-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам пётр капица пастернак поль элюар пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (0)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12115
Комментариев: 34227
Написано: 59025


Любимые картины Достоевского

Среда, 02 Февраля 2022 г. 19:50 + в цитатник

В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В честь этого Русский музей, давним партнером которого выступает банк ВТБ, организовал выставку. Она проходит в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского до 14 февраля. В центре экспозиции — картины, которые много значили для Достоевского на разных этапах его жизни.

В литературном творчестве Достоевского живопись играла не последнюю роль. В журнале «Дневник писателя», который Достоевский вел в конце 1870-х, Федор Михайлович публиковал рецензии на картины и делал зарисовки литературных персонажей на полях. А в романах Достоевского нередко герои рассуждают о реально существующих полотнах.

01_Любимые картины Достоевского
Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос в гробу», 1521–1522

Картину «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего обсуждают в романе «Идиот» князь Лев Мышкин и Парфен Рогожин:

«…это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу <...>

— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин <...>

— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!

— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин».

Этот отрывок подтверждает ту мысль, что князь Мышкин во многом списан с самого Достоевского. Федор Михайлович впервые увидел картину Гольбейна в Швейцарии, в Базельском художественном музее.

«Подросток» и «Пейзаж с Ацисом и Галатеей»

02_Любимые картины Достоевского
Клод Лоррен. «Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657

В романе «Подросток» главному герою Андрею Версилову снится сон. Во сне он видит одну из любимых картин Федора Достоевского — «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Клода Лоррена.

В основе картины — миф о том, как морская нимфа Галатея влюбилась в прекрасного молодого человека по имени Ацис и отказала циклопу Полифему. Полифем был оскорблен и из ревности раздавил Ациса камнем. Галатея же превратила кровь любимого в реку Аци, чтобы дух Ациса жил вечно. На картине Лоррена Ацис еще жив: он вместе с Галатеей прячется от Полифема за шатром.

В «Подростке» «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» — символ гармонии, райской жизни на земле. Версилов называет эту картину золотым веком. И так называл ее сам Достоевский. Из воспоминаний Анны Достоевской мы знаем, что Федор Михайлович регулярно посещал галерею в Дрездене, особенно долго изучал пейзажи Клода Лоррена и говорил, что они — золотой век.

«Братья Карамазовы» и «Созерцатель»

03_Любимые картины Достоевского
Иван Крамской. «Созерцатель», 1876

Картина Ивана Крамского «Созерцатель» помогла Достоевскому описать характер Павла Смердякова, одного из центральных персонажей романа «Братья Карамазовы». Смердяков — повар и слуга помещика Федора Карамазова. По слухам, он — незаконнорожденный сын Карамазова от юродивой Лизаветы Смердящей. Страдает эпилепсией.

На картине Крамского — крестьянин, который стоит в зимнем лесу. Одет просто и не по погоде, ему явно холодно. Он глубоко о чем-то задумался. Вот как описывается картина в «Братьях Карамазовых»:

«Физиономист, вглядевшись в него [Павла Смердякова], сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием „Созерцатель“: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то „созерцает“. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а  может быть, случится и то и другое вместе».

Художественные критики считают, что образ Смердякова, раскрывающийся еще глубже через картину Крамского, — это предостережение Достоевского. Писатель хотел подчеркнуть, насколько непредсказуемым и внезапным может быть народный гнев.

Федор Михайлович часто высказывался о картинах в своих публицистических сочинениях. Какие-то произведения он щедро хвалил, какие-то — нещадно ругал.

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»

04_Любимые картины Достоевского
Федор Бронников. «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», 1869

Из дневников Ф.М. Достоевского, 1873 год:

«Надо побольше смелости нашим художникам, побольше самостоятельности мысли и, может быть, побольше образования. Вот почему, я думаю, страдает и наш исторический род, который как-то затих. По-видимому, современные наши художники даже боятся исторического рода живописи и ударились в жанр как в единый истинный и законный исход всякого дарования <...> Вот, например, „Гимн пифагорейцев“ Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность».

«Привал арестантов»

05_Любимые картины Достоевского
Валерий Якоби. «Привал арестантов», 1861

Из рассуждений перед отправкой картин русских живописцев на Международную выставку в Вену:

«Картина поражает удивительною верностью. Все точно так бывает и в природе, как представлено художником на картине, если смотреть на природу, так сказать, только снаружи. Зритель действительно видит на картине г. Якоби настоящих арестантов, так как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии, раскрашенной потом с большим знанием дела. Но это-то и есть отсутствие художества. Фотографический снимок и отражение в зеркале — далеко еще не художественные произведения».

«Проповедь в селе»

06_Любимые картины Достоевского
Василий Перов. «Проповедь в селе», 1861

Из тех же рассуждений перед отправкой картин русских художников на Международную выставку в Вену:

«„Проповедь в селе“ гоподина Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки».

Любимая Мадонна

07_Любимые картины Достоевского
Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», 1512–1513

Особенное место в сердце Достоевского занимала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Анна Григорьевна вспоминала, что Достоевский мог смотреть на «Мадонну» «часами, умиленный и растроганный». Писатель даже брал стоявший в галерее Дрездена стул и забирался на него с ногами, чтобы получше рассмотреть произведение искусства.

Анна Григорьевна, зная увлечение мужа, раздобыла и подарила ему несколько фотографий картины. Сейчас они хранятся в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля. А в 1879 году Софья Толстая, вдова Алексея Толстого, подарила Достоевскому на день рождения литографию неизвестного автора с изображением Мадонны.

Федор Михайлович повесил литографию Мадонны в своем кабинете над диваном, на котором работал и отдыхал. И на этом же диване, рядом с любимой Мадонной и в окружении любящей семьи, он встретил свою смерть в 1881 году.

VTBRUSSIA.RU

Серия сообщений "Достоевский":
Часть 1 - Анна Григорьевна Достоевская (1846 — 1918)
Часть 2 - 11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский
...
Часть 29 - В России и мире отмечают 200-летие Достоевского
Часть 30 - 200-лет со дня рождения Федора Достоевского
Часть 31 - Любимые картины Достоевского
Часть 32 - 11 ноября 1821 года родился Федор Достоевский

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям