✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...
Игорь Ворошилов - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...
Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)✨ Таинственный художник А.И. Мещерский. Таинственный художник Арсений Мещерск...
Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». Чтo пpoиcxoдилo дo и вo вp...
Житие Ивана Гончарова - (0)=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Иван Павлович Похитонов (1850 - 1923) |
Портрет Похитонова Ивана Павловича работы Кузнецова Николая Дмитриевича. 1882
Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в селе Матреновка Херсонской губернии. Он воспитывался в семье потомственных военных. В 1868 году Похитонов поступил в Москве в Петровско-Разумовскую землевладельческую академию. Затем в 1870 году сдал экзамены в Новороссийский университет в Одессе.
Однако этому художнику не суждено было долго проживать в России.
В 1871 году Похитонов уезжает за границу вместе с больной сестрой и матерью. Первое время он жил за границей из-за того, что этот климат был полезнее для его здоровья. Однако впоследствии к странам Европы его привязала появившаяся семья. Он жил в разное время в Париже, в пригороде бельгийского городка Льеж. С 1913 по 1917 жил в России, в Санкт-Петербурге и на Кубани, затем вновь уехал в Бельгию.
Специального образования Похитонов не получил. Ему приходилось самостоятельно познавать все секреты мастерства живописца.
Осенью 1876 на V Передвижной выставке, состоявшейся в Елизаветграде, Похитонов впервые познакомился с картинами А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, А.П. Боголюбова, А.К. Саврасова, М.К. Клодта, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, которые произвели на него огромное впечатление. Мечта стать когда-нибудь участником подобной выставки определила все его дальнейшие устремления по достижению профессионализма. Он принимает решение учиться в Париже.
В конце 1876 Похитонов едет в Италию, посещает Милан и Рим, а в январе 1877 в Париж. В этом году русскими художниками, писателями и общественными деятелями, живущими в Париже, было основано Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. Среди учредителей были А.П. Боголюбов, И.С. Тургенев, Г.О. Гинцбург, М.М. Антокольский.
К 160-летию пейзажиста Ивана Похитонова
Иван Похитонов стал активным участником Общества, что открывает для него возможность новых знакомств в мире искусства. В клубном зале Общества устраивались рисовальные вечера, выставки, концерты, литературные чтения.
Первая полномасштабная выставка произведений Ивана Похитонова
Скульптор И.Я. Гинцбург писал об этом времени в своих «Воспоминаниях»: «...кто больше всего тогда мне нравился, это молодой, еще только начинавший пользоваться известностью, Похитонов — высокий, некрасивый, с огромной шапкой всклокоченных волос и широко расставленными глазами. При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами, он больше других оставался в душе русским. Его скромность и простота располагали всех в его пользу».
"Везувий". 1890
«…душой наших вечеров, - писал в своих воспоминаниях Гинцбург, - бывал всегда Боголюбов. Он больше всех говорил, да и действительно больше всех знал, что делается в Париже и в России… он много делал для молодых нуждающихся художников… и даже солидные художники часто пользовались его услугами».
"Тру-Луэт. Ранняя весна"
Среди русских художников манера Похитонова была наиболее близка к французской пейзажной живописи. Об этом говорили удивительная верность и ясность цветовых эффектов, оригинальная живописная манера, конструктивность. Такими особенностями отличаются работы «Въезд в Ясную Поляну», «Тру-Луэт. Ранняя весна», «Тру-луэт. Осенний вечер», «Ла-Панн. Пляж». Репин не случайно дал Похитонову точное определение «чародей-художник».
Французских ценителей живописи картины Похитонова поражали удивительной ясностью и непревзойденной гармонией. Техника художника была восхитительной. В основном Похитонов работал над миниатюрами. Он создавал картины на небольших дощечках красного или лимонного дерева, пользуясь лупой. Писал эти полотна художник с помощью тонких кистей, гладкости поверхности добивался посредством полирования рыбьей костью.
"Рыбачий домик в Ла-Панн"
В конце 1870-х — начале 1880-х годов Похитонов часто приезжал в Буживаль, живописный пригород Парижа на реке Сене, посещая Тургенева в его усадьбе «Ясени» и бывая на вечерах в доме Полины Виардо, где встречался с видными представителями французской творческой интеллигенции. В Буживале художник много работал над этюдами и пейзажами. В дневнике Тургенева есть запись, относящаяся к концу 1882: «Похитонов также пишет портрет — необыкновенно выходит удачно и похоже. Это — мастер! Он привозил показывать мне и Виардо картины, которые он написал нынешним летом — прелесть». В этой записи речь идет о портрете писателя, созданном Похитоновым осенью 1882.
Портрет Тургенева стал одним из первых произведений, попавшим в галерею Третьякова. Он покорил собирателя своей достоверностью, точностью передачи облика и внутреннего мира портретируемого, несмотря на то, что остался незаконченным из-за болезни Тургенева.
"Садовник". 1900-е.
Похитонову виртуозно удавалось соединить непосредственное восприятие природы с техникой миниатюрной живописи. Чаще всего он работал над пейзажами, но кроме этого создавал и портеты, натюрморты, жанровые сценки.
В 1902 году Похитонов становится владельцем небольшого имения Жабовщизна, располагавшегося в нескольких десятках километров от Минска, где живет несколько лет. Природа этих мест отражена во многих работах Похитонова. Часто он пишет один и тот же пейзаж в разные времена года, передавая особенности жизни природы в летнюю и зимнюю пору — «Панорама в Жабовщизне», «Снежный пейзаж» (1900-е). В Жабовщизне одной из главных тем его творчества по-прежнему остается крестьянский труд.
"Яблони зацвели. Жабовщизна"
Эта тема представлена в многочисленных работах художника этого времени — «Околица в Жабовщизне» (1904), «На краю села. Ранняя осень» (начало 1900-х), «Прачки у пруда», «Яблони зацвели. Жабовщизна» (начало 1900-х), «Огород. Гряды капусты» (1900-е). От этих картин, далеких от собственно жанровых произведений, веет тишиной и спокойствием размеренной обыденной жизни, сходной с естественным размеренным ритмом жизни природы.
"Прачки у пруда", начало 1900-х
В 1904 году Похитонов стал действительным членом Академии художеств.
В январе 1906 Похитонов неожиданно для всех покидает Жабовщизну. Накануне, летом 1905 года, художник побывал в имении Л.Н. Толстого. Он написал здесь несколько видов имения, портрет писателя, а также массу портретных зарисовок — «Лев Толстой перед деревом бедных в Ясной Поляне», «Въезд в Ясную Поляну», «Ясная Поляна. Толстой на балконе усадебного дома».
Толстой и Похитонов много разговаривали, обсуждали насущные вопросы времени и искусства. Содержание этих бесед сохранилось в письмах художника жене, найденных И.С. Зильберштейном во Франции. Позже уже оказавшись в Бельгии, Похитонов будет часто вспоминать дни, проведенные в Ясной Поляне. Свидетельством тому эскиз к картине «Въезд в Ясную Поляну. Толстой верхом», подаренный им Евгении Вульферт 24 декабря 1906 года.
"Въезд в Ясную Поляну"
Так сложилось, что на родине Похитонов не имел такого успеха, как за границей. Однако работы художника высоко оценивали Серов, В. М. Васнецов, Савицкий, Поленов, Крамской.
Похитонов был «самородным» (по словам Л.Н. Толстого) русским художником, «поэтом кисти», глубоко воспринявшим новейшие достижения европейской живописи, что сказалось на выработанной им оригинальной живописной технике, основанной на строгой требовательности к живописным качествам своих произведений. По мнению же бельгийского искусствоведа Эмиля Витмёра он «обогатил всемирное художественное наследие, добавив прекрасные страницы в великую книгу красоты, он встал в ряд мэтров».
"Торро дель Греко"
"Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!"
Репин И.Е.
«Лес близ Торро дель Греко». 1890
Рубрики: | Русские художники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |