-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван никитин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей виноградов сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59070


«Живописные» фрагменты из книги: «Герман Гессе. Магия красок»

Среда, 09 Августа 2017 г. 20:27 + в цитатник

«Что такое зелено-голубое? Что такое жемчужно-голубое? Как можно выразить едва заметное преобладание желтого, кобальтового, синего, фиолетового? А ведь в этом преобладании заключена вся сладостная тайна настроения...»

Герман Гессе, немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.


   Живопись стала для Гессе довольно поздним увлечением — «в один прекрасный день я открыл для себя совсем новую радость, — писал он. — Уже в сорокалетнем возрасте я начал рисовать. Не то чтобы я вдруг счел себя художником или захотел таковым стать. Но рисовать — это чудо, это доставляет много радости и делает тебя более терпимым. И пальцы у тебя потом не черные, как после писания, а красные и синие».
Сохранилось три тысячи радостных, солнечных акварельных работ Германа Гессе. Писатель как-то заметил, что без занятий живописью его литературный язык был бы намного беднее.

«Мои маленькие акварели — это своего рода поэтический вымысел или сны, они передают только отдаленное воспоминание о "действительности" и изменяют ее соответственно личным чувствам и настроениям, так что я всего лишь дилетант и никогда не забываю об этом».

Из письма к Хелене Вельти, 1919

«Основная тема — простые пейзажные мотивы, дальше этого я скорее всего не продвинусь. Насколько прекрасно все остальное — воздух, животные, движения и самое прекрасное из всего — люди, я, конечно, понимаю, частенько это захватывает меня и даже ошеломляет, но писать это я не могу».

Из письма к Куно Амьету, 1922

МAГИЯ КРАСОК
 
Ритмы Божьего дыханья,
Поглощаясь небесами,
Щедрых красок полыханье
Разливают перед нами.
 
В столкновеньи тьмы и света
Хаос терпит пораженье,
Дух верховный шлет приметы
Вечной радуги рожденья.
 
В наши души проникая,
Свет искрится бесконечно,
И его, не узнавая,
Солнцем мы зовем беспечно.
 
Герман Гессе

«За годы, как я начал заниматься живописью, во мне постепенно возникло ощущение некой дистанции в отношении литературы, что было для меня раньше как бы закрыто. А имеет ли по сравнению с ней хоть какую-то ценность написанная мною картина, этому я не придаю почти никакого значения. В живописи темп, ровно наоборот в сравнении с индустрией, не играет особой роли, речь не идет о потерянном времени, если в конце достигнут результат, оптимальный по выразительности и совершенству формы. Без живописи я бы многого не достиг и как поэт».

Из письма к художнику и негоцианту Георгу Рейнхарту, 1924

See und Berge

«У меня в руках мой складной стульчик, это мой чудодейственный реквизит, вроде мантии чародея, и с его помощью я уже тысячу раз занимался этой самой магией и выигрывал бой с тупой действительностью. А за спиной у меня рюкзак, в нем маленькая доска и палитра с акварельными красками, бутылочка с водой и несколько листов прекрасной итальянской бумаги…»

Из размышления "Без краплака", газета "Берлинер тагеблатт", 1928

Baeme, Haeuser,Berg

«Любой из нас, художников, даже если он во многом сомневается в себе и рассматривает свой талант и умение исключительно как самую малость, имеет перед собой цель и задачу и делает, если остается верен себе, на своем месте что-то такое, что может сделать только он. Когда ты рисуешь вместе со мной в Тессине, и мы оба пишем один и тот же мотив, каждый из нас отображает не столько кусочек ландшафта, сколько в гораздо большей степени свою любовь к природе, и каждый из нас передает этот мотив несколько иначе, несколько по-своему… И как много художников, которых считали второсортными, а может, даже варварами в искусстве, предстали позднее благородными новаторами, чьи творения частенько приносили их потомкам душевное умиротворение и были искренне любимы ими, порою больше, чем самые великие картины мастеров-классиков»

Из письма к Бруно Гессе, 1928

 
Gartentreppe mit Reben

«В моих книгах зачастую не обнаруживается общепринятого респекта перед действительностью, а когда я занимаюсь живописью, у деревьев есть лица, домики смеются, или пляшут, или плачут, но вот какое дерево — груша, а какое — каштан, не часто удается распознать. Этот упрек я принимаю. Должен сознаться, что и собственная моя жизнь весьма часто предстает предо мною точь-в-точь как сказка, по временам я вижу и ощущаю внешний мир в таком согласии, в таком созвучии с моей душой, которое могу назвать только магическим»

Из эссе "Краткое жизнеописание", 1925

Фото Андрей Кончаловский.
На фото — фото Германа Гессе и картины его кисти.

Андрей Кончаловский

     Последнее лето Клингзора фотоГессе считал, что труднейшая из задач - противостояние жизни. И живопись, и музыка помогают противостоять ей. В живописи он был самоучкой и считал себя дилетантом. В 40 лет начал заниматься живописью, чтобы выстоять во времена Первой мировой войны.

Но с войной Гессе боролся. Сначала как журналист, написав более 30 статей и воззваний. А вскоре и как практик (волонтёр?) - помогал военнопленным. Его осуждали. Он выстоял. Помогло занятие живописью. Его краски зрелого периода достигли экспрессионистской насыщенности цвета. Он пришёл к смелым обобщениям и абстракциям (орнаментально-сказочным композициям). Палитра его стала жизнерадостно уверенной.

В 1919 Герман Гессе пишет свою замечательную повесть "Последнее лето Клингзора". Она о художнике.

Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?

Читать книгу Герман Гессе Последнее лето Клингзора »...

 

Рубрики:  Мыслители/Герман Гессе
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 12 пользователям

elinor_051   обратиться по имени Четверг, 10 Августа 2017 г. 01:00 (ссылка)
Не знала, что Гессе так хорошо рисовал.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 10 Августа 2017 г. 19:13ссылка
У меня, Лена, несколько подборок по живописи Гессе. Не скажу, что я в восторге от его картин. Я, глядя на них, радуюсь: как много может человек за свою многотрудную жизнь сотворить!
Откровения_Красоты   обратиться по имени Среда, 16 Августа 2017 г. 19:46 (ссылка)
Акварельное творчество Гессе мне знакомо, тоже делала пост на эту тему. Конечно, это работы дилетанта. Но ты права, Томочка, какой он талантливый человек!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Августа 2017 г. 20:29ссылка
Меня, Сабина, это очень удивляет! Человек - не художник, в зрелые годы садится за мольберт и рисует! Это свобода и смелость!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку