: ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДРУГ КОРОЛЯ + 13 КАРТИН Диего Веласкес (1599-1660). Автопортрет, 1640 г., Музе...
Гердт и Горин - (0)«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...
Мария Башкирцева - (0)165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
18 марта 1874 года родился Николай Александрович Бердяев |
Николай Александрович Бердяев – философ, религиозный мыслитель и публицист – является одним из тех, кто несомненно может быть поставлен в первый ряд по своему влиянию на христианскую мысль XX века.
«Русская идея должна быть обращена вперёд…
Нет для нас возврата к старым идеологиям.
От русской идеи зависит духовное перерождение человечества»
Николай Бердяев
В истории отечественной философии имя Николая Бердяева стоит особняком. Он писал интуитивно и афористично, ничего никому не пытаясь доказать. «Меня интересовало крикнуть миру то, что открыл мой внутренний голос как истину».
«В России всегда чувствовалась несоизмеримость центральной идеологии с необъятной русской жизнью»
При всей известности Николая Бердяева, практически никто не понял духовное знание смысла происходящего, которое он пытался открыть для всех. Философ не раз сетовал, что главного в его работах не видят, а ценят третьестепенное. Он был одиноким среди людей, мнящих себя обладателями мирового социологического мировоззрения.
«Я «лев», революционный человек, хотя и в особом духовном смысле. Я человек новых времён. Я несвоевременный мыслитель. Я нахожусь в совершенном разрыве со своей эпохой. Я чувствую себя обращённым к векам грядущим. ...Моя философия есть философия духа. Дух для меня – свобода, творчество, активность».
Николай Бердяев приблизился к полноте духовной истины, на сотню лет определив путь направления русского национального сознания.
«Западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России». Философ считал, что нам необходимо «...усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» (Николай Бердяев «Судьба России»). «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой, творчески преображающей». Новое завершающее откровение будет открыто творческим человеком. И в нём будет реализована Универсальная религия».
"Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности».
Бердяев о динамике русской души
«У русской души есть обаяние»
(Николай Бердяев)
«…Русские душевны и сердечны. Душа русского народа – дарящая, великодушная, бескорыстная... Она преодолевает национальное самодовольство – сверхнациональна. Русский признаёт человека любой национальности самобытным религиозным началом…
...Истинная национальная политика может быть лишь творческим созданием лучшей жизни, а не кичащаяся своей статичной жизнью. Видеть общую перспективу человеческой жизни – это проявление творчества личности, раскрывающегося в истории…
…Всякий истинно русский человек интересуется вопросами о смысле жизни и ищет общения с другими искателями смысла… Другие народы русские ощущают как равные перед Богом. …Русский человек мало способен к презрению, не любит давать чувствовать другому человеку, что он ниже его. …В русском духе славянская безмерность и безгранность. Он неистощим. Русский чувствует себя свободным на вольном воздухе. В России духи природы ещё не скованы человеческой цивилизацией. И в русской душе осталась иррациональность, неорганизованность, неупорядоченность…».
Душа русская открыта новому: остроумные идеи, изобретения, отсутствие скуки, искренность.
«…Душевная жизнь Запада более закрыта и придавлена цивилизацией. Франция закупорена в своём типе культуры (считая себя наследницей греко-римской цивилизации), отсутствует интерес к другим культурам… Русский рассматривает проблему по существу, а не в культурном отражении (как психологию чужих переживаний – так делают в Западной Европе, для которой характерен культурный скепсис, отсутствие свежести души). И – парадокс: на Западе преобладает интеллект и чувственность, нежелание вторгаться в личную жизнь.
Русский же в споре проявляет меньше уважения к самой мысли, легко переходит на личности, задевает самолюбие других; готов стать нравственным судьёй над ближними. Всё это потому, что у русских нравственное мышление преобладает над чистым интеллектом. Русские люди любят настоящее общение – соприкосновение душ. Резко выражены симпатии и антипатии, в том числе и по отношению к самому себе.
…У русских есть открытость духа, свобода от мещанской морали…
…Основное препятствие соединения Востока и Запада – притязания западного духа воли к власти над миром, восприятие мира как беспорядка, а себя как носителя порядка и организации. Такие притязания эстетически не привлекают».
"…Русский человек ищет правды: религиозной, моральной, социальной, он ищет спасения. В этом есть что-то характерно русское. Но правда недостижима без честности, равно как и без личной ответственности, подтянутости, организации души, закала личности. Преодоление рабски обособленного сознания, духовное самосовершенствование, – первостепенные задачи для того, кто чувствует себя ответственным за свою судьбу и судьбу России".
Русским необходимо духовное воодушевление на почве осознания своей древнейшей истории и великих исторических задач в борьбе за новые ценности нашего бытия в мире, за наш дух.
И как современны его слова: «…сейчас в народе идёт подземная духовная работа. Скоро этот поток прорвётся для сознания общества». Ведь мысли Бердяева были обращеныв будущее – нам, потомкам.
«…Историческая эпоха требует органичного соединения национального сознания с универсальностью определения мирового признания национальностей… признания вечных прав за всякой национальной индивидуальностью... Идея космического братства... Человек должен овладеть самим собой, своими стихиями, мораль личной и общественной дисциплины – приоритет...».
Бердяев верил в созревание самостоятельной общественной мысли в России. «…Демократия зависит от внутренней способности к самоуправлению. Демократия есть превращение хаотического количества в некоторое самодисциплинированное качество».
"Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности... Власть должна опираться не на силу, а на народ, на самые недра земли русской. Государство должно стать внутренней силой русского народа его собственной положительной мощью, а не внешним над ним началом".
Русский патриот, Николай Бердяев духовным зрением провидел историческую миссию русского народа.
Рубрики: | Мыслители |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |