-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил глинка михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС - (0)

: ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДРУГ КОРОЛЯ + 13 КАРТИН Диего Веласкес (1599-1660). Автопортрет, 1640 г., Музе...

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59090


8 мая 1901 года родился Владимир Софроницкий

Суббота, 08 Мая 2021 г. 18:59 + в цитатник



Владимир Владимирович Софроницкий родился в Петербурге, в артистической семье. Его предками были художник-портретист Владимир Боровиковский и украинский поэт Лев Боровиковский.

Все женщины в семье были музыкальны, играли на фортепиано, пели. Отец будущего пианиста Владимир Софроницкий хотя и был преподавателем математики (по некоторым источникам — физики), поддерживал общий семейный интерес к прекрасному.

Маленький Владимир Софроницкий у рояля. На этом инструменте 8-летним мальчиком он играл Александру Блоку. Варшава. 1909 год

Софроницкий исполнял музыку многих композиторов: Фридерика Шопена и Франца Шуберта, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Но всю жизнь он с особым трепетом относился к творчеству Александра Скрябина. Пианист говорил, что ему бесконечно дорога каждая его нота, каждая пауза.
Пианист Владимир Софроницкий, был женат на старшей дочери композитора — Елене Александровне Скрябиной (1900–1990)
К моменту окончания консерватории Владимир Софроницкий был уже зрелым музыкантом, со своими предпочтениями в музыке и взглядом на нее. Сразу же он был приглашен в Петроградскую филармонию. По всей стране концерты с его участием проходили с небывалым успехом.
 
 Великая Отечественная война застала пианиста в Ленинграде. Он давал концерты в ледяных залах, полуголодный.

Одно из немногих автобиографических высказываний Софроницкого относится к 1942 году:

"В Ленинграде я сыграл свой первый сольный концерт - это было в 1920 году. И, наконец, в Ленинграде, ощетинившемся, суровом и темном городе Ленина, 12 декабря прошлого года состоялся концерт, который трудно забыть. В зале Театра имени Пушкина было три градуса мороза. Слушатели, защитники города, сидели в шубах. Я играл в перчатках, с вырезанными кончиками пальцев. Но как меня слушали и как мне игралось!.. Я понял - пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь Советской земли, пока наши дети (и среди них мой сын) сражаются на фронтах Отечественной войны, мы, художники Советской страны, должны своим искусством поднимать духовные и физические силы народа на разгром врага. Когда мне стало ясно, для чего надо играть, я почувствовал как и что надо играть. Многие произведения, любимые прежде, стали казаться мне мелкими. Требовалась музыка больших чувств, музыка героическая, зовущая к борьбе. Может быть, только в эти дни по-настоящему я понял и почувствовал величие бетховенской "Аппассионаты" и героическую призывность 3-й сонаты Скрябина. На первых же концертах я был несказанно обрадован, ощутив... что я нашел путь к сердцам слушателей, бившимся в унисон с моим сердцем пианиста и патриота, советского гражданина и ленинградца".

Весной 1942 года его эвакуировали в Москву. Едва восстановив силы, он вернулся к концертной деятельности, а чуть позже начал заниматься со студентами Московской консерватории.



Софроницкий был лишен «звездной болезни» и постоянно сомневался в себе, был крайне нестабильным исполнителем: мог перенести начало концерта, отказаться от второго отделения, вовсе отменить выступление — но публика прощала ему все.

Пианист Генрих Нейгауз называл Софроницкого «бесподобным поэтом фортепиано»: 

Печать чего-то необыкновенного, иногда почти сверхъестественного, таинственного, необъяснимого и властно влекущего к себе всегда лежит на его игре.

Его игра вызывала какое-то особое, обостренное чувство красоты, сравнимое с красотой и запахом первых весенних цветов - ландыша или сирени, которые трогают не только сами по себе, но и как ожившее воспоминание о столько раз и всегда заново, всегда в первый раз пережитом и испытанном. 

Софроницкий завораживал аудиторию точностью попадания в «нерв», одухотворенностью своего исполнения. По воспоминаниям слушателей, между пианистом и аудиторией устанавливалась невидимая, но всеми ощущаемая связь. Часто по окончании концертов директор просил уже уехавшего Софроницкого вернуться: загипнотизированные зрители отказывались покидать зал и требовали музыканта на очередной бис.

Владимир Софроницкий никогда не исполнял одинаково одно и то же произведение. Даже играя композицию несколько раз подряд, он обязательно менял что-то в каждом прочтении



Выдающаяся пианистка Мария Юдина, окончившая консерваторию вместе с Владимиром Софроницким, отзывалась о нем так: 

«Он весь — в стремлении к бесконечному и в полном равнодушии к житейскому морю и полнейшей беспомощности в таковом».



Рубрики:  Музыка и музыканты
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям