-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей вознесенский андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов людмила гурченко максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Ольга Спесивцева - (0)

Звезда русского балета Ольга Спесивцева. Ее судьба.     Великая балерин...

Глина Левина - (0)

Художник . Москва. Тишина обители Туман над озером Флоксы в вазе Гв...

Эдуард Мане - (0)

ЭДУАРД МАНЕ: РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОНЕВОЛЕ + 11 КАРТИН Эдуард Мане (1832-1883). Автопортрет с палитрой...

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС - (0)

: ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДРУГ КОРОЛЯ + 13 КАРТИН Диего Веласкес (1599-1660). Автопортрет, 1640 г., Музе...

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12177
Комментариев: 34232
Написано: 59093


Художник света и воздуха Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927)

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 18:41 + в цитатник

  «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»

    Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока. «Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника. В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».  Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества - архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.


Поленов родился в Петербурге 1 июня 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом, членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. 

 




Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после смерти родителей в доме Гавриила Романовича Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Вера Николаевна поощряла увлечение живописью своих внуков, устраивала обычно среди детей конкурсы наподобие академических, присуждая за лучшую работу «медаль».

  Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - и определила дальнейший жизненный путь Василия Поленова.

Павел Петрович Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств. Он требовал от своих учеников пристального изучения натуры, сумел передать им главное -профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы.

 




Но от учебы до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. Этот выбор и заставил Василия Поленова отойти от «нормальной» проторенной предшествующими поколениями его семьи дороги, связанной с государственной службой, что, в конце концов, могло бы привести к появлению еще одного Поленова-сенатора (сенатором был дядя художника -М.В. Поленов). Во всяком случае, без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни. И, после долгих колебаний в 1863 году он, окончив Петрозаводскую гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольно-приходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, - анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.


Не прекращал Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного, театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера - увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии.


Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Василий Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентам университета, но теперь уже юридического факультета.

"Я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т.д. - и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь."

 

Дворик



Летом 1867 Василий Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации, которую он защитит в университете. В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья» и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему «Воскрешение дочери Иаира» он готовит вместе с Репиным.

"Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе."

пейзаж, мельница, Поленов, пруд

Старая мельница

 

Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой. Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла. Однако многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.


И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки- В 1871 году Поленов оканчивает университет -сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию «О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». Тема эта, безусловно, не случайна. Она связана как с личным знакомством автора с народными художественными промыслами, так и с идейным движением эпохи - широкой волной тяготения к национальному в искусстве.

Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг?


Парк в Ольшанке

 

  Пятилетний период путешествий (1872-1876) по Германии, Италии и Франции сыграл в творческом развитии В.Д. Поленова очень важную роль - большую, чем для находившегося вместе с ним за границей Репина, который к этому времени уже нашел свою линию в искусстве. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более «открытым» заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции. Посещая старинные немецкие рыцарские замки, Поленов делает множество зарисовок, они потом лягут в основу его замысла картины «Право господина» (1874); а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин «Из жизни Христа» (1899-1909).

 

Но наиболее сильное впечатление произвела на него «Venezia la bella» (красавица Венеция), представляющаяся, по его словам, «проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном». Восхищение Василия Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе, покорившего его і еще в период обучения в Академии художеств. С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим. В голове его роилось множество планов и замыслов, в Душе жило горячее желание самозабвенно работать. Но Вечный город очень скоро его разочаровал, а окружающая художественная жизнь оказалась мало способствующей вдохновенному творчеству.

"Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства."

Река Оять

 

В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома - СИ. Мамонтов - умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Василий Поленов принимал самое деятельное участие. Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными... В Риме им не было создано ни одной картины.

 "С юных лет я был восхищенным почитателем "Бабушкина сада", "Московского дворика", "Болота с лягушками". В них Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали мне поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок. "

Нестеров М. В.

http://www.anywalls.com/pic/201210/1600x1200/anywalls.com-24170.jpg

Заросший пруд

 

Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники - «что кому по душе», их умение «осуществить свои силы и способности».

Пенсионерство В.Д. Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Искусство нового направления глубоко не затронуло художника, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Василий Поленов написал массу превосходиых этюдов. Среди них - «Белая лошадка, Нормандия», «Старые ворота», «Вель», несколько «Отливов», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

 

Осень в Абрамцево

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры его безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей. Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию, несмотря ни на что. «На днях открылся Салон, - сообщал Василий Дмитриевич матери 30 апреля (12 мая) 1876 года, - и окончательно убедил меня в нелепости торчать тут и учиться...»


Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы Поленову не Удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла его. В сентябре 1876 года он отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость В.Д. Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом «Таковский крест».

Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для . журнала «Пчела». Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки («Вид г. Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом» ), либо этнографические (типы Сербии), либо бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).


Объяснение этому следует искать не только в пристрастии Василия Поленова к пейзажному, бытовому жанру. Сочувствуя целям освободительной войны, он в то же время не мог бед содрогания смотреть на те жертвы, которые она несла с собой...

 

Золотая осень

   С 1870-х Василий Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. С 1879 он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1884 Поленов совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.

  В

1882—1895 художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были Левитан, К. А. Коровин, Остроухов, Архипов, Головин и Татевосян.
  В 1910—1918 Поленов вел в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.



18 июля 1927 года
Василий Дмитриевич Поленов скончался в городе Таруса и был похоронен на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды.

ynik.info2008/06/05/v…polenov_khudozhnik_sveta_i…

  "Живопись Поленова, явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом тусклом фоне тогдашней живописи. Его этюды - палестинские и египетские - радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже этого одного было достаточно, чтобы зажечь художественную молодежь. " Головин А. Я.

Маленький домик на берегу Нила

Раньше: Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927) 

Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 7 пользователям

Орли44   обратиться по имени Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 18:54 (ссылка)
Привет Тома!
Как я люблю картины Поленова.Его Золотую осень
скопировала для нескольких моих друзей.
Прекрасный интересный пост-благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 21:02ссылка
Отрадная природа у Поленова! Слава Богу, что она жива! Вот Эрнст Галимович ниже чудесные снимки опубликовал, из которых явствует, что через 100 лет сходство есть!
egulumbek   обратиться по имени Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 19:40 (ссылка)
К известной картине Василия Дмитриевича мой знакомый из Рязани сфотографировал с той же точки, что и писал В.Д.:
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 20:56ссылка
Уникальные фотографии! Спасибо Эрнст Галимович за интересные сравнительные кадры. Вы волшебник!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 21:02ссылка
Волшебник -- Владимир Сергеевич Минаев
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 21:52ссылка
Это я о Вас, потому что у Вас в рукаве по любому случаю припасена интересная информация
KaterinaAverian   обратиться по имени Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 23:21 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!! Люблю его картину " Заросший пруд", она мне напоминает детство.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Июня 2014 г. 21:23ссылка
Я всю природу Поленова люблю, а особенно осень и в Абрамцево, и золотую!
Орли44   обратиться по имени Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 23:33 (ссылка)
Томаовсянка,
Тома,в его картине столько вложено любви и энергетики,что радость охватывает человека,когда он её копирует....Поверь на слово.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Июня 2014 г. 21:26ссылка
Очень даже верю! Ведь и мы смотрим его картины с радостью!
Орли44   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 00:17 (ссылка)
Томаовсянка,
Пусть всегда в душе присутствует радость.
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Вторник, 03 Июня 2014 г. 00:35 (ссылка)
Спасибо, Тамарочка!
Один из моих любимейших русских пейзажистов!
0_9d992_58e558f7_XL (700x438, 993Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Июня 2014 г. 21:04ссылка
Спасибо, Юра, за великолепные цветы, созвучные с "Золотой осенью"! Я не устаю любоваться пейзажами Поленова
Феникс_94   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 00:34 (ссылка)
Очень люблю Поленова,недаром Левитан был его учеником..много общего: проникновенный язык пейзажа,"оригинальность" места и -как свидетельство-фотографии сегодняшнего дня.А еще я люблю Поленова за мир и покой..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Июня 2014 г. 12:21ссылка
Да, Альмира! Главное: мир, покой и природная красота. И Поленов, и Левитан зовут нас: Посмотри... и возрадуйся!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку