-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил глинка михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС - (0)

: ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДРУГ КОРОЛЯ + 13 КАРТИН Диего Веласкес (1599-1660). Автопортрет, 1640 г., Музе...

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59090


18 марта 1874 года родился Николай Александрович Бердяев

Среда, 18 Марта 2020 г. 19:45 + в цитатник

Николай Александрович Бердяев  – философ, религиозный мыслитель и публицист – является одним из тех, кто несомненно может быть поставлен в первый ряд по своему влиянию на христианскую мысль XX века.

«Русская идея должна быть обращена вперёд…
Нет для нас возврата к старым идеологиям.
От русской идеи зависит духовное перерождение человечества»

Николай Бердяев

В истории отечественной философии имя Николая Бердяева стоит особняком.  Он писал интуитивно и афористично, ничего никому не пытаясь доказать. «Меня интересовало крикнуть миру то, что открыл мой внутренний голос как истину».
«В России всегда чувствовалась несоизмеримость центральной идеологии с необъятной русской жизнью»
При всей известности Николая Бердяева, практически никто не понял духовное знание смысла происходящего, которое он пытался открыть для всех. Философ не раз сетовал, что главного в его работах не видят, а ценят третьестепенное. Он был одиноким среди людей, мнящих себя обладателями мирового социологического мировоззрения.

«Я «лев», революционный человек, хотя и в особом духовном смысле. Я человек новых времён. Я несвоевременный мыслитель. Я нахожусь в совершенном разрыве со своей эпохой. Я чувствую себя обращённым к векам грядущим. ...Моя философия есть философия духа. Дух для меня – свобода, творчество, активность».
Николай Бердяев приблизился к полноте духовной истины, на сотню лет определив путь направления русского национального сознания.

 «Западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России». Философ считал, что нам необходимо «...усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» (Николай Бердяев «Судьба России»). «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой, творчески преображающей». Новое завершающее откровение будет открыто творческим человеком. И в нём будет реализована Универсальная религия».
 
"Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности».

Бердяев о динамике русской души

«У русской души есть обаяние»
(Николай Бердяев)

«…Русские душевны и сердечны. Душа русского народа – дарящая, великодушная, бескорыстная... Она преодолевает национальное самодовольство – сверхнациональна. Русский признаёт человека любой национальности самобытным религиозным началом…
...Истинная национальная политика может быть лишь творческим созданием лучшей жизни, а не кичащаяся своей статичной жизнью. Видеть общую перспективу человеческой жизни – это проявление творчества личности, раскрывающегося в истории…

…Всякий истинно русский человек интересуется вопросами о смысле жизни и ищет общения с другими искателями смысла… Другие народы русские ощущают как равные перед Богом. …Русский человек мало способен к презрению, не любит давать чувствовать другому человеку, что он ниже его. …В русском духе славянская безмерность и безгранность. Он неистощим. Русский чувствует себя свободным на вольном воздухе. В России духи природы ещё не скованы человеческой цивилизацией. И в русской душе осталась иррациональность, неорганизованность, неупорядоченность…».

Душа русская открыта новому: остроумные идеи, изобретения, отсутствие скуки, искренность.

«…Душевная жизнь Запада более закрыта и придавлена цивилизацией. Франция закупорена в своём типе культуры (считая себя наследницей греко-римской цивилизации), отсутствует интерес к другим культурам… Русский рассматривает проблему по существу, а не в культурном отражении (как психологию чужих переживаний – так делают в Западной Европе, для которой характерен культурный скепсис, отсутствие свежести души). И – парадокс: на Западе преобладает интеллект и чувственность, нежелание вторгаться в личную жизнь.

Русский же в споре проявляет меньше уважения к самой мысли, легко переходит на личности, задевает самолюбие других; готов стать нравственным судьёй над ближними. Всё это потому, что у русских нравственное мышление преобладает над чистым интеллектом. Русские люди любят настоящее общение – соприкосновение душ. Резко выражены симпатии и антипатии, в том числе и по отношению к самому себе.

…У русских есть открытость духа, свобода от мещанской морали…
…Основное препятствие соединения Востока и Запада – притязания западного духа воли к власти над миром, восприятие мира как беспорядка, а себя как носителя порядка и организации. Такие притязания эстетически не привлекают».


"…Русский человек ищет правды: религиозной, моральной, социальной, он ищет спасения. В этом есть что-то характерно русское. Но правда недостижима без честности, равно как и без личной ответственности, подтянутости, организации души, закала личности. Преодоление рабски обособленного сознания, духовное самосовершенствование, – первостепенные задачи для того, кто чувствует себя ответственным за свою судьбу и судьбу России".
Русским необходимо духовное воодушевление на почве осознания своей древнейшей истории и великих исторических задач в борьбе за новые ценности нашего бытия в мире, за наш дух.
И как современны его слова: «…сейчас в народе идёт подземная духовная работа. Скоро этот поток прорвётся для сознания общества». Ведь мысли Бердяева были обращеныв будущее – нам, потомкам.

«…Историческая эпоха требует органичного соединения национального сознания с универсальностью определения мирового признания национальностей… признания вечных прав за всякой национальной индивидуальностью... Идея космического братства... Человек должен овладеть самим собой, своими стихиями, мораль личной и общественной дисциплины – приоритет...».
 
Бердяев верил в созревание самостоятельной общественной мысли в России. «…Демократия зависит от внутренней способности к самоуправлению. Демократия есть превращение хаотического количества в некоторое самодисциплинированное качество».

 "Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности... Власть должна опираться не на силу, а на народ, на самые недра земли русской. Государство должно стать внутренней силой русского народа его собственной положительной мощью, а не внешним над ним началом".

 Русский патриот, Николай Бердяев духовным зрением провидел историческую миссию русского народа.

Рубрики:  Мыслители
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям