-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван никитин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей виноградов сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59070


10 декабря 1937 года родился Сергей Аверинцев

Четверг, 10 Декабря 2020 г. 20:15 + в цитатник

Сергей Сергеевич Аверинцев— замечательный русский мыслитель, выдающийся филолог, общественный и церковный деятель.

С начала 1970-х годов Сергей Аверинцев становится необычайно популярен в кругах советской интеллигенции. Он читает в Московском Университете курс лекций по античной эстетике, византийской эстетике и западно-европейской средневековой эстетике.

«Едва и не каждая его статья становилась предметом восхищенных обсуждений отнюдь не только в профессиональной среде, — вспоминает историк литературы Андрей Немзер. — На его публичных выступлениях зачастую яблоку было негде упасть. Далеко не все читатели-посетители могли сполна оценить тонкость и смелость исследовательских концепций, но ощущение события, встречи с незаурядной и стоящей вне системы личностью было, пожалуй, у всех».

Аверинцев открывал своим слушателям не только пространство мировой культуры, но и пространство смысла, укорененного в христианском Логосе. Его лекции, статьи и книги не были прямолинейной пропагандой христианства, но они подводили человека к необходимости радикальной переоценки ценностей, убеждали в возможности свободного и творческого движения духа. Из его лекций каждому слушателю сразу становилось ясно, что лектор не просто знает Евангелие и святоотеческую традицию, а сам верит в Бога. Неудивительно, что через три года публичное чтение лекций в МГУ Аверинцеву запретили.



В 1975 году Сергей Аверинцев начал работать над циклом статей о русской поэзии. В 1977 году вышла в свет его монография «Поэтика ранневизантийской литературы», за которую ему через год была присвоена ученая степень доктора филологических наук.

Как ученый Аверинцев представлял собой редкий тип всеобъемлющего интеллекта, сверхэрудированного гуманитария, но в историю русской культуры он вошел не столько благодаря своей исключительной эрудиции, сколько благодаря особому, в своих основах христианскому взгляду на вещи, который позволил ему выразить то, в чем больше всего нуждалась эпоха, что более всего давало ей надежды и свободы. Сергей Аверинцев одновременно сопротивлялся «как дурному иррационализму, так и плоскому, дурному рационализму», как сказала о нем выдающийся литератор и деятель культуры Ольга Седакова. Он всеми силами расчищал путь к сближению высокой учености и глубокой веры, «Афин» и «Иерусалима».

А.Д. Сахаров и С.С. Аверинцев.

В 1989–1991 годах, когда в России началась перестройка, Сергей Аверинцев посчитал своим гражданским долгом на время расстаться с работой кабинетного ученого и включиться в дело высвобождения страны и народа из плена советского тоталитаризма. Он был избран делегатом Съезда Народных депутатов, высшего органа государственной власти СССР.  Аверинцев полагал, что один из главных уроков, который важно извлечь из тоталитарных безумств, «состоит в том, что безумством оказывается всякая система рассуждений, когда она становится некритической по отношению к себе». Как ученый и общественный деятель, он стремился к тому, чтобы вернуть русским людям их человеческое достоинство, вновь научить их свободно мыслить, ценить и принимать как драгоценное сыновнее наследство мировую культуру. Просвещение, которое нес с собой Аверинцев, было одновременно и просвещением культурным, и просвещением духовным; оно было светом Христовым, который освещает всю земную жизнь человека.

В 1996 году Сергей Аверинцев опубликовал монографию «Риторика и истоки европейской литературной традиции». Он объединил Россию с Европой, проследил органическую связь, взаимопроникновение и примеры единения двух великих культур — русской и западноевропейской. Аверинцев смог осознать и явить глубинное единство различных христианских культур и конфессий, что сделало его человеком известным и востребованным не только в России, но и в Европе.

«Сочетание такой беспредельной эрудиции, такой памяти, такой огромной учености с “даром слез” было воистину абсолютным исключением. И на Западе очень много тех, кто благодарен Богу за этот подарок — Сергея, Божия человека. Ибо он был нужен нам не менее, чем России», — писал об Аверинцеве французский литературовед- славист Жорж Нива.

Сергей Аверинцев скончался 21 февраля 2004 года в Вене, где читал лекции по приглашению Венского университета.

psmb.ru›a/bozhiy…sergey-sergeevich-averincev.html

 



Счёт пошёл на единицы. Так называлась одна из последних статей С.С. Аверинцева. Речь шла о тех, кто олицетворял культуру -- и уходил во тьму. Лосев, Лотман, Аверинцев, Лихачёв, Мамардашвили...

Рубрики:  Мыслители
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям