✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...
Игорь Ворошилов - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...
Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)✨ Таинственный художник А.И. Мещерский. Таинственный художник Арсений Мещерск...
Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». Чтo пpoиcxoдилo дo и вo вp...
Житие Ивана Гончарова - (0)=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Импрессионизм в вопросах и ответах |
Гюстав Кайботт. Сушка белья
Академия искусств была, безусловно, одной из главных участниц происходящих в искусстве перемен. Ее статус в зарождении импрессионизма можно уверенно обозначить как «основной враг». Но дело, конечно, в другом. В канализации, например.
До середины XIX века в Париже не было канализации, горожане пользовались ночным горшком, а сточные канавы проходили вдоль каждой улицы. И в столице, и в деревне французы жили и работали, как сто или двести лет назад. В 1853 году префектом департамента Сена становится барон Жорж Эжен Осман — тогда-то все и началось. Наполеону III после поездки в Лондон страшно захотелось превратить Париж в такой же просторный, современный и чистый город, ну и расширить улицы тоже хотелось — чтоб на них не так удобно было строить баррикады в случае новой революции.
![]() Кайботт. Балкон, бульвар Осман |
![]() Писсарро. Оперный проезд |
![]() Клод Моне. Европейский мост, вокзал Сен-Лазар |
А вот теперь самое время рассказать об Академии изящных искусств. С тех пор, как король Людовик XIV распорядился проводить каждый год главную художественную выставку — парижский Салон — здесь мало что менялось. В первые 200 лет это была выставка только для действующих академиков, в 1791 году на нее начали допускать художников со стороны. Отбор картин осуществляли… те же академики. Они же принимали в Академию студентов для обучения. Получивший одобрение Салона художник рекомендовался (теми же академиками — они были просто вездесущи) для выполнения какого-то государственного заказа: расписать церковь или общественное здание, например. За этим следовало признание, деньги, собственная мастерская с учениками, частные заказы. Без малого 300 лет Академия оставалась оплотом и крепостью традиционной живописи.
|
![]() Александр Кабанель. Рождение Венеры |
Самый главный, как ни странно, импрессионистом не был и от звания этого бежал как от чумы. Первым художником, который переодел одалиску в наряд парижской проститутки, а греческих богов — в сюртуки и цилиндры, был Эдуар Мане. Он начал писать скачки и танцы в городском парке, завсегдатаев кабаков, испанских танцовщиков и даже ремонтные работы на улице.
Эдуард Мане. Скачки в Лоншане
Стремление писать здесь и сейчас, схватить переменчивые состояния природы, людей в неловких, промежуточных позах,в повседневных делах — все это очень повлияло на зарождение новой техники. Необходим был новый способ письма,который позволял бы работать быстро, схватывая движение воздуха и игру света. Воздухом и светом как раз и занялись.
Когда будущие импрессионисты только собирались с мыслями о собственной независимой выставке, журналист и критик Теодор Дюре писал Камилю Писсарро: «Умоляю вас, выберите картины, имеющие сюжет, что-либо похожее на композицию, картины, которые не слишком свежо написаны и более „сделаны“». Но кто его слушал! Как раз сюжет на картине импрессиониста искать бесполезно и оскорбительно. Первое теоретическое заключение об импрессионизме вскользь сформулировал один из друзей Ренуара: «Стремление трактовать сюжет ради его живописного тона, а не ради самого сюжета».
У импрессионистов нужно искать прежде всего свет —яркий солнечный свет делает изображение неустойчивым и как будто мерцающим, яркий театральный свет искажает лица певиц и балерин. А размытые контуры и нечеткость — это только один из признаков импрессионистской картины. Нечетким может быть небо на картине Эль Греко (по фрагменту запросто можно спутать с Моне), туманный Лондон Тернера или гуашевый этюд Делакруа.
![]() Эль Греко. Святой Иоанн Креститель |
![]() Эжен Делакруа.Тигр, напавший на лошадь |
|
Главным теоретиком нового искусства, самым прозорливым и талантливым учителем-импрессионистом был Камиль Писсарро. Он поддерживал тех учеников, к которым остальные относились с презрением, без него Поль Сезанн и Поль Гоген вряд ли состоялись бы и поверили в свою художественную правоту. Поэтому учиться правильному импрессионизму можно просто по его советам (их записал один из молодых художников из окружения Писсарро):
— Подходите к мотиву с точки зрения формы и цвета, а не рисунка. Нет необходимости обрисовывать форму, которую можно выявить без этого. Точный рисунок сух и нарушает впечатление целостности, он уничтожает все ощущения. Не обозначайте слишком точно контуры предметов; мазок, правильный по цвету и силе, должен создать рисунок.
— Пишите самое существенное в характере вещей, старайтесь передать это любыми средствами, не беспокоясь о технике.
![]() Сарджент. Симплон. Чтение |
![]() Кассат. Летнее время |
![]() Уильям Чейз. Солнечный день |
Слова «сюжет» импрессионисты терпеть не могли, они говорили «мотив». И свои мотивы Дега, к примеру, искал в публичных домах чуть ли не чаще, чем в театре или на скачках. И характер у него был прескверный: интеллектуал, циник и острослов, от презрительных замечаний которого мало кто из художников был избавлен. На каждую из восьми выставок импрессионистов он приводил своих протеже, а остальные яростно сопротивлялись участию сомнительных юных учеников Дега, «ловкачей самого худшего сорта» (это Гоген, комментируя желание Дега протащить на выставку картины Рафаэлли: подробности противостояния — в биографии последнего). Доходило до того, что Моне, Ренуар, Кайботт и Сислей собирали свои картины, хлопали дверью и отказывались от участия.
![]() Ренуар. Танец в Буживале |
![]() Дега. Завершающий арабеск |
![]() Клод Моне. Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе |
Постимпрессионизм — это искусство, последовавшее за импрессионизмом не столько хронологически, сколько концептуально. Поль Сезанн, например, принимал участие в самой первой выставке импрессионистов, ходил на пленэры вместе с Писсарро, на собрания в кафе «Гербуа», но с самого начала писал иначе. Работая над портретом, Сезанн раскладывал предметы в нужном порядке и запрещал модели что-либо двигать, обводил мелом ножки стула на полу, чтоб назавтра усадить модель точно на то же место — ничего случайного и сиюминутного.
Постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гоген) искали не ускользающий свет, а непреходящую суть вещей, видимую в любое время дня и года. В отличие от импрессионистских подвижных и ускользающих мотивов, предметы на их картинах обретают нарочитый вес, объем, насыщаются цветом, портретные черты людей искажаются и поддаются влиянию их внутреннего мира.
![]() Ван Гог. Стул Винсента с трубкой |
![]() Гоген. Мы молимся тебе, Мария |
![]() Сезанн. Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории) |
В отличие от постимпрессионистов, которые оттолкнулись от импрессионизма и отправились каждый по своему пути, неоимпрессионисты — непосредственные последователи Моне, Ренуара, Писсарро.
Неоимпрессионистами называют художников, которые восприняли идеи импрессионизма с такой увлеченностью и страстью, что дожали их до чистого технического экстракта. Жорж Сёра и Поль Синьяк, основатели неоимпрессионизма (чаще это движение называют пуантилизмом), прибавили к интуитивным художественным находкам импрессионистов еще и свежие научные оптические эксперименты. Они исключили случайность и непредсказуемость из живописных принципов — пуантилисты приняли импрессионистскую технику раздельного наложения красочных пятен чистых цветов, которые смешиваются не заранее на палитре художника, а только уже в глазах зрителя.
![]() Жорж Сёра. Эйфелева башня. Париж |
![]() Поль Синьяк. Папский дворец, Авиньон |
На самом деле в конце XIX века импрессиониста можно было найти практически в любой западноевропейской стране, да еще и в Японии, и в США, и в России. Арт-дилер Поль Дюран-Рюэль в 1886 году устраивает выставку картин импрессионистов в Нью-Йорке, но там и так уже вовсю пишет целое поколение художников, проживших в Париже по несколько лет и вернувшихся домой с идеями новой живописи. Япония, которая в середине века открыла для Европы гравюру, нэцке, вееры и ширмы, теперь испытывает обратное влияние — из Страны восходящего солнца на материк едут японцы-паломники, приходят пешком молча посидеть в мастерских или даже живут по несколько месяцев в домах стареющих корифеев-импрессионистов. И в Японии появляется поколение художников-импрессионистов.
![]() Кандинский. Лодки. Рапалло |
![]() Пикассо. Улыбающаяся женщина |
![]() Мунк. Английская набережная в Ницце |
![]() Мунк. Вид с лодкой в Сен-Клу |
![]() Эдвард Мунк. У окна |
Музей русского импрессионизма существует, а простого и точного ответа на вопрос, был ли импрессионизм в России, нет. Эпохи импрессионизма — с выставками, общественными дискуссиями и карикатурами в газетах — в России не было. Но шедевры импрессионизма — вот же они:
Исаак Левитан. Березовая роща
Валентин Серов. Девочка с персиками
![]() Ренуар. Прачка |
![]() Дега. Прачка |
![]() Тулуз-Лотрек. Прачка |
Романтизм — очень мощное, общекультурное направление, идеи которого отлично воплощались на любом художественном языке, будь то музыка, литература или живопись. Сильные чувства, бунт, страсть, интуиция, ожившая природа, мечта и фантазия в противовес разуму и прагматизму — все это убедительно и естественно звучало в поэме,на полотне и в симфонии.
А вот импрессионизм — направление, родившееся и разрастающееся сначала исключительно в живописи. Ценность мимолетного впечатления, бессюжетность и отрицание идеи сложно и только с оговорками воплощались в литературе. Можно говорить скорее об импрессионистских приемах в литературных произведениях некоторых авторов — Эмиля Золя, Ги де Мопассана, братьев Гонкур, Поля Верлена. Целые сцены в романах, построенные на запахах, звуках, красках,смене освещения — это импрессионизм. Окружающий мир, который меняет краски и интонации в зависимости от настроения героя — это импрессионизм. Но чистая импрессионистская литература не сложилась опять же из-за необходимости литератора обязательно высказаться или отыскать за мимолетным впечатлением символический смысл и скрытые сущности объектов.
Музыка легче обходилась без сюжетности и груза обязательных смыслов, поэтому о композиторах-импрессионистах можно говорить смело: это Клод Дебюсси и Морис Равель, недолго и с вереницей оговорок Александр Скрябин и Игорь Стравинский. Композитор-импрессионист создает симфонические этюды, а не сложные драматические симфонии,говорит о мимолетном настроении акварельно, «богато — бедными средствами», как мечтал Ренуар. Импрессионистская музыка нежная, хрупкая, с неуловимым ритмом и короткими, наплывающими друг на друга фразами мелодии.
![]() Огюст Роден. Вечная весна |
![]() Роден. Ромео и Джульетта |
![]() Огюст Роден. Наяда |
Рубрики: | живопись |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |