-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)

✨ Таинственный художник А.И. Мещерский.   Таинственный художник Арсений Мещерск...

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59051


26 октября 1842 года родился Василий Верещагин

Среда, 26 Октября 2022 г. 19:24 + в цитатник


Художник под пулями: Василий Верещагин воевал не меньше, чем писал


180 лет со дня рождения Василия Верещагина - художника с независимым мнением, крутым нравом, показывавшего жизнь и смерть без прикрас. Для тщательного изучения материала отправлявшегося не только в разные уголки света, но и на войну, под пули.Он мечтал творить и пожертвовал блестящей морской карьерой. Но классическая система обучения в Академии художеств не устраивала Верещагина. Он считал: нужно писать людей такими, какие они есть, а не придавать современникам идеальные античные черты. И когда его эскиз на тему «Одиссеи» Гомера вызвал восторги в совете Академии, художник порезал, а следом сжег его.



В 1874-м своими руками Василий Верещагин бросит в огонь три картины с сюжетами о войне в Туркестане, не выдержав нападок генералов и травли в прессе за излишнюю реалистичность. После чего сбежит в Индию, не дождавшись окончания мероприятия. Спасибо Павлу Третьякову, купившему весь туркестанский цикл Верещагина, иначе нам бы его не видать.

«Победители», 1878 - 1879 гг. Турецкие солдаты глумятся над обезглавленными русскими, хохоча примеряют снятые с них вещи

«Победители», 1878 - 1879. Турецкие солдаты глумятся над обезглавленными русскими, хохоча примеряют снятые с них вещи 

Еще два полотна пострадали из-за атеистических взглядов Василия Васильевича, трактовавшего религиозные сюжеты по-своему. За картины палестинской серии папа римский Лев XIII проклял художника. Священники грозили тремя днями покаяния прихожанам, осмелившимся идти на выставку в Вене. А некий патер Иероним решил спасти христиан и плеснул кислотой в «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Верещагин думал: он на очереди и на всякий случай ходил с пистолетом. К слову, в России просто запретили показывать эти картины.


А вот англичан возмутил сюжет «Казнь из пушек в Британской Индии». Дескать, клевета, мы несли индусам культуру и благодать! Но тогда еще живы были свидетели жестоких расправ «цивилизованных» джентльменов с местным населением. Поэтому британцы просто выкупили картину и уничтожили ее.


Попав в осаду в цитадели Самарканда, Василий Верещагин бросил кисти, взял ружье и дрался с врагом наравне со всеми. Получил Георгиевский крест четвертой степени. Это единственная награда, которую Верещагин принял и с гордостью носил.


В 1874-м, рискуя усугубить конфликт с членами императорской фамилии, состоявшими в совете Академии художеств, Василий Верещагин отказался от звания профессора, поскольку считал: в искусстве оно ни к чему. А уж предложение выбрать себе награду после Русско-турецкой войны привело его в бешенство.


«Василий

Василий Верещагин


В 1990-е, когда на нас полилась мерзкая грязь об исторических личностях, один журнал выдал «сенсацию»: дескать, Василий Верещагин был псих и некрофил. Так уж смакует ужасы, тщательно выписывая кровавые детали. Рвется на войну, в пекло, будто ищет смерти.


- Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль. Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни. Не страшиться жертвовать своим мясом и кровью, иначе картины будут не то, - отвечал художник таким же непонятливым современникам.

Он был истинным патриотом: ненавидел войну, но если Родине грозила опасность, шел ее защищать. Многим бы нынешним «творцам» поучиться.


«После удачи», 1868 г. Верещагина поражали темнота и варварство азиатских народов

«После удачи», 1868 г. Верещагина поражали темнота и варварство азиатских народов 

В 1889-м Верещагин впервые везет свои полотна в Америку. Представители тамошней Ассоциации художеств наобещали с три короба, и, лишенный предпринимательской жилки, художник остался без всего: он ведь вез показать искусство американскому народу, а оказалось, надо ему же впаривать их потом на аукционе.


В следующий раз Василий Васильевич приехал в Америку в 1901-м. Накануне выставки к нему заявились крепкие ребята и заявили, мол, плати, иначе мероприятие провалится - мы позаботимся об отрицательном общественном мнении. Отказ художнику пришлось подтверждать кулаками. Один против двоих, но Верещагин выстоял.


Правда, тут же попался на уловку ушлого антрепренера, пообещавшего купить картины в рассрочку. Дескать, будет выплачивать их стоимость из прибыли, полученной за выставки. Больше Верещагин ни антрепренера, ни свои полотна не видел. Он уже был должен организаторам в США, а еще требовались деньги на дорогу домой. Спасла положение только покупка русским правительством серии о войне 1812 года.

  • Верещагину предлагали остаться в Штатах, суля руководство художественной школой. Он наотрез отказался.


Из письма Василия Верещагина о выставке в США:


- На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно.

«Василий

Василий Верещагин


С Элизабет Марией Фишер художник познакомился в Мюнхене. В 1871-м они обвенчались, и она стала Елизаветой Кондратьевной Верещагиной. По-европейски эмансипированная дама моталась с мужем по Индии, Тибету и Гималаям, Сирии и Палестине. Их дочь Клавдия умерла младенцем. В 1890 году супруги разошлись, и Верещагин никогда не упоминал Елизавету, не осталось ни портретов, ни фотографий. При этом до конца жизни художник отправлял ей деньги, и даже после его смерти она подступала к вдове с материальными претензиями. Ходили слухи, что Елизавета вела слишком вольную половую жизнь и мужчин водила в отсутствие мужа практически открыто.
Лидию Андреевскую Верещагин тоже встретил за границей. Он тогда устраивал выставку в США. Идея обрамить картины музыкой появилась у него еще раньше: на выставке 1880 года планировал разместить в зале симфонический оркестр, а дирижером пригласил Римского-Корсакова. Замысел не удался из-за небольшого размера помещения. А тут все получилось.


Верещагину рекомендовали 23-летнюю пианистку из России, кроткую и неброскую. Ему 46, и молодость его пленила. Что покорило Лидию, трудно сказать, но она терпела все. Статус сожительницы - они обвенчались только после рождения второго ребенка: сначала Верещагин ждал развод, а потом заявил, что атеист и не признает церковных обрядов. Тяжелое путешествие с мужем и грудным младенцем по Русскому Северу. А главное, постоянное безденежье. Муж то в экспедиции, то на войне, а ей детей кормить. Мало того, застряв, например, без денег в США, Василий Васильевич просил жену выслать ему деньги на дорогу. А где ей было их взять, если супруг, уезжая в Америку, обещал там хорошо заработать, и оставшаяся на родине семья жила все это время в кредит?!

После гибели мужа она осталась совсем без средств, но упиралась, чтобы исполнить его волю: картины должны оставаться в России. А ведь ей предлагал кругленькую сумму долларами американский коллекционер. Но она все писала письма царю Николаю II, умоляя купить полотна хоть вдвое дешевле их стоимости. Император смилостивился и дал вдове 100 тыс. руб., хотя коллекция тянула минимум на 150 тыс. Выкупать мастерскую для создания музея наотрез отказался. Назначил пенсию: 1 тыс. руб. в год вместо обещанных 2,4 тыс. Лидия и тому была рада. Перебралась в тесную московскую квартирку, продав дом. Но депрессия ее не отпускала. Состояние усугубило тяжелое заболевание (вероятно, онкологическое). Лидия Верещагина покончила с собой в клинике, когда ее детям было 19, 15 и 13 лет

Наследие творца

Первая дочь Лидии и Василия Верещагиных - Лидия умерла шестилетней. Василий получил юридическое образование, воевал добровольцем в Первой мировой, после революции эмигрировал в Чехословакию. Работал инженером-путейцем, до своей смерти в 1981 году жил в Карловых Варах. Написал книгу об отце. В 1970-х несколько раз приезжал в Россию. Детей у него не было.

Анна умерла от тифа во время Гражданской войны, ей было 22. Младшая Лидия скончалась в 1930-м, через девять дней после родов. Мальчика забрали друзья, сын известного адвоката Федора Плевако и его жена. Внук художника Александр Сергеевич Плевако был известным журналистом, руководил Иновещанием. Скончался в 2021 году.

Лента времени

26.10.1842. Родился в Череповце, в многодетной семье помещика.


Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса (с фото Шпаковского, 1860 г.)1850. Поступает в Морской кадетский корпус. Его раздражает муштра, но он становится одним из лучших учеников. Осваивает английский, немецкий и французский в совершенстве.

Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса.  1860

1860. Новоиспеченный гардемарин поступает в Петербургскую Академию художеств, хотя родители и начальство категорически против.

1863. Уезжает на Кавказ изучать обычаи. Зарабатывает уроками рисования.

1864. Оставленное дядей наследство тратит на поездку в Париж и обучение там в художественной академии.

1866. Возвращается в Россию. Летом живет в имении покойного дяди на берегу Шексны. Впечатлен тяжелым трудом бурлаков и делает зарисовки для будущей картины (раньше Репина). Полотно не закончит.

1867. Едет в Туркестан: хочет увидеть реалии войны с Бухарским эмиратом. Фиксирует на бумаге жизнь народов Средней Азии.

1868. В Петербурге с успехом проходит азиатская выставка этнографической, зоологической, минералогической коллекций, а также серии картин Верещагина. Далее художник уезжает в Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ.Сибирь, Киргизию, Казахстан.

Верещагин во время первой поездки на Кавказ

1871. Живет в Мюнхене, обобщает собранный в Азии материал. К нему заглядывает Павел Третьяков, но Верещагин просит его повременить с покупкой картин - хочет показать их широкой публике.

1873. В Лондоне проходит выставка туркестанской серии. Успех небывалый.

1874. Экспозиция переезжает в Петербург. Для бедноты вход бесплатный. Отзывы восторженные. А вот генералитет и чиновники недовольны: дескать, показывая не только победы, но и поражения, художник порочит честь армии.

1876. На несколько лет переезжает во Францию.

1882 - 1883. Путешествует по Индии и Тибету, погружаясь в жизнь простых людей.

1877. Русско-турецкая война. Бросает парижскую мастерскую и идет в действующую армию. Делает зарисовки под пулями. Получает тяжелое ранение.

1880, 1883. Выставки в Петербурге. Признание простых зрителей. И зубовный скрежет у военного начальства: обвиняют художника в сочувствии к туркам, грозят ссылкой.

1884. Утомленный нападками, художник заявляет: отныне никаких батальных сцен. Отправляется за религиозными сюжетами в Сирию и Палестину.

1887. Начинает серию из 20 картин, посвященных войне 1812 года. Но правительство покупать полотна не хочет.

1888 - 1895. Уезжает в долгое путешествие по русской глубинке.

1901. Поездка на Филиппинские острова, где идет война.

1902 . Посещает США и Кубу. На острове художник делает зарисовки мест, где сражался Теодор Рузвельт. Позже напишет картину «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот».

1903. Едет в Японию. Осознает накаляющуюся обстановку и возвращается в Россию. С началом боевых действий 62-летний художник отправляется на флот.

31.03.1904. Погибает на флагмане «Петропавловск», налетевшем на японские мины. Выживший капитан корабля Николай Яковлев расскажет: за секунду до взрыва Василий Васильевич делал набросок морских просторов в альбоме.
 

eg.ru›nostalgia/2669772…pod…vasiliy-vereshchagin…

Василий Верещагин, «Афганец», 1867-1868

«Афганец», 1867-1868

 

Михаил Скобелев говорил:

«Я сам храбрый, да со мною немудрено: у меня и честолюбие, и самолюбие… К тому же, когда пойдёшь вперёд, назад не двинешься: я же людей за собой веду. Но Василий Васильевич! Он самый храбрый человек, какого я когда-либо встречал! Кой чёрт его несёт вперёд?»

«Кой чёрт его несёт», – сказано удивительно верно. Верещагин, судя по всему, был болен войной, как алкоголизмом или наркоманией.  «Он ненавидел войну».

Ненавидел, как ненавидит и проклинает зависимый человек предмет своей страсти. Пробовал ли он уйти от неё? Да. Когда Скобелев позвал его в Ахалтекинскую экспедицию 1880–1881, Верещагин отказался: «Баста ездить по войнам!» И долгие годы жил спокойно – такую возможность по иронии судьбы дал ему император Александр III, прозванный Миротворцем.

Но в 1904 началась Русско-японская война. И Верещагин отправился туда. И погиб, как жил – живописцем на войне.

Рубрики:  Русские художники
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 11 пользователям