По одной из версий, красный цвет яиц мог вести свое происхождение изгреческой истории. Якобы красный цвет имели яйца, которые снесла курица, принадлежавшая матери полководца Александра Македонского в день его рождения.
По другой — красный цвет символизировал кровь первых христианских мучеников, которых, чтобы заставить отречься от Христа, помещали в своеобразную жаровню в форме яйца. Существует также легенда о Марии Магдалине и императоре Тиберии, согласно которой Магдалина пришла сообщить императору о воскресении Христа и в подтверждение принесла с собой красное яйцо. Ее проповедь затронула сердце Тиберия, и он решил не преследовать христиан. В память об этом событии христиане дарят друг другуокрашенные в красный цвет яйца. Но все эти версии не имеют реальных доказательств.
|
Скорее всего, традиция есть яйца на Пасху связана с более прозаичным ритуалом. Обычно римляне начинали трапезу с яиц, затем на стол подавались овощи и мясные блюда, а в завершение — фрукты. Отсюда, например, ведет свое происхождение латинское выражениеab ovo usque ad mala — «от яиц до яблок», то есть все подряд, от начала до конца.
По свидетельству римского поэтараннехристианской эпохи Аврелия Пруденция Клемента (348 год — после 405 года), христиане весь поствоздерживались от употребления яиц, ограничиваясь в еде овощами. Только в Пасху впервые после поста подавали полный обед. И естественно, онначинался с яиц. |
Употребление крашеных яиц у других народов связано с празднованием прихода весны. Например, у иранских и тюркских народов принято дарить друг другу окрашенные в красный цвет яйца в день Навруза (Нового года).
Подобная традиция существует и в Китае. Сегодня она связана схристианством. Но ее история уходит корнями в глубокое прошлое, в эпохудинастии Чжоу (1122–255 годы до н. э.). Тогда в праздник Цинмин было запрещено зажигать огонь в течение трех дней. А поскольку в таких обстоятельствах невозможно приготовить горячую пищу, народ запасалсявареными яйцами. Было принято посылать друзьям запас яиц, сваренных вкрутую. Со временем этот обычай забылся и возродился только с появлениемхристианства на территории Китая.
|
Ингредиенты
Для теста
Дрожжи сухие — 3 ст. л.
Масло сливочное — 300 г
Молоко — 2 стакана
Яйца — 9 шт.
Мука — 1,5 кг
Сахар — 2 стакана
Цедра одного апельсина
Зерна аниса размолотые — 15 г
Коньяк — 1,5 ст. л.
Махлепи (размолотые в пудру ядра косточек магалебской вишни) — 1 ч. л.
Мастиха (высушенная и растертая смола фисташкового дерева) — 1 ч. л.
Корица — 1 щепотка
Кунжут — 1 ст. л.
Для украшения
Яйца — 5 шт.
|
Этапы приготовления
Растворить сухие дрожжи в теплом молоке и добавить сахар, оставить на 15 минут. К просеянной муке добавить 8 яиц, сахар, протертый анис, махлепи, цедру апельсина. Влить дрожжи, добавить молоко, рубленное кусочками масло, коньяк, мастиху и замесить тесто.
Вымешивать тесто, пока оно не станет пластичным (минут 20). Готовое тесто положить в смазанную маслом миску, накрыть полотенцем и оставить на 20 минут. Тесто разделить на четыре части. Смазав руки маслом, сформировать три длинные колбаски. Четвертую часть использовать для формирования плоской верхушки-подставки. Три части заплести в косичку, на нее сверху выложить полоску. Перенести хлеб на противень, смазанный маслом, поставить его на 15 минут в духовку, разогретую до 50 градусов. Достать из духовки смазать яйцом и посыпать кунжутом.
Вымыть 5 сырых яиц. Сформировать ямки на поверхности теста и установить в них яйца. (После выпекания яйца удалить, можно использовать их для салата.) В духовку, разогретую до 220 градусов, поставить цуреки, держать 10 минут, затем снизить температуру до 200 градусов и выдержать еще 30–40 минут. Готовый цуреки оставить на 20 минут, накрыть полотенцем. В углубления сверху поместить отдельно сваренные и покрашенные яйца.
|