-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил глинка михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам оскар уайльд писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

История "Сикстинской Мадонны" - (0)

✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...

Рисунки Леонардо да Винчи - (0)

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...

Рене Магритт - (0)

РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

Архип и Вера Куинджи - (0)

✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59109


Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля Царевна-Лебедь, 1900

Четверг, 17 Марта 2016 г. 19:13 + в цитатник


   Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году - в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...

Окончив лицей с золотой медалью, Михаил Врубель отправился в Петербургский университет — изучать юриспруденцию. 
Вожделенный Питер сходу взял юношу в оборот, заключил в свои гранитные объятия, окружил соблазнами. 



Его увлечение театром, а также пробудившаяся тяга к весьма экстравагантным нарядам требовали денег, и Врубель подрабатывал частными уроками — в первую очередь пригодилось блестящее знание латыни. Так — на правах репетитора одного из своих сокурсников — он попал в дом зажиточных сахарозаводчиков Папмелей. Здесь, у сахарных королей, он вкусил по-настоящему сладкой жизни. 



«У Папмелей Врубель жил, как родной, — пишет биограф художника Александр Иванов. — Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле, и именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка». У Папмелей постоянно толклась богемная публика — музыканты, художники, просто сочувствующие. Должно быть, это окружение и подтолкнуло Врубеля к мысли о том, чтобы всерьез заняться живописью.
свиданиеСвидание Анны Карениной с сыном. 1878

Окончив университет с посредственными результатами (в звании действительного студента) и отбыв воинскую повинность, 24-летний Врубель поступил в Академию художеств вольнослушателем. Не будет большим преувеличением сказать, что решение это стало неожиданным не только для отца (рассчитывавшего, что Михаил продолжит семейную профессиональную традицию), но и для него самого.


сальери

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884

Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя.

моцарт

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884

В 1894-м Михаил Врубель погрузился в такую очевидную депрессию, что Мамонтов отправил его в Италию — развеяться и заодно присмотреть за старшим сыном Сергеем,который лечил в Европе почки. Вернувшись, Врубель участвовал в выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана». В газете «Русские ведомости» его отдельно упомянули как «пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты».

Михаил Александрович Врубель. Сирень

Увидев картину Врубеля «Сирень», государь сказал: 
— Как это красиво. Мне нравится.
Великий князь Владимир Александрович, стоявший рядом, горячо протестуя возражал:
— Что это такое? Это же декадентство…
— Нет, мне нравится, — говорил государь. — Кто автор этой картины? Врубель, ответили государю. 
…Обернувшись к свите и увидев графа Толстого, вице-президента Академии художеств, государь сказал:
— Граф Иван Иванович, ведь это тот, кого казнили в Нижнем?

Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве

Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве. 1887

В Киеве Врубель приобрел бесценный опыт. Авторские фрески и иконы, реставрационные работы в Кирилловской церкви и Софийском соборе — это был грандиозный труд, растянувшийся на пять лет. Искусствовед Нина Дмитриева писала, что, работая в «соавторстве» с мастерами XII века, Врубель стал одним из первых крупных художников, кто «перекидывал мост от археологических изысканий к живому современному искусству».

Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.

     Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».


Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова

Царевна-Лебедь, 1900
 

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Фрагмент

Царевна-Лебедь, 1900, фрагмент

Врубелю

Так тихо-долго шла жизнь на убыль

В душе, исканьем обворованной...

Так странно-тихо растаял Врубель,

Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки

Лица, трагически безликого...

Душа впитала все невидимки,

Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,

А кисть дразнила дерзновенное...

Он тихо таял,- он золотистей

Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:

В гробу - венчанье!.. Отныне оба -

Мечта и кисть - в немой гармонии,

Как лейтмотив больной симфонии.

 

И.  Северянин  

Сообщение Ампель: Памяти Михаила Врубеля

Александровская слобода. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». 1899

Центральный образ, к которому Михаил Александрович Врубель обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона.

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий

Демон летящий.

Михаил Александрович Врубель. Демон у ворот монастыря

Демон у ворот монастыря. 1880-е

Демон и Ангел с душой Тамары

   Михаилу Врубелю представился случай реализовать тему Демона, которая начала завладевать им еще в Киеве. В 1890-м было решено издать юбилейный двухтомник Лермонтова, с иллюстрациями «лучших художественных сил». Всего к работе было привлечено 18 иллюстраторов (в их числе Репин, Шишкин, Айвазовский). Должно быть, Врубель оказался среди них, благодаря протекции Мамонтова, и был единственным художником, не известным публике.

Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

 Демон (сидящий), 1890

Михаил Александрович Врубель. Голова Демона

Голова Демона. 1890-е

По словам Анны Врубель — любимой сестры художника, которая была ему сиделкой в последние годы, — он неоднократно говорил, что устал жить. В феврале 1910-го Врубель открыл форточку и долго вдыхал морозный воздух, что спровоцировало пневмонию. Возможно, он сделал это неосознанно: последний год он был погружен в свои галлюцинации и вряд ли четко осознавал, что делает.



Накануне смерти Михаил Врубель причесался, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств — Врубель и здесь оказался провидцем. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Над могилой Врубеля Александр Блок сказал: 

«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». 

https://artchive.ru/artists_works/filter/country:RU

Михаил Врубель. "Весна". Майолика, цветная глазурь. 1899-1900 годы.Экспонат выставки "Врубель. Майолика. Абрамцево" в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина. Идея выставки в том, что работы Врубеля иллюстрируют оперы Н.А. Римского-Корсакова.


картины Михаила Александровича Врубеля «Утро» (530x409, 213Kb)

   «Утро» — жанр, который соединил в себе природу и людей. Работа написана маслом на большом холсте. Техника изображений, является тонкой и уникальной, не отвлекаешься на один образ, а сразу видишь несколько лиц, среди деревьев. Рассматривая картину, зритель видит природу, олицетворяющую русалок. Сплетение лиственных веток, густой травы, будто скрыло образ девушки. 

 

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 8 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 9 - Михаил Врубель и Михаил Лермонтов. Демон
Часть 10 - Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля Царевна-Лебедь, 1900
Часть 11 - Михаил Александрович Врубель. Демоны небожителя
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
...
Часть 22 - «Принцесса Греза» Михаила Врубеля
Часть 23 - Ко дню рождения Михаила Врубеля (1856 - 1910).
Часть 24 - Сказочно-мистический мир Врубеля

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

ампель   обратиться по имени Четверг, 17 Марта 2016 г. 20:00 (ссылка)
Спасибо,Томочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 19:49ссылка
И тебе, Олечка, спасибо! Утащила ссылку на твоё сообщение
_Lana_Svet   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 00:56 (ссылка)
Томочка, огромное спасибо за пост. Как же я люблю творчество Врубеля. И судьба его непростая очень трогает. Желаю вам , Томочка, доброго здоровья и хорошего настроения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:00ссылка
Спасибо, Светочка, за добрые пожелания! Рада интересу к любимому Врубелю! Несчастная судьба! Но в памяти людей он надолго!
Antiberlioz   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 01:49 (ссылка)
Спасибо огромное за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:11ссылка
Рада Вам! Очень вы с доченькой мне понравились! Только комментарий у меня не принялм
Юрий-Киев   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2016 г. 06:30 (ссылка)
Тоже люблю творчество Врубеля. Особо мне интересны его иллюстрации к Лермонтову. А любимой является его икона "Богородица с младенцем" у нас в Кирилловской церкви. У меня вчера был пост "Врубель и Киев", будет время посмотрите...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 18 Марта 2016 г. 20:15ссылка
Я тоже люблю "Богородицу с младенцем". Эта картина у меня в более ранних подборках есть, но всё таки и в это вставила, и на Вашу полюбовалась! Спасибо!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку