-Цитатник

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

Архип и Вера Куинджи - (0)

✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...

Ольга Спесивцева - (0)

Звезда русского балета Ольга Спесивцева. Ее судьба.     Великая балерин...

Глина Левина - (0)

Художник . Москва. Тишина обители Туман над озером Флоксы в вазе Гв...

Эдуард Мане - (0)

ЭДУАРД МАНЕ: РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОНЕВОЛЕ + 11 КАРТИН Эдуард Мане (1832-1883). Автопортрет с палитрой...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов людмила гурченко максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12181
Комментариев: 34232
Написано: 59097


Михаил Михайлович Зощенко (1894 - 1958)

Понедельник, 10 Августа 2015 г. 16:50 + в цитатник

10 августа исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых любимых и талантливых писателей советского времени – Михаил Михайлович Зощенко.

Сын дворян, Михаила Зощенко юным добровольцем участвовал в Первой мировой войне. Дослужился до офицера, получил несколько боевых орденов за храбрость. Но призванием отважного юноши стала не военная служба, а литература. Еще в 12 лет он пробовал свои силы в поэзии и прозе (рассказ «Пальто»). 
Первые публикации состоялись в 1922. В то время Зощенко принадлежал к литературному объединению «Серапионовы братья», дистанцировавшемуся от политики. Неформальный лидер «серапионов», Корней Чуковский, вспоминал о молодом писателе, как об одном «из самых красивых людей, каких я когда-либо видел. Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах».

    А Горький, отмечавший литературный талант Михаила Зощенко и изящество стиля – «пестрый бисер вашего лексикона», симпатизировал ему как человеку и по-отечески поддерживал. Зощенко замечал: «Обо мне критики обычно говорят как о юмористе, о писателе, который смешит и который ради самого смеха согласен сделать, черт знает что из родного русского языка. Но это не так. Если я искажаю иногда язык, то условно, поскольку мне хочется передать нужный мне тип. Тип, который почти что не фигурировал раньше в русской литературе»

Подлинный талант писателя раскрылся в автобиографической повести «Перед восходом солнца», первые главы которой вышли в журнале «Октябрь» в 1943. Она стала высшей точкой творчества Зощенко, но, к сожалению, и финальным аккордом в его литературной судьбе. Попытка рассказать о собственном Я была не только не понята… Последовал запрет на публикацию, в 1948 было обнародовано постановление «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Зощенко исключили из Союза писателей. 
    Поэтику Михаила Зощенко тонко прочувствовал известный кинорежиссер Л. Гайдай, создавший по его рассказам фильм «Не может быть!» (1975).

Российская государственная библиотека искусств


«Из воспоминаний» Корнея Ивановича Чуковского. Фрагмент

«(…) О Студии мы мечтали давно. «Всемирная литература» — издательство, руководимое Горьким, — чрезвычайно нуждалась тогда в кадрах молодых переводчиков. (…) «В Студии, — писал он, — собралось человек сорок молодежи; руководителями ее выступили члены редакционной коллегии «Всемирной литературы»: новеллист Евгений Замятин, хороший знаток русского языка; критик Корней Чуковский, филологи Лозинский, Шилейко, Шкловский и талантливый поэт Николай Гумилев». 
Среди студистов стали появляться такие, которые нисколько не интересовались мастерством перевода. Не переводить они жаждали, но создавать свои собственные литературные ценности.
Мне особенно запомнились те, из которых впоследствии, через несколько месяцев, возникло «Серапионово братство»: Миша Слонимский, Лева Лунц, Вова Познер, Илья Груздев, Елизавета Полонская и работник угрозыска Михаил Михайлович Зощенко.
(…) В ту пору никто из этих юнцов не предвидел, что им суждено стать собратьями. Не знали они также и того, что на свете есть Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин и Николай Тихонов, с которыми через год или два им предстояло так тесно сплотиться под дружеской опекой их доброжелателя Горького.
Среди них не последнее место занимал Михаил Михайлович Зощенко, молчаливый и замкнутый молодой человек.
Мне посчастливилось познакомиться с ним еще до того, как он написал свои первые книги, и теперь я попытаюсь извлечь из своей скудеющей памяти все, что она сохранила о том периоде его бытия.

Это был один из самых красивых людей, каких я когда-либо видел. Ему едва исполнилось двадцать четыре года. Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах. Когда я узнал, что он родом полтавец, я понял, откуда у него эти круглые, украинские брови, это томное выражение лица, эта спокойная насмешливость, затаенная в темно-карих глазах. И произношение у него было по-южному мягкое, хотя, как я узнал потом, все его детство прошло в Петербурге.
Его фамилия была известна мне с давнего времени. Усердный читатель иллюстрированной «Нивы», я часто встречал на ее страницах небольшие картинки, нарисованные художником Зощенко, — комические наброски из жизни украинских крестьян.
— Не родня ли вам этот художник? — спросил я у Михаила Михайловича при первой же встрече.
Он помолчал и неохотно ответил:
— Отец.
Он никогда не отвечал на вопросы сразу, а всегда — после долгой паузы.
Нелюдимый, хмурый, как будто надменный, садился он в самом дальнем углу, сзади всех, и с застылым, почти равнодушным лицом вслушивался в громокипящие споры, которые велись у камина. Споры были неистовы. Все литературные течения того переломного времени врывались сюда, в дом Мурузи, но в первое время было невозможно сказать, какому из этих течений сочувствует Зощенко. Он прислушивался к спорам безучастно, не примыкая ни к той, ни к другой стороне.
Бывшая студистка, поэтесса Елизавета Полонская, недавно опубликовала очень интересные воспоминания о Студии… Полонская вспоминает такой характерный для него эпизод. Как-то в самом начале занятий я поручил им обоим представить к такому-то сроку краткие рефераты о поэзии Блока. Перед тем как взяться за работу, она предложила Михаилу Михайловичу совместно с нею обсудить эту тему. Зощенко без всяких околичностей отказался от ее предложения.
— Я буду писать сам, — сказал он, — и ни с кем не желаю советоваться.
Полонскую этот резкий отказ не смутил…

     Когда он выступил в Студии со своим рефератом, стало ясно, почему он держал его в тайне и уклонялся от сотрудничества с кем бы то ни было: реферат не имел ни малейшего сходства с обычными сочинениями этого рода и даже как бы издевался над ними. С начала до конца он был написан в пародийно-комическом стиле.
…Своевольным, дерзким своим рефератом, идущим наперекор нашим студийным установкам и требованиям, Зощенко сразу выделился из массы своих сотоварищей. Здесь впервые наметился его будущий стиль: он написал о поэзии Блока вульгарным слогом заядлого пошляка Вовки Чучелова, физиономия которого стала впоследствии одной из любимейших масок писателя. Тогда эта маска была для нас литературной новинкой, и мы приветствовали ее от души.
Именно тогда, в тот летний вечер девятнадцатого года, мы в Студии впервые почувствовали, что этот молчаливый агент уголовного розыска с таким усталым и хмурым лицом обладает редкостной, чудодейственной силой, присущей ему одному, — силой заразительного смеха.
Как вспоминает Елизавета Полонская, я, читая студистам это первое произведение Зощенко, смеялся (буквально!) до слез. Так оно и было в самом деле. Утирая слезы, я выразил ему свое восхищение.

   Дальше она утверждает, что тогда же я посоветовал молодому писателю посвятить свой талант юмористике. Это опять-таки верно, но не думаю, чтобы Зощенко нуждался в подобных советах. Он был человек своенравный, ретиво отстаивающий свою «самостийность», и, конечно, без всякой посторонней указки выбрал свой писательский путь, никому не подражая и ни с кем не советуясь.
   Еще резче выразилось его строптивое нежелание подчиняться нашей студийной рутине через две или три недели, когда я задал студистам очередную работу — написать небольшую статейку о поэзии Надсона.

 Через несколько дней я получил около десятка статеек. Принес свою работу и Зощенко — на длинных листах, вырванных из бухгалтерской книги.
Принес и подал мне с еле заметной ухмылкой:
— Только это совсем не о Надсоне…
— О ком же?
Он помолчал.
— О вас.

    Я уже стал привыкать к его своевольным поступкам, так как еще не было случая, чтобы он когда-нибудь выполнил хоть одно задание преподавателей Студии. Чужим темам предпочитал он свои, предуказанному стилю — свой собственный.
Придя домой, я начал читать его рукопись и вдруг захохотал как сумасшедший. Это была меткая и убийственно злая пародия на мою старую книжку «От Чехова до наших дней». С сарказмом издевался пародист над изъянами моей тогдашней литературной манеры, очень искусно утрируя их и доводя до абсурда. (..)
Пародия меня не обидела. Ее высокое литературное качество доставило мне живейшую радость, тем более что к тому времени я уже успел отойти от своего первоначального стиля, над которым издевался пародист.
При чтении пародии мне стала еще очевиднее основная черта его личности — упрямое нежелание подчинять себя чьим бы то ни было посторонним воздействиям. Своей пародией он, начинающий автор, горделиво отгораживался от моего менторского влияния смехом и громко заявлял мне о том. Иначе, конечно, и быть не могло: без такого стремления к интеллектуальной свободе он не стал бы уже в ближайшие годы одним из самых дерзновенных литературных новаторов…»

Рубрики:  Серебряный век
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям

Юрий-Киев   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2015 г. 17:46 (ссылка)
С большим уважение отношусь к Михаил Михайловичу. Замечательный был писатель. Спасибо Вам Тамара что вспомнили его сегодня.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Августа 2015 г. 21:29ссылка
Спасибо, Юрий, что откликнулся! Чем старше становишься, тем Зощенко интересней!
ампель   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2015 г. 17:58 (ссылка)
Спасибо,Тома!Красивый и талантливый человек...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Августа 2015 г. 21:32ссылка
Да, Олечка! Очень он талантливый! Здоровья тебе, подружка!
xrizantema9   обратиться по имени Вторник, 11 Августа 2015 г. 00:58 (ссылка)
Спасибо за интересный пост, Тома!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Августа 2015 г. 21:33ссылка
И тебе спасибо, верный друг!
alyonabat61   обратиться по имени Воскресенье, 16 Августа 2015 г. 04:42 (ссылка)
Очень нравится творчество Зощенко. Совершенно верно, чем старше становишься, тем больше смакуешь его его произведения. Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Августа 2015 г. 20:45ссылка
Спасибо, Алёна, за отзыв! Очень самобытный писатель!
Svetlana-k   обратиться по имени Воскресенье, 16 Августа 2015 г. 20:15 (ссылка)
Очень люблю творчество Зощенко!
Спасибо, Тамара, за память о писателе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Августа 2015 г. 20:43ссылка
Спасибо, Светочка, за поддержку! Прекрасного настроения!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку