СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...
Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)✨ Таинственный художник А.И. Мещерский. Таинственный художник Арсений Мещерск...
Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». Чтo пpoиcxoдилo дo и вo вp...
Житие Ивана Гончарова - (0)=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...
Александр Дмитриевич Тихомиров (1916 - 1995) |
Художник Александр Тихомиров одинаково успешно прожил две жизни: официальную — главного в СССР автора портретов Ленина — и «подпольную» — создателя экспериментальных работ, никак не вписывавшихся в каноническое советское искусство.
Тема "человека в маске" - одна из основных в творчестве художника. Герои его произведений - актеры и акробаты, шуты и музыканты, изображенные им в минуты отдыха после спектакля. Уставшие от необходимости играть заученную роль, они снимают "маски", возвращаясь к своему истинному "Я", погружаясь в мучительные размышления о жизни и своем предназначении.
В картинах и графических листах Тихомирова яcно прослеживается отсыл к драмам Шекспира, фильмам Феллини, столь любимым художником. Живописные полотна, в которых органично сочетаются плоскостное и объемное изображения, и графические работы, выполненные в различной технике, отличаются сложностью композиции, богатой цветовой палитрой, оригинальным решением пластических задач.
Александр Тихомиров родился в Баку в 1916 году и жил там до середины 1940-х. За это время город сильно на него повлиял: из этого места смешения разных религий и народов в живопись Тихомирова пришла общая избыточность его поздних «неофициальных» работ, основная часть которых — чрезвычайно сложные, многосоставные и символичные. В Баку же в 1940-х Тихомиров начал карьеру социалистического художника, вступил в производственно-творческий комбинат и стал ответственным за художественную пропаганду.
В середине 1940-х Тихомиров переехал из Баку в Москву, но постоянный заработок нашел только в 1951, когда устроился на работу в московский Комбинат декоративно-оформительского искусства — и довольно скоро начал специализироваться на выполнении монументальных портретов Ленина. И почетно, и выгодно: за счет одного образа Ильича можно было жить, содержать семью и заниматься собственным неофициальным творчеством около полугода.
По большим государственным праздникам ленинскими «ликами» Тихомирова украшали фасады московских зданий. На МИДе, например, располагалась самая заметная из этих работ, портрет Ильича размером 42 х 22 метра. Создавал его художник вручную, расстелив полотно на стадионе «Динамо» и работая огромной кистью. Благодаря успеху этого произведения (его хвалили даже приезжавшие в Москву иностранцы) Тихомирову в обход очереди и правил удалось получить мастерскую, в которой он потом трудился до конца жизни.
Неофициальное искусство художника с его основными темами — балаганом, театральным закулисьем и лицедеями — главная часть выставки. Сценой автор интересовался с самого начала карьеры — первой его работой в Баку было изготовление рекламных плакатов для городского цирка. Позже в Москве Тихомиров устроился в театр Станиславского и Немировича-Данченко, а с 1960-х начал разрабатывать театральную тему уже в своей неофициальной живописи, сделав ее главными героями циркачей, клоунов, акробатов и актеров. Эти персонажи кочуют из одной картины в другую, превращая выставку в подобие бесконечной пьесы, сюжет которой неясен: все фигуры на полотнах погружены в размышления или полусон, а действие как будто остановилось.
Холокост
Еще в 1910-х Тихомиров пережил погромы в Баку. Хотя художник не был евреем, впечатление осталось до конца жизни: автор вспоминал, как опьяненная бойней толпа громила кварталы и даже ворвалась к ним в дом, который все-таки чудом остался неразоренным.
Другое важное воспоминание детства — виселицы в бакинских парках и толпы беженцев, покидающих город. Резня в Баку до прихода Советской власти и тема Холокоста нашли отражение в недавно обнаруженной графике Тихомирова, о которой он никогда никому не рассказывал: листы трех серий, «Холокост», «Освенцим» и «Бабий Яр», передающие переживания отчаяния и боли, были случайно найдены среди бумаг художника несколько лет назад.
Яркие фовистические полотна цикла "Петрушка и балерина" написаны им под впечатлением от балета И. Стравинского "Петрушка". Будучи великолепным знатоком классической музыки, А. Д. Тихомиров создает живописные полотна и графические листы, вдохновляясь произведениями Скрябина, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Живопись и графика этого периода поражают великолепным колоритом, необычным ритмическим строем - сочные, яркие пастозные мазки словно кружатся в вихре праздничного танца.
Обращение к богатому внутреннему миру человека, его переживаниям, сомнениям, надеждам, темы любви и одиночества, тема человека-творца, создающего свой фантастический мир, находят отражение в работах неоклассического периода (с 1970-х), когда мастер вырабатывает свой неповторимый стиль, а героями его произведений становятся библейские персонажи, театральные и цирковые актеры.
Ряд произведений Тихомирова посвящен теме женщины как источника жизни. В этих выразительных живописных полотнах и графических листах воплотились зрительные впечатления бакинского периода жизни художника - яркие краски колоритного древнего города с его шумными празднествами, его удивительная архитектура, прекрасные пейзажи.
Постоянно экспериментируя с цветом, фактурой полотна, используя то рельефное, то гладкое письмо или их сочетание, художник ищет новые пластические решения, прибегая к выразительной деформации формы, создает сложные многофигурные композиции, добиваясь поразительного эффекта - фигуры словно вырываются за пределы живописного пространства. И каждая работа - проникновение в глубинные слои человеческой психики, отражение трагичности человеческого бытия и стремления любого из нас быть понятым и принятым, не отверженным, счастливым, любимым.
Александр Дмитриевич Тихомиров практически не выставлял при жизни своих работ, столь отличных от произведений искусства, характерных для соцреализма.
Источник: http://rusiskusstvo.ru
Рубрики: | Наши ... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |