✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...
Рисунки Леонардо да Винчи - (0)РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...
Рене Магритт - (0)РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...
Осенний джаз - (0)✨ Идеальный осенний джазовый маршрут Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...
Архип и Вера Куинджи - (0)✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...
Памяти Михаила Александровича Врубеля |
Михаил Врубелб. Автопортрет. 1905
Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Западной Сибири, в Омске. Его отец А. М. Врубель, в прошлом строевой офицер, участник Крымской кампании и боевых действий на Кавказе, был военным юристом, что заставляло его (и его семью) часто менять места жительства. Мать художника, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырех детей и умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился - на Е. X. Вессель. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие - она была пианистка, и, благодаря ее исполнительскому мастерству, будущий художник близко познакомился с классической музыкой.
В 1863 году семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Петербург; наконец, в 1870-м - в Одессу, где Михаил Врубель окончил (в 1874 году) с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию.
Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, во время петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело.
Врубель не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, спорил в студенческих компаниях о "целях и назначении искусства", занимался в вечерних классах Академии художеств. В Академии он встретился с В. Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, К. Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П. Чистякова и И. Репина. Впрочем, к современному искусству он уже тогда относился весьма критически: например, нисколько не смущаясь, критиковал "Крестный ход в Курской губернии" своего мастера И. Репина. Впоследствии он заявлял Репину в глаза, что тот не умеет рисовать.
Вообще, на протяжении всей жизни он не стеснялся в оценках, заслужив славу неудобного и высокомерного человека. Хотя в иных случаях выглядел скромным и даже стеснительным.
Pentecote (троицын день, пятидесятница), деталь. 1884
Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А. Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством А. Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе.
Pentecote, деталь. 1884
В том же году Врубель переехал в Москву - начался "мамонтовский" период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве.
В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Дело в том, что С. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы "Принцесса Греза" и "Микула Селянович", отвергнутые приемной комиссией Академии художеств "как нехудожественные". В ответ Мамонтов совершил демарш - в короткий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше "Панно Врубеля", в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры.
Михаил Врубель с женой
Сразу же после Нижегородской выставки Врубель обрел семейное счастье, женившись на певице Надежде Забеле (молодые обвенчались летом в Женеве). Вскоре Н. Забела - по приглашению С. Мамонтова - стала ведущей артисткой его Частной оперы. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творческом плане и благополучным - в плане житейском.
К ночи (1900)
Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Видны темные силуэты коней и смуглый полунагой пастух-цыган. Заросли чертополохов как живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся оживленными детьми земли. Реальный, кажется, пейзаж, становится фантастическим, когда замечаешь, что в жестких, черных волосах цыгана виднеются рога. Здесь фигура пастуха и ландшафт составляют единство, и друг без друга не мыслятся.
О картинах Врубеля конца 19 столетия высказывался известный критик В.М. Алпатов:
«Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами; такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Все эти произведения в силу занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью, хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических картин Беклина».
«Сирень» (1900)
Врубель любил изображать вплотную густые, вьющиеся заросли цветов, трав. Художник вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в "архитектуру" гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники. Все эти чудеса природы под взором художника разрастались в волшебный мир, он всматривался еще и еще - и чудились очертания фигур, глядящие глаза...
Вот картина "Сирень"... Лиловые заросли сирени заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами. А в кустах - женская фигура, не то девушки, не то феи. Ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы и темные провалы глаз, - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный сумрачный час. Взойдет солнце и она исчезнет.
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания он снова работал.
Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, писал:
«Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок» (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье – он ослеп.
Михаил Александрович умер 14 апреля 1910 года
Михаил Александрович физически страдал от того, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович Врубель умер от воспаления легких 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление.
Поэт Александр Блок сказал над могилой художника:
«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».
В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну .
Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 19 - Александра Сергеевна Коновалова (1889-1952)
Часть 20 - 17 марта 1856 года родился Михаил Врубель. Принцесса Грезы
Часть 21 - Памяти Михаила Александровича Врубеля
Часть 22 - «Принцесса Греза» Михаила Врубеля
Часть 23 - Ко дню рождения Михаила Врубеля (1856 - 1910).
Часть 24 - Сказочно-мистический мир Врубеля
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |