая не по возрасту». Они обмениваются парой ничего не значащих фраз, а потом женщина вдруг называет его по имени. Теперь и он узнает её: — Надежда! Ты? — Я, Николай Алексеевич. Они не виделись 30 лет. Ей теперь 48, ему — под 60. В волнении офицер начинает мерить шагами комнату, глядя в пол. Из разговора становится ясно, что когда-то у крепостной девушки Надежды и молодого дворянина был роман. Затем Николай Алексеевич её бросил. Вскоре хозяева дали крестьянке вольную грамоту — отпустили на свободу. Замужем она так и не была. Николай Алексеевич явно смущён, он пытается сказать, что их связь — дело давнее и уже неважное: «Всё проходит, мой друг». Однако Надежда твёрдо даёт понять, что её любовь с годами не угасла. Она с недоброй улыбкой вспоминает, как звала любимого Николенькой, как он читал ей стихи «про всякие тёмные аллеи». Офицер выражает надежду, что женщина его простила. Но та отвечает: «Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Смущённый Николай Алексеевич спешит уехать. Напоследок он рассказывает Надежде, что после расставания с ней не был счастлив. Он женился, любил жену без памяти, но та изменила ему и бросила «ещё оскорбительней, чем я тебя». Обожал сына, но тот вырос подлецом. «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», — прощается он с Надеждой и уезжает. Офицер едет дальше, на душе у него грустно. Он вспоминает свою молодость и те волшебные мгновения, которые дарила ему возлюбленная. Вспоминает, как читал ей стихи: «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…» (неточная цитата из стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»). Николай Алексеевич думает, могло ли всё выйти иначе. Могла ли Надежда стать его женой и матерью его детей? Старый офицер закрывает глаза и качает головой. Анализ. Любовь в рассказе Бунина «Тёмные аллеи» Рассказ «Тёмные аллеи», как и другие произведения цикла, был написан Иваном Алексеевичем Буниным в эмиграции. Пожилой писатель вспоминал ушедшую молодость и дореволюционную Россию, которой больше нет. Весь цикл проникнут чувством тоски по прошлому, к которому нет возврата, тоски по несбывшимся надеждам. Этим настроением в полной мере пронизан и рассказ «Тёмные аллеи». В промозглый осенний дождь где-то под Тулой пожилой русский офицер останавливается отдохнуть в горнице для проезжающих. Там он внезапно встречает давнюю возлюбленную, которую бессердечно бросил 30 лет назад. Он бы и не узнал Надежду, не назови она его по имени. Николай Алексеевич старается хранить хладнокровие, успокаивает себя и собеседницу словами о том, что «всё проходит». Но женщина не даёт ему заставить совесть замолчать. Она прямо говорит, что за прошедшие десятилетия так его и не забыла, так и не вышла замуж за другого, так и не смогла простить любимого Николеньку — слишком уж дорог он ей был. Не выдержав этой безжалостной правды, офицер велит поскорее подавать лошадей и уезжает. Однако неожиданная встреча пробуждает в главном герое не только тоску и стыд. Он с радостью вспоминает, как молоды и прекрасны они были когда-то, какие волшебные мгновения дарила ему любовь к девушке, как он был по-настоящему счастлив. Любовь в рассказах Бунина — это всегда яркое и недолговечное чувство. Бунинская любовь трагична, потому что быстро проходит, но оставляет в душе след на всю оставшуюся жизнь, заставляя человека страдать и одновременно упиваться воспоминаниями о тех чудесных минутах. Неслучайно автор дал героине символичное имя Надежда. Спустя годы стало ясно, что надеждам Николая Алексеевича на счастье не суждено было сбыться. Но и теперь, на склоне лет, мысль о прошлом греет его, хотя и причиняет боль. Уезжая прочь от некогда любимой женщины, офицер с грустью понимает, что невозможно вернуть прошлое, невозможно заново переиграть свою жизнь. Но как живой человек может не мечтать об этом? Даже если счастье — всего лишь мираж и обман, без мечты о нём жизнь была бы лишена всякой надежды.