-Цитатник

Миланские мастера живописи - (0)

СЕМЬ МИЛАНСКИХ МАСТЕРОВ: В ТЕНИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Рассматривать творчество живописцев миланс...

История "Сикстинской Мадонны" - (0)

✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...

Рисунки Леонардо да Винчи - (0)

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...

Рене Магритт - (0)

РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых мария юдина маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12194
Комментариев: 34233
Написано: 59111


Сергей Юрьевич Судейкин (1882 -1946)

Четверг, 19 Марта 2015 г. 16:35 + в цитатник

"Жизнь и творчество Сергея Судейкина

 Сергей Юрьевич Судейкин - русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы», родился в Петербурге 19 марта 1882 в семье жандармского полковника Г. П. Судейкина, убитого через год народовольцами. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания».

"Гуляние". 1906

Работа в театре Комиссаржевской свела Сергея Судейкина с Ольгой Глебовой. Он увлекся ей и начал усердно ухаживать. Ольга благосклонно принимала его поклонение и сама без памяти влюбилась в молодого художника. 

В конце 1906 Сергею Судейкину нужно было ехать в Москву. Ольга пошла проводить его на вокзал, поднялась в вагон и... уехала с ним, позабыв или постаравшись забыть, что в этот самый вечер она должна была, переодевшись мальчиком, играть пажа и третьем действии "Вечной сказки" Пшибышевского. Когда беглянка возвратилась через два дня, Вера Комиссаржевская отказалась принять извинения и уволила ее из труппы.

В начале 1907 года, Ольга Глебова стала женой Сергея Судейкина. Венчание состоялось в Петербурге, в церкви Вознесения.

«Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной». 1900-е

Поэма без героя
          Второе посвящение
                                         О.С.

    Ты ли, Путаница-Психея.
        Черно-белым веером вея,
            Наклоняешься надo мной.
    Хочешь мне сказать по секрету.
        Что уже миновала Лету
            И иною дышишь весной.
    Не диктуй мне, самая слышу:
        Теплый ливень уперся в крышу,
            Шепоточек слышу в плюще.
    Кто-то маленький жить собрался,
        Зеленел, пушился, старался
            Завтра в новом блеснуть плаще.
    Сплю -
            она одна надо мною.
        Ту, что люди зовут весною,
            Одиночеством я зову.
    Сплю -
            мне снится молодость наша.
        Та, его миновавшая чаша;
            Я ее тебе наяву.
    Если хочешь, отдам на память,
        Словно в глине чистое пламя
            Иль подснежник в могильном рву.

Анна Ахматова



В 1909 Судейкин поступил в петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Кардовского до 1911. Он был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907)

   В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906; В парке, 1907; Балет, 1910; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х).

  Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией.

  Активно работал в театре, начиная с оперной антрепризы Мамонтова в московском «Эрмитаже» (конец 1890-х). Оформил совместно с Н. Н. Сапуновым. Смерть Тентажиля Метерлинка в постановке Мейерхольда (студия на Поварской, 1905).

 

Сергей Юрьевич Судейкин. Пастораль

Пастораль. 1906

Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть Тентажи-ля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок- Стефанос" (1908).

  В 1909 Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками".

«Карусель». 1910

В 1911 Судейкин стал членом объединения "Мир искусства". Тесная дружба связывала его с Сомовым. В 1910-1911 годах он помогал Мейерхольду в организации «Дома интермедий», а в 1911 году расписывал стены знаменитого литературно-художественного кабаре «Бродячая собака». 
У «Бродячей собаки» даже существовал гимн, главным героем которого стал Судейкин: 
И художники не зверски
Пишут стены и камин.
Тут и Белкин, и Мещерский, 
И кубический Кульбин.
Предводительствует дерзкий, 
Словно ротой гренадерской,
Сам Судейкин, сам Судейкин, 
Сам Судейкин господин.

Во многом от сомовских "маркиз" отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) - характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации. Его натюрморты - "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. - при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906; "Карусель", 1910; "Петрушка", 1915; серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х).

 (700x568, 81Kb)

Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского. 1911

  Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Мамонтов. В 1905 Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 - драму  Метерлинка "Сестра Беатриса" в Театре Комиссаржевской в Петербурге.

   В 1910-х Сергей Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта Кузмина - "Куранты любви" (1910), "Осенние озера" (1912); участвует в постановках "Башенного театра" в доме поэта В. И. Иванова; в 1910 - 11 помогает Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 расписывает стены кабаре "Бродячая собака".

  В 1911 он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина "Забава дев", поставленной там же; в 1912 вместе с Таировым - над пьесой "Изнанка жизни" Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913 Судейкин участвовал в "Русских сезонах" в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Черепнина и "Трагедия Саломеи" Шмидта.

Сергею Судейкину (1914)

Спокоен ход простых суровых дней,
Покорно все приемлю превращенья.
В сокровищнице памяти моей
Твои слова, улыбки и движенья.

Анна Ахматова

  В 1915-м Сергей Юрьевич Судейкин создает декоративные панно для театра-кабаре "Привал комедиантов".

 (700x438, 49Kb)

Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916

Роспись в «Привале Комедиантов» была выполнена в духе наступившего времени: черные стены, черные потолки с яркой золотой лепниной, усеянной битым стеклом. Все это создавало полное впечатление мрачного царства теней. 
В том же 1915 году Судейкин оформлял декорации для постановки «Женитьбы Фигаро» в московском Камерном театре, к труппе которого принадлежала актриса Вера де Боссе. Сергей Судейкин познакомился с ней в сентябре того же года, влюбился и придумал для нее специальный номер, испанский танец, и костюм, украшенный маленькими звездочками.
Роману Судейкина с Верой де Боссе Михаил Кузмин посвятил свою «Чужую поэму». Ради Судейкина Вера сначала оставила прежнего мужа Роберта Шиллинга, а потом и сцену, стремясь стать идеальной женой художника.

Сергей Судейкин. Жизнь и творчество. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

"Портрет Веры"

В марте 1917 Судейкин был послан на фронт. Считается, что в итоге от военных действий художника спасла болезнь. В июне 1917 года он вместе с верой уезжает в Крым. 
В Ялте он участвует в выставке, организованной Сергеем Маковским вместе с Миллиоти, Сориным и другими. Затем в 1919 чета переезжает в Тифлис, где Сергей оформляет литературные кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов».В 1920 Сергей и Вера Судейкины с помощью Зиновия Пешкова эмигрируют в Париж.



Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре "Летучая мышь", с "Русской оперой" М. Н. Кузнецовой, с театром "Аполло"; для балетной труппы А. П. Павловой оформил "Спящую красавицу" Чайковского и "Фею кукол" И. Байера.

Переезд в США в 1923 не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской "Метрополитен-опера", где оформил балеты  Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) ... Сотрудничал также с труппами Дж. Баланчина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Персональные выставки Судейкина прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).
Умер Сергей Судейкин в 1946 году.
Творчество Судейкина обычно определяют как близкое символизму, но это был некий "иронический символизм". Художник превращал свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора и "прекрасной старины".

Какие сказки. Русские имена в модерне

Аллегорическая сцена

Сергей Юрьевич Судейкин — создатель ярких женских образов, которые отображали настроения русской интеллигенции начала прошлого века. Он был мастером аллегорий, умело обыгрывал русскую тематику в своих работах, балансируя между воспеванием и дружеской насмешкой. 
Художнику посвящено стихотворение Николая Гумилева «Путешествие в Китай».

Праздником будут те недели,
Что проведем на корабле…
Ты ли не опытен в пьяном деле,
Вечно румяный, мэтр Раблэ?

Грузный, как бочки вин токайских,
Мудрость свою прикрой плащом,
Ты будешь пугалом дев китайских,
Бедра обвив зеленым плющом.

Будь капитаном. Просим! Просим!
Вместо весла вручаем жердь…
Только в Китае мы якорь бросим,
Хоть на пути и встретим смерть!

Николай Гумилёв

Рубрики:  Русские не в России
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 19 пользователям

ГалаМаг   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2015 г. 17:19 (ссылка)
Тамара, спасибо! Пост просто замечательный, многогранный. К сожалению, все не могу добраться до его творчества. Теперь после прочтения Вашей работы опять успокоюсь...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 18:54ссылка
Спасибо, Галя, на добром слове!
Орли44   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2015 г. 18:22 (ссылка)
Добрый вечер Томочка!
Интересная статья.
роза3 (295x300, 101Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 18:55ссылка
Добрый вечер, Светлана! Хороших выходных!
татьяна_магаева   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2015 г. 18:50 (ссылка)
Благодарю сердечно за прекрасный пост!!! Особенно мне было интересно узнать о судьбах таких незаурядных людей...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 18:59ссылка
Этот серебряный век... Как много талантливых людей, прекрасных произведений, интересных судеб! Спасибо, Татьяна!
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2015 г. 23:09 (ссылка)
Я не могу сказать, что в полном восторге от творчества Судейкина, но его работы как минимум вызывают интерес. И сквозящая в некоторых из них ирония цепляет. Хотя сомовские мотивы мне все же интереснее видеть в исполнении Сомова.
Еще (не уверена, что права) мне кажется, что о Судейкине вспоминают реже, чем о его первой супруге. А жаль...
И еще все к Судейкину вернулось. Он бросил великолепную Ольгу Глебову ради не менее великолепной Веры де Боссе, а та, в свою очередь, бросила его ради гениального Стравинского.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 19:11ссылка
Судейкин не был приятен в общении, но был значим и женщины вокруг него были замечательные. По моему он успел реализовать себя до 1917, хотя я только ещё познакомилась с его творчеством и глубже погружаться не буду
ЖАРКАНДИЙ   обратиться по имени Пятница, 20 Марта 2015 г. 08:49 (ссылка)
Чей то все друг друга бросали... Судейкин бросил великолепную Ольгу Глебову... великолепная Вера де Боссе, в свою очередь, бросила его ради гениального Стравинского.
Ох богемные страсти. Искали непонятно что. А всё непомерный эгоцентризм, проще - эгоизм.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 19:18ссылка
Свободно, весело, талантливо жили, пока их не разметала революция!
Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 20 Марта 2015 г. 11:08 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2015 г. 19:20ссылка
Пожалуйста, Валечка! Радости и удачи!
Любовь_Ларинина   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2015 г. 18:16 (ссылка)
С огромным удовольствием посмотрела и почитала Ваш пост. У Ахматовой была в квартире и тогда заинтересовалась Ольгой Судейкиной. А здесь еще и о муже, и о второй жене. Обе красавицы!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку