-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил глинка михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам оскар уайльд писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

История "Сикстинской Мадонны" - (0)

✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...

Рисунки Леонардо да Винчи - (0)

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...

Рене Магритт - (0)

РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

Архип и Вера Куинджи - (0)

✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59109


Михаил Врубель в Киеве

Воскресенье, 19 Марта 2017 г. 16:59 + в цитатник
  
Фото Андрей Кончаловский.Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.
   Киевские годы Врубель вспоминал с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признавался: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль,что я здесь не живу. Я люблю Киев!»
Михаил Александрович Врубель. Шиповник
"Шиповник", 1884
В Киев Михаила Врубеля пригласил Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви и внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.
Современный вид убранства Кирилловской церкви (фото: kyivcity. travel)
 
 Прахов обратился к старому приятелю Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных учеников Врубеля.
«Через несколько дней я побывал у него, — писал в воспоминаниях Адриан Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня — стилистом, хорошо понимающим античный мир, который, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем,не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет
Михаил Врубель. «Автопортрет», 1885
 
Врубель приехал в Киев и на несколько месяцев с головой окунулся в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре, которые приводили его в восторг. 
 
Врубель «Пророк Моисей», 1884
 
Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов, 1884 поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ. Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя,а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, вспоминал сын Прахова, Николай.
Врубель «Архангел Гавриил»
В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.
Врубель «Ангелы с лабарами», 1884
Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве
 
Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене. Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:
— Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите — вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.
— Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!"
Врубель «Оплакивание Христа», 1884
 
Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.
Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И. Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.
Михаил Александрович Врубель. Восточная сказка
Восточная сказка, 1886
 
Михаил Александрович Врубель. Голова женщины (Портрет Э.Праховой)
Голова женщины (Портрет Эмилии Праховой), 1885
Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах». А чего стоило пальто с семью пелеринами! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?
Михаил Александрович Врубель. Мост вздохов. ВенецияВрубель «Мост вздохов. Венеция»
Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались. Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.
Прахов дал свои последние«наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции. Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века. Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто ...».
 
Михаил Александрович Врубель. Богородица с Младенцем (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве)

Врубель «Богородица с Младенцем»(эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885
 
Вернувшись из Венеции, Врубель представил образ Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне.
 
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем
Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве
 
 
Кирилловская церковь, наши дни
 
Иконостас в Кирилловской церкви

Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова  и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

— Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщал Прахов жене.
 
Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет,почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное — остались непонятыми в то время: 
«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества. Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям,и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».


Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей

Врубель «Ангел с кадилом и свечей», эскиз к росписи Владимирского собора

Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта«Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)
Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве), 1887
 
Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве
Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. 1887
 
Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)
Надгробный плач (третий вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. 1887
 
Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:
«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил,не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон,отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона»(из воспоминаний Л. Ковальского).
<iframe width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/_HKyFcCbl-8?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Врубель не дорожил своими работами, писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.
   На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».
Девочка на фоне персидского ковра, 1886
Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича, - на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко."
Михаил Александрович Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко)Портрет мужчины в старинном костюме ( И. Н. Терещенко), 1886
    Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко. Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее.  Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко]. Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».
Михаил Александрович Врубель. Цветы в синей вазе
Цветы в синей вазе, 1887
 
В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Мацневой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.
 
Михаил Александрович Врубель. Красная азалия (Два цветка)
Красная азалия (Два цветка), 1887

Свои этюды художник оставлял на память ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.

В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон — образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л. Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна. Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» — первый рисунок к «демонической» теме.
Врубель. «Ходим мы к Арагве светлой», 1885
Многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и оглавной для наследия стороне его жизни в Киеве. «Самой счастливой порой жизни» Врубель считал свой киевский период. Когда в 1901 он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал:
«Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».
 В начале 1906 года Михаила Александровича Врубеля не стало — он ослеп.
Последний из «потусторонних сюжетов» Врубеля — «Видения пророка Иезекииля» — осталось незавершенным.
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля
Видения пророка Иезекииля, 1905

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 13 - 17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель
Часть 14 - Михаил Врубель в Киеве
Часть 15 - Памяти Михаила Врубеля
Часть 16 - Михаил Врубель. Поиски стиля
...
Часть 22 - «Принцесса Греза» Михаила Врубеля
Часть 23 - Ко дню рождения Михаила Врубеля (1856 - 1910).
Часть 24 - Сказочно-мистический мир Врубеля

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 11 пользователям