СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...
Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)✨ Таинственный художник А.И. Мещерский. Таинственный художник Арсений Мещерск...
Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». Чтo пpoиcxoдилo дo и вo вp...
Житие Ивана Гончарова - (0)=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...
Петр Кончаловский |
МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ (1876-1956), ЧАСТЬ IV
П.П. Кончаловский (1876-1956). Автопортрет (в желтой рубашке). 1943 г.
Есть расхожее мнение, что Петр Кончаловский перестал служить принципам искусства и стал соцреалистом. Это бред, который пишут наши малокультурные искусствоведы! Он не стал соцреалистом, потому что соцреализм - это идеология. Живопись не обязана быть реалистичной, люди просто не понимают разницы между реализмом и соцреализмом. Реализм - это фигуративное искусство, отражающее в большей или меньшей мере реальный мир так, что он узнаваем. А соцреализм - это отражающий не столько реальный, сколько выдуманный, идеологический мир, в котором люди счастливы. Соцреализм служит идеологии и пропаганде, а реализм - просто искусство. Пушкин был реалист, но он не был соцреалистом - вот разница. Да, потом Кончаловский стал писать более реалистично, чем когда начинал, но его искусство письма, его техника остались основаны на законах, открытых Матиссом. А соцреалисты часто писали, не признавая законов Матисса, серое писали серым, условно говоря.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Автопортрет. Точит бритву. 1931 г.
В марте 1930 года состоялась Седьмая персональная выставка П.П. Кончаловского в Московском государственном университете в Москве. Летом того же года Кончаловский работал в Крыму, в Бахчисарае и Симеизе - написал серию пейзажных этюдов и делал зарисовки и акварели для жанровой картины «Вышивальное отделение первого ткацкого коллектива в Бахчисарае», которую написал уже по возвращении в Москву. А его «Деревенская» серия, помимо многочисленных пейзажей, включила в себя изображения домашних животных и птиц. Характерными работами являются: «Куры», «Петух в корзине», «Картинка для детей».
П.П. Кончаловский (1876-1956). Бахчисарай. Ханский дворец. 1930 г.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Луч солнца. Лес. 1930
П.П. Кончаловский (1876-1956). Кипарисы. 1930
П.П. Кончаловский (1876-1956). Петух в корзине. 1930 г. Холст, масло. 63 х 76 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2005 г.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Картина для детей. 1930
П.П. Кончаловский (1876-1956). Утята. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Индюки. 1936
В 1930-1931 гг. П.П. Кончаловский активно работал над портретом Александра Сергеевича Пушкина, где решил изобразить поэта в момент его утренней творческой работы, сидящим на зелёном диване в рубашке, поджав по-восточному голые ноги.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пушкин. 1932-1940
П.П. Кончаловский: «Невероятно помог мне один случай (в работе над портретом Пушкина 1932 года): в Историческом музее пообещали показать ватное одеяло пушкинской эпохи, а когда я пришел посмотреть его, внезапно познакомили с живой внучкой поэта. Все, чего я не мог высмотреть в гипсовой маске, над чем мучился и болел, сразу появилось предо мною. И, самое главное, я увидел у внучки, как раскрывался рот ее деда, каков был оскал его зубов, потому что внучка оказалась буквально живым портретом деда, была ганнибаловской породы… Я так обрадовался тогда, что совсем потерял голову и принялся, как ребенок, целовать эту милую маленькую старушку. После этого работа пошла настоящим ходом с большим воодушевлением. Гипсовый „Фавн” окончательно стал для меня живым человеческим лицом, и я мог писать своего воображаемого поэта совершенно так же, как пишу любой портрет,- с той же уверенностью, твердостью, ясностью…»
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пушкин, сочиняющий стихи (Пушкин в Михайловском). 1937-1944
«…Долго думал я, как открыть рот Пушкина, показать его изумительную, детски радостную улыбку, о которой говорили все знавшие его при жизни. В конце концов пришлось использовать традицию — заставить поэта подносить к губам гусиное перо. Это, разумеется, очень уж „поэтический” жест, но именно у Пушкина-то он и оказался для меня потом оправданным документально: пушкинисты указали на рассказы современников о том, что у поэта была постоянная привычка грызть перья во время работы, и эти обгрызенные перья в изобилии находились всегда на рабочих столах Пушкина. Один из пушкинистов жалел даже, что я дал своему Пушкину свежее, а не обгрызанное перо.
Работал я Пушкина не торопясь, отставляя холст на целые месяцы, но внутренняя мозговая работа, конечно, не останавливалась во время этих перерывов. Много приходилось думать над обстановкой, в какой жил поэт,- от нее не осталось почти ничего. Мне надо было в самом колорите этой обстановки передать дух эпохи, потому что бытовая обстановка в каждую эпоху имеет свою красочную гамму, как мода. Я остановился на сочетании зеленого, красного и желтого - любимых цветов эпохи Николая» (П.П. Кончаловский)
П.П. Кончаловский (1876-1956). Окно поэта. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет Арфеник Артемьевны Таде. 1930
П.П. Кончаловский (1876-1956). Василий Блаженный. Красная площадь. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Большая Садовая. Розовый дом. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Москва. Аптека на Садовой. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пейзаж с луной. Большая Садовая улица. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Москва. Спиридоновка. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Ленинград. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Ленинград. Домик Петра Великого в Летнем саду. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Ленинград. Мост Белинского. Церковь Симеона и Анны. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Вид из окна Русского музея. 1931 г
П.П. Кончаловский (1876-1956). Петергоф. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Петергоф. Кавалерская мыльня. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Весенний пейзаж с поездом. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Улица в Рязани. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пристань в Рязани (зимой). 1931
П.П. Кончаловский, и это достоверно известно, каждой своей картине присваивал порядковый номер, который указывал на обратной стороне холста. Но номера присваивались не только работам маслом, но также и акварелям, гуашам и даже рисункам. Таким образом, по каталогу произведений П.П. Кончаловского 1964 года насчитывается 1850 его картин маслом, 357 акварелей, 3119 рисунков и 229 театрально-декорационных работ.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Деревенский пейзаж. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Яблони в цвету. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Табачные листья. 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Зеленая рюмка. 1933
С 1932 года П.П. Кончаловский начал серию детских портретов внучки Катеньки, продолжил работать над декорациями и костюмами для опер.
«Мне давно уж хочется вернуть на сцену настоящую живопись, так поспешно изгнанную в угоду уже надоевшим и почти изжившим себя так называемым конструкциям. Хочется дать декорации, чрезвычайно лаконичные, скупые на детали, но добиться при этом такого лаконизма, который может превосходно сочетаться с театральной действительностью, со сценической бутафорией. Надо дать театру такие, широко написанные живописные декорации, с которыми сливались бы воедино все костюмы и находящиеся на сцене подлинные предметы, чтобы они «врастали» в живопись. Такие декорации оказались вполне возможными, как показал опыт «Четырех деспотов»
(П.П. Кончаловский).
П.П. Кончаловский (1876-1956). Первый шаг. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Внучка Катенька у стула (Екатерина Михалкова-Кончаловская,
род.1931 г. - будущая жена Юлиана Семенова (с 1955 года). 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет Камушки-Камиллы Бенедиктовойна пестром ковре с игрушками (дочь друга Максима Б., расстрелянного в 1937 году). 1931
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет бородатого мужчины. 1931 г.
Холст, масло. 50 x 38 см. Частное собрание.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пильщики. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Поляна в лесу. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Сад с розами. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Дерево в инее. 1933
П.П. Кончаловский (1876-1956). Первый снег (4 ноября). Синяя дача. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Село «Доброе». Зима. 1932
П.П. Кончаловский пишет портрет композитора Сергея Прокофьева. Фотография 1934 г.
20 июня 1933 – 12 февраля 1934 гг. П.П. Кончаловский участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в залах Государственного Исторического музея в Москве.
Осенью 1933 года Кончаловский совершает поездку в Грузию, в Кутаиси, однако большую часть времени в период с 1933 по 1935 гг. живёт в бывшей барской усадьбе под названием Бугры, расположенной в Калужской области, в 110 километрах от Москвы. Здесь художник писал портреты выдающихся деятелей культуры. Одним из самых известных портретов, написанных в Буграх, стал портрет композитора Сергея Прокофьева (1934, ГТГ).
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем.1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Дирижер Николай Семенович Голованов с оркестром. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет итальянского пианиста и дирижера Карло Цекки (1903-1984). 1930
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет артистки Ангелины Осиповны Степановой. 1933
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет Г.А. Егоровой. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет искусствоведа Виктора Александровича Никольского. 1933
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет брата Дмитрия Петровича Кончаловского. 1934
Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) - младший из братьев Кончаловских. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал там же историю и право древнего Рима. Участвовал добровольцем в Первой мировой войне 1914-1917 гг. В 1918-1922 и 1929-1941 гг. преподавал немецкий и латинский язык в Московском, Минском и Смоленском университетах. Во время войны в 1941-1944 гг. под псевдонимом Сошальский работал в Смоленске, в отделе пропаганды местной русской гражданской администрации. Вопреки сомнительным мемуарам его двоюродного внука, немцы не сажали Кончаловского в лагерь, он активно сотрудничал с ними вплоть до 1945 года, проживая в Гамбурге и Берлине. Только после окончания войны Кончаловский оказался в американском лагере для перемещённых лиц в районе Ганновера, откуда сумел выбраться во Францию, где жила его сестра, и с 1947 года проживал в Париже под фамилией Stépanoff. Умер в больнице Кошен 10 июня 1952 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет врача Максима Петровича Кончаловского,
брата художника. 1934
Максим Петрович Кончаловский (1875-1942) - старший брат художника Петра Кончаловского и историка Дмитрия Кончаловского. Русский и советский врач, медик, профессор МГУ, крупный клиницист, основатель школы клиники внутренних болезней.
«ИМПРЕССИОНИЗМ»
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
О. Э. Мандельштам. 1932
Вот уж кто действительно настоящий певец сирени, так это Петр Петрович Кончаловский. За свою долгую жизнь он написал более сорока картин с сиренью, не считая авторских повторов и других букетов. В 1930–1940-е годы Кончаловский неоднократно писал натюрморты с сиренью. Огромные охапки цветов на его полотнах переполняют вазы, корзины и даже ведра. Пышный цветочный мотив оказался настолько тесно связан с творчеством живописца, что один из вновь выведенных сортов сирени получил его имя.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Сирень «Петр Кончаловский».
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Сирень в корзине (героическая). 1933
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Сирень в двух корзинах. 1939.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Сирень. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Сирень. 193
П.П. Кончаловский (1876-1956). Цветочный натюрморт. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Окно. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Четыре букета на столе и лейка. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Букет цветов. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Пионы в корзине. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Полевые цветы. Вика. 1938
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Пионы на столе. 1933
П.П. Кончаловский (1876-1956). Ландыши. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Персики. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Апельсины и редиска. Кисловодск. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Яблоки на круглом столе. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Яблоки на окне. 1932
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Два зайца. 1932
«П.П. Кончаловский был страстным охотником, обожал вкусно поесть, сам коптил хамон. До сих пор помню ощущение таинственного полумрака кладовой: пахнет копчеными окороками, висят связки лука, перцев, стоит мед в банках, в бутылях – грузинское вино. Эти окорока, лук, перцы, бутыли вина дед писал на своих полотнах. Классический набор для натюрмортов, очень популярный у испанцев» (Андрей С. Кончаловский). Я бы добавил сюда еще голландский натюрморт.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Глухари. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Выпь и дятел. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Кладовая. 1934 г
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт с мукой. Всякая снедь. 1932
Вокально-творческий кабинет имени А.В. Неждановой, Москва.
Даже в официальном каталоге произошла ошибка или опечатка и картину называют «Натюрморт с муХой».
Там на столе, слева на втором плане лежит мешок с 5-ю килограммами муки. Тогда это был большой дефицит.
П.П. Кончаловский на открытии своей Девятой персональной выставки в залах Всекохудожника
(Кузнецкий мост, 11) в Москве. Фотография 1938 г.
Летом 1936 года П.П. Кончаловский едет с семьей в Мурманск, а затем на Крайний Север, где строилась Туломская гидростанция.
В 1937 году Кончаловского посылают в творческую командировку в Кировск и в Апатиты.
В том же году Кончаловский начинает работу над портретом театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1937-1938), который приобретает Третьяковская галерея.
Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда был написан П.П. Кончаловским в 1938 году. Уже отыграли в театре Мейерхольда злополучную «Даму с камелиями». Спектакль не понравился Сталину, свора придворных критиков уже терзала режиссера, его супруга актриса Зинаида Райх уже написала письмо, в котором обвинила Сталина, что тот не разбирается в искусстве. Уже закрыт театр Мейерхольда в этом же, 1938 году. В следующем году режиссер будет арестован, его жена – «убита неустановленными лицами». Кончаловский откажется подписать клеветническое письмо против Мейерхольда в духе «товарищи негодуют и порицают». Впрочем, под пытками режиссер сам подпишет всё, что дадут, а в 1940 году его расстреляют. На момент написания портрета тучи только сгущаются. Нет-нет, ничего антисоветского, всего лишь портрет отошедшего от дел режиссера. Но имеющий очи – увидит.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.1937-1938
«Картина написана на стыке реализма, экспрессионизма и фовизма, есть также элементы неопримитивизма. Ковер и диван изображены как орнаментальная плоскость, что отсылает нас к стилю вывесок. Буйство красок, яркие переходы, смелые сочетания, тщательно прорисованные узоры придают полотну черты фовизма.
Неугомонный, не знающий ни минуты покоя, страстно преданный своему делу Мейерхольд практически в духе восточных падишахов возлежит на подушках. Восточные ассоциации навевают пестрый ковер и коробочка табака. До чего же яркая, красочная, о неге и удовольствиях нашептывающая картина могла бы быть! Если бы не изображенный на ней герой...»
П.П. Кончаловский (1876-1956). Эскиз к портрету В.Э. Мейерхольда. 1938
«…Вот незадача – он совсем не выглядит падишахом, хоть и пребывает в праздности (которая для такого деятельного человека – наказание, а не наслаждение). Мейерхольд внезапно объемен (а фон плоский), цвет его одежды – серый (а фон – то самое буйство красок). Он резко контрастирует с окружающей его действительностью. А если вглядеться в лицо? Отчаяние и загнанность в потухшем взгляде, не нега, а сломленность в фигуре. Он загнан в угол и обессилен, обесточен. Собака возле него выглядит печальной, взгляд ее грустен. Словно пес предчувствует, что его лапы на ногах хозяина не смогут того защитить» (Алена Эсаулова)
П.П. Кончаловский (1876-1956). Катенька с крупой. 1933 г
П.П. Кончаловский (1876-1956). Катенька с белой собакой. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). По воду. Катенька с корзинами. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Наталья Петровна Кончаловская, дочь художникаи Катенька у рояля. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Катенька у окна. 1934
П.П. Кончаловский (1876-1956). Катенька с куклой у окна. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет Анны Кондратьевны Рейхштадт
на фоне зимнего пейзажа. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Женщина со спины. 1935
На снимках (слева): П.П. Кончаловский с внучкой Катей, (справа): Наталья Кончаловская
с дочерью Катей и сыном Андреем. Фотографии 1930-е гг.
В 1938 году П.П. Кончаловский совершает поездка в Хохлому, в центр русской национальной хохломской росписи.
30 марта открывается Девятая персональная выставка Кончаловского в залах Всекохудожника (Кузнецкий мост, 11) в Москве.
В 1939 году едет с сыном Михаилом на Кавказ.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Девочка с куклами («Что мне с Вами делать?»). 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Испанки. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет народного художника,
резчика по дереву Антипа Ершова. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Цыгане на станции. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Мурманск. Туломстрой. Водосброс. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Мурманск. Ночь на пристани. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Вид на Апатиты близ Кировска. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Пруд. Солнце и снег. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Мурманск. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). На палубе тральщика. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Осенний пейзаж. 1935
П.П. Кончаловский (1876-1956). Яблоня в цвету. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Цветущие яблони. Серый день. 1939
В 1920-1930-е гг. П.П. Кончаловский участвовал в более чем в 120 выставках, в том числе: Первая русская (1922. Берлин); выставка картин (1923. Москва); организованная Российским обществом Красного креста (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1932, 1956. Венеция); передвижная по США и Канаде (1924–1925); международные (1925, 1928. Питсбург); Международная декоративных искусств и художественной промышленности (1925. Париж); Международная (1926. Дрезден); передвижная по Японии (1926–1927); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (1927. Москва); Юбилейная (1927–1928. Берлин; 1928. Вена); Художественно-кустарная СССР (1924. Нью-Йорк–Филадельфия–Бостон–Детройт); Современное русское искусство (1930. Вена); Советского искусства (1930. Берлин); Первая изобразительного искусства СССР (1930. Стокгольм–Осло–Берлин); Советского изобразительного искусства (1931. Цюрих–Берн–Женева–Базель–Сен-Галлен); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. Ленинград; 1933–1934. Москва) и других..
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет девушки-испанки Хулиты Перикаччо. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Голова юноши в профиль. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Три испанских мальчика. 1938 г
П.П. Кончаловский (1876-1956). Испанцы. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Утро испанских пионеров в летнем лагере. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет кротолова Федора Петровича. 1938
П.П. Кончаловский (1876-1956). Портрет рабочего Якобченко. 1938
П.П. Кончаловский (1876-1956). Вечер. Пейзаж с озером. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Сумерки. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт с капустой. 1937
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. 1936
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. Серебро и хрусталь. 1938 г. Холст, масло. 30 х 45,5 см.
П.П. Кончаловский (1876-1956). Натюрморт с яблоневой веткой. 1939
П.П. Кончаловский (1876-1956). Яблоки и собака-сторож. 1939
П.П. Кончаловский составляет свой натюрморт с яблоками (Яблоки и собака-сторож). Фотография 1939 г.
После начала Великой Отечественной войны П.П. Кончаловский с семьёй остался в Москве, а начиная с ноября 1941 года вновь возвратился к работе, работая над картинами на темы, актуальные для военных лет. Кроме того, до 1942 года писал портрет Юмашева, а с 1942 по 1943 работал над портретом Михаила Юрьевича Лермонтова. В годы войны, также написал три московских весенних пейзажа, три сирени, три букета, два автопортрета, портрет Л.И. Толстой и С.Н. Тройницкого.
Петр Кончаловский. Каталог выставки к 100-летию со дня рождения. Автобиограф. очерк
П.П. Кончаловского. Вступит. статья В.С. Кеменова. Сост. каталога И.Б. Ефимович.
Москва, Издательство «Советский художник», 1976
Как Петр Кончаловский сумел избежать репрессий
и почему художника называли советским Сезанном
(Окончание следует)
Рубрики: | Русские художники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |