-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей вознесенский андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12149
Комментариев: 34231
Написано: 59064


Рерих Николай Константинович (1874–1947)

Четверг, 09 Октября 2014 г. 17:09 + в цитатник

Николай Константинович Рерих - художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 9 октября 1874 в семье нотариуса. В 1891–1893 брал уроки рисования у Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Фернана Кормона в Париже (1900–1901). До революции Николай Константинович жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1918).

  Уже в студенческие годы Рерих избран в члены Русского археологического общества. На рубеже веков занимался изучением славянских и угро-финских древностей; опубликовал несколько археологических отчетов о многочисленных раскопках, которые вели в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

  Рерих проводил раскопки сам и, начиная с 1904 совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха на озере Пирос вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе. 



  

  Интерес к археологии и языческой славянской и скандинавской старине оказали большое влияние на творчество художника. Органично соединив археологию с искусством, написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: Гонец (Восста род на род), 1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три радости, 1916, Русский музей). В 1909 Николай Рерих был избран в академики Российской академии художеств. В 1900—1910-х он — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.



 

  Николай Константинович выступал и как мастер книжно-журнальной графики (оформив, в частности, издание пьес Метерлинка, 1909). Этапным для сценографии модерна явился его театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Ибсена в московском Художественном театре, 1912; "Весна священная" Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы Дягилева в Париже, 1913; "Князь Игорь" Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Исполнил и целый ряд монументально-декоративных работ, наиболее значительные его произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до нас в виде фрагментов.



 

  В зрелом литературном творчестве Рериха, представленном в первой (и единственной) книге «Собрания сочинений» (1914) и сборнике стихов «Цветы Мори» (1921), – на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Слагая свои, по выражению Горького, «письмена», он стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.


  Вечная Матерь. Жанна Д'Арк. Триптих.

  Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918), мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал в США, основав там вместе с женой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. Николай Рерих создал Институт объединённых искусств в Нью-Йорке и другие. В США, под псевдонимом "Сергей Макроновский" он принял участие в создании дизайна долларовой банкноты.

Матерь Мира. 1930-е

  В 1923 Николай Константинович начал из Сиккима Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета экспедиция дважды пересекла Центральную Азию. Приехав через Синьцзян в Москву (1925), Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Николая Рериха становится Институт гималайских исследований Урусвати (от санскритского - «утренняя заря») в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929.

Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926).

Мадонна  Орифламма. 1932

  Большие силы Рерих с женой отдавали теософии, понимамали не только как мистическое учение, но и как общественное движение. Последователей Рериха в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. 

   Философские проповеди художник собрал в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933).

  Рериховские идеи «Мира через культуру» были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954.

  Труды Богоматери (Мадонна Лаборис). 1933

  В поздний период Николай Рерих по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков ("Листы дневника", 1934–1935; "Моя жизнь", 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рерих (1904–1993).

 

Ведущая, 1944

  У мер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.

Источник:  roerich.ouc.ru 

Леонид Володарский

Н.К.Рерих. Часть 1.

Н.К.Рерих. Часть 2.

Н.К.Рерих. Часть 3.



Снегурочка и Лель
Снегурочка и Лель, 1921



Полотна Рериха - это "письмена", несущие глубокий смысл его научных и философских поисков. Судьба художника связана с судьбами жены и сыновей. Младший сын Святослав продолжил дело отца и стал самобытным, оригинальным художником. Изобразительный ряд фильма строится на живописных полотнах Николая Рериха разных лет.

Загадки Николая Рериха

Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Октября 2014 г. 20:41ссылка
Очень рада, Сергей, Вашим подаркам! Они мне всё время о Вас напоминают! Много Вы мне радости принесли! Спасибо большое!
Пусть удача не покидает Вас и жизнь радует!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку