-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван никитин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам поль гоген пушкин рахманинов римма казакова римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей виноградов сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)

✨ Таинственный художник А.И. Мещерский.   Таинственный художник Арсений Мещерск...

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59048


Поэт Александр Иванович Введенский (1904 - 1941)

Пятница, 06 Декабря 2013 г. 19:22 + в цитатник

   Введенского не с кем сравнить, не с кем поставить рядом. Текстов сохранилось мало, они кочуют из издания в издание, сливаясь, несмотря на неизбежные технические перерывы, в единый бормочущий сон, все об одном: Время, Смерть, Бог. Еще недавно знакомство с этими текстами служило знаком некоей причастности, едва ли не кастовой принадлежности, паролем, по которому узнавали друг друга...

   Как все гении такого типа, внешне это был типичный сын своего века, «гуляка праздный», любимец женщин, завсегдатай ресторанов, «болтун и азарт-ный игрок». Но стоило откупорить крышечку, и слова вырывались наружу, ровным сиянием заливая всю землю и небо до звезд — одной ногой в далеком прошлом, другой — в необозримом будущем. Без пафоса и отчаяния, без амбиций и сомнений, безоглядно и бесповоротно, почти без помарок. Добавлю немаловажное: с хорошей долей самоиронии, какую дает только полная уверенность в себе, точнее, в своем безошибочном пере. Потому что снаружи перед нами — человек как человек: «И зубы у меня как клавиши — на какой ни нажмешь, все больно».    

  Александр Введенский родился в Петербурге 6 декабря 1904 года. Его отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. Долгие годы Александра Ивановича Введенского знали исключительно как детского писателя, и лишь немногим были известны его произведения, не предназначенные для детей.

  В 1950-е и 1970-е годы преданные друзья поэта Яков Семенович Друскин и Тамара Александровна Липавская разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. Яков Друскин написал о нем исследование, Тамара Липавская составила словарь языка Введенского. В 1960-е несколько молодых филологов, заинтересовавшихся деятельностью группы ОБЭРИУ, легенды о которой литературный Ленинград передавал из уст в уста, разыскали Якова Семеновича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. Тогда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворения Введенского в малотиражном Тартусском научном сборнике.
  В 1978 году, незадолго до смерти, Друскин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи Введенского и Даниила Хармса, Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.



 

  Александр Введенский родился в Петербурге 6 декабря 1904 года. Его отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. Долгие годы Александра Ивановича Введенского знали исключительно как детского писателя, и лишь немногим были известны его произведения, не предназначенные для детей. В 1950-е и 1970-е годы преданные друзья поэта Яков Семенович Друскин и Тамара Александровна Липавская разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. Яков Друскин написал о нем исследование, Тамара Липавская составила словарь языка Введенского. В 1960-е годы несколько молодых филологов, заинтересовавшихся деятельностью группы ОБЭРИУ, легенды о которой литературный Ленинград передавал из уст в уста, разыскали Якова Семеновича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. Тогда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворения Введенского в малотиражном Тартусском научном сборнике. В 1978 году, незадолго до смерти, Друскин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи Введенского и Даниила Хармса, Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.

  Писать о Введенском одновременно очень просто и очень сложно. Потому что он — не ветка дерева «старой» литературы, но и не экскаватор, пытающийся это дерево своротить, а скорее отдельно стоящее деревце, выросшее на том же корне. Для описания этого явления требуется непосредственный, незамыленный взгляд, подобный тому, каким смотрел на мир сам поэт; требуется новый язык, допускающий филологические приемы лишь в рамках пародийного остранения, — подобно тому, как допускал сам Введенский приемы и клише «старой» литературы; требуется, если хотите, некоторый непрофессионализм. Это может звучать как самооправдание, но посмотрите, что получается при изучении этого некондиционного материала у некоторых уважаемых ученых, и задумайтесь вместе со мной.

При изучении земли
Иных в больницу увезли,
В сумасшедший дом.

(«Кругом возможно Бог»)

Мне кажется, что для понимания и связи юношеских произведений с более зрелыми и вообще всего творческого пути Введенского, может быть, надо начать изучение его вещей с последних, проследить его путь в обратном направлении — с конца к началу.

Бессмыслица и единосущная коммуникация Введенского или единосущное соответствие текста контексту — контрадикторное отрицание всякого рода нормальной правдоподобной коммуникации, то есть правдоподобного соответствия текста контексту, как плюс-, так и минус-соответствия. Поэтому и бессмыслица Введенского, в отличие от абсурда Ионеско, не негативное понятие, а имеет положительное содержание, но оно и не может быть адекватно сказано на языке, предполагающем подобосущное соответствие текста контексту, знака означаемому.    На вопрос: признает ли Введенский постулат истинности, нельзя ответить ни да, ни нет; его понимание коммуникации и соответствия текста контексту принципиально иное — вне понятий плюс- или минус-нормальной коммуникации.

   Это пояснение я ни в коем случае не считаю объяснением „звезды бессмыслицы“, которая здесь есть, она останется не объясненной и не понятой. Это только совет: хочешь, думай так, а не хочешь, думай иначе или вообще не думай, что, может быть, самое правильное.

   Первый и главный исследователь текстов Введенского Друскин, приступая к ним с детским удивлением, с арсеналом не вполне филологических инструментов и с совершенно не литературными мозгами, начинает и выигрывает:

  Александр Введенский родился в Петербурге 6 декабря 1904 года. Его отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. Долгие годы Александра Ивановича Введенского знали исключительно как детского писателя, и лишь немногим были известны его произведения, не предназначенные для детей. В 1950-е и 1970-е годы преданные друзья поэта Яков Семенович Друскин и Тамара Александровна Липавская разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. Яков Друскин написал о нем исследование, Тамара Липавская составила словарь языка Введенского. В 1960-е годы несколько молодых филологов, заинтересовавшихся деятельностью группы ОБЭРИУ, легенды о которой литературный Ленинград передавал из уст в уста, разыскали Якова Семеновича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. Тогда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворения Введенского в малотиражном Тартусском научном сборнике. В 1978 году, незадолго до смерти, Друскин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи Введенского и Даниила Хармса, Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. За трагической судьбой, за шеренгой вопросительных знаков, столыпинскими галстуками выстроившихся по обочинам проложенной Введенским поэтической дороги, по которой, кроме него, так никто и не ездил, как-то забывают об одной из главнейших его составляющих — элементе смешного в этой невеселой истории; смешного, без которого настойчивое вопрошание превратилось бы в невыносимое занудство. Я давно и намеренно предлагаю термин «смешное» вместо слов «комическое» — он уместнее в разговоре об обэриутской травестации пафоса, носящей, как и всё, что они делали, не вполне литературный характер. И если Хармс еще цеплялся за свое старомодное писательство, то Введенский спокойно существует вне рамок этой тухловатой парадигмы с ее муками творчества и несбыточного чудотворства. У него все в порядке и со словесностью, и с бессловесностью, и с чудом, и со своим местом в превращении первого, через второе, в третье.

  И смешное играет тут основополагающую роль — это способ существования поэта как точки превращения. Причем с помощью пары наводящих вопросов становится ясно, что свойство слов что-либо «обозначать» не имеет особого отношения к так называемому «смыслу», и спасает от замешатель-ства, вызванного этой ситуацией, как раз бесполезная, «бессмысленная» категория смешного:

В ручейке
была тюрьма,
был в цветке
болезней сбор,
был в жуке
ненужный спор.
Ни в чем я не увидел смысла.
Бог Ты может быть отсутствуешь?
Несчастье.
Нет я все увидел сразу,
поднял дня немую вазу,
я сказал смешную фразу,
чудо любит пятки греть.
Свет возник,
слова возникли,
мир поник
орлы притихли…

(«Гость на коне»)

   Действительно, само по себе предположение, что слова, тем более написанные на бумаге, могут что-то означать, то есть иметь отношение к каким-то огромным смыслам/бессмысленностям, чрезвычайно смешно. Отсюда постоянное подначивание слова, подталкивание его под локоть, перемигивания, подножки у Введенского: «Спросим ее: откуда она знает, что она то?» («Кругом возможно Бог»). Спросим слово: откуда оно знает, что оно то? что оно обозначает то самое, что призвано/привыкло/принято обозначать? При этом - твердая уверенность, что, даже перекувырнувшись в воздухе, слово все равно встанет, как кошка, на четыре лапы.

При этом, в отличие от всякого рода «экспериментов», слово у Введенского далеко не беспредметно. (Я не беру в расчет его ранние постфутуристические опыты — рассматриваю их как «ученичество миров» и «бред овечьих полусонок».)

  Условные персонажи у него получаются значительно удачнее, чем у иных тщательно стремящихся к отображению реальности авторов.

  Все это чрезвычайно лаконично. «Все слова должны быть обязательны», — мечтал Хармс. — «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». Введенскому это удавалось без труда, походя, он иначе не умел:

Ко мне шли гости. 
Мария Павловна Смирнова, 
Секретарь суда грязнов 
Старый, хмурый, толстый, вдовый, 
и Зернов. 
Генерал и генеральши, 
юнкер Пальмов, гусар Борецкий, 
круглый, что орех твой грецкий 
дальше. 
(«Четыре описания»)

  В непосредственной связи с категорией смешного находятся две другие важные составляющие поэтики (или, подражая терминологии Друскина, скажем — апоэтики) Введенского: категория простоты и категория случайности.
   Со случайностью он подружился сразу, еще когда в юности, в ГИНХУКе учеником Терентьева записывал ассоциативные ряды слов. Никакой простоты там еще не было, а было бульканье первобытного мозгового бульона — с пеной, с косточками, с ошметками луковой шелухи. Но другого пути к простоте, видимо, не было, а путь оказался правильным. В качестве перехода от постфутуристической зауми к высокоорганизованной прозрачной бессмыслице показательна большая вещь 1926 г. «Минин и Пожарский», в это издание не включенная, — возможно, самое большое из известных произведений на русском языке, созданных в технике автоматического письма, да еще и в квазидраматической форме. Именно здесь хорошо видно, как, продравшись сквозь собственные заросли, взмывает торжественный лес безошибочной случайности:

Лежу однажды бездыханный
и образ вижу сонной бездны
вдруг вижу стрелок наслажденье
иль ярких птичек колыханье
папахи добрые девиц
и мономах в кулак свистит
могильный холм растет зеленый
зеленый он растет зеленый
быть может круглый нет зеленый
медаль чиновника на нем
и шапка у него земля
ох шапка у него земля

   Ведь случайность и безошибочность (обязательность) — сестры-двойняшки, одна без другой не живет и чахнет. Говоря о Хлебникове, Тынянов так характеризовал «мораль нового поэта»: «Это мораль внимания и небоязни, внимания к „случайному“ (а на деле — характерному и настоящему)». Эти слова в полной мере можно отнести к Введенскому: да, он боялся зубного врача, а также, возможно, хулиганов, собак и карательных органов, но с лихвой компенсировал это полнейшим поэтическим бесстрашием. После всего, что было (и будет), еще и словечек бояться? — Вот еще новости! Потому с ним так легко и никогда не скучно, несмотря на то что он постоянно бьет в одну точку, как колокол. Как сказал Олейников в «Разговорах»  Липавского: «Я считаю А. В. выше Хлебникова, у него нет тщеты и беспокойного разнообразия Хлебникова».

  «Потом, — как сказано у Хармса по совсем другому поводу, — всё пошло очень просто», и все тексты Введенского, написанные за следующие без малого пятнадцать лет, производят впечатление единого целого, — каковое впечатление не портит даже отсутствие в их цепи некоторых важных звеньев, за каким-то лешим понадобившихся далеким от словесности организациям или просто отправленных на растопку. Так, например, был зачитан пресловутый роман «Убийцы вы дураки», о котором тот же Олейников в тех же «Разговорах» сказал: «Это основа всякой будущей прозы, открытие ее». (Открытие-то открытие, да только судить о нем мы можем разве что по этой самой «будущей прозе», а поди ее найди.) Впрочем, грех жаловаться — удивительно, что вообще хоть что-то сохранилось, в основном стараниями  Друскина, а также харьковской семьи поэта. Около пяти десятков текстов — в нашем случае очень даже много. Впечатление «единого текста» усиливается благодаря ключевым словам, на которые этот текст нанизан, — это станет очевидно каждому, кто прочитает Введенского хотя бы несколько раз. Об этих ключевых словах, или «иероглифах», говорилось уже достаточно, и повторяться здесь ни к чему. Главное — не поддаться иллюзии, будто с помощью полученных ключей можно что-то открыть, «чтоб все понять и объяснить». Понять-то как раз и не получится, и не надо пытаться — и в этом сам текст как нельзя более похож на то, что с его помощью описывается.

Все что я здесь пытаюсь написать о Времени, является строго говоря неверным. Причин этому две. 1) всякий человек, который хоть сколько-нибудь не понял время, а только не понявший хотя бы немного понял его, должен перестать понимать и все существующее. 2) Наша человеческая логика, и наш язык не соответствуют времени, ни в каком ни в элементарном ни в сложном его понимании. Наша логика и наш язык скользят по поверхности времени.
Тем не менее, м. б. что-нибудь можно попробовать и написать если и не о времени, не по поводу непонимания времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в Смерть, и в сумрак, в Широкое непонимание.
Если мы почувствуем дикое непонимание, то мы будем знать что этому непониманию никто не сможет противопоставить ничего ясного. Горе нам, задумавшимся о времени. Но потом при разрастании этого непонимания тебе и мне станет ясно что нету, ни горя, ни нам, ни задумавшимся, ни времени.
                                                (<Серая тетрадь> )

  

  27 сентября 1941 года Александра Введенского арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы. Место захоронения неизвестно.

Сохранилась записка Александра Ивановича из заключения, написанная тупым карандашом:

"Милые, дорогие, любимые.
Сегодня нас увозят из города.
Люблю всех и крепко целую. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимся. Целую всех крепко, крепко, а особенно Галочку и Наталочку.
Не забывайте меня.
Саша".

 

  И последнее, довольно элементарное соображение. Введенский ушел гораздо раньше, чем успел развернуться. Тридцать семь лет — не возраст, несмотря на роковую традиционность. Он только-только начал набирать настоящую силу, настоящий вес. Последние вещи на голову выше всего, что он делал раньше. Так что неизвестно, чем бы это все закончилось. 

Пусть мчится в путь ручей хрустальный,
	пусть рысью конь спешит зеркальный,
	вдыхая воздух музыкальный -
	вдыхаешь ты и тленье.
	Возница хилый и сварливый,
	в последний час зари сонливой,
	гони, гони возок ленивый -
	лети без промедленья.

Не плещут лебеди крылами
над пиршественными столами,
совместно с медными орлами
в рог не трубят победный.
Исчезнувшее вдохновенье
теперь приходит на мгновенье,
на смерть, на смерть держи равненье
певец и всадник бедный.

1940

http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/rukopisi/gost_na_kone_izbrannie_proizvedeniya_52

АЛЕКСАНДР ВВЕДЕНСКИЙ

МНЕ ЖАЛКО ЧТО Я НЕ ЗВЕРЬ…

Мне жалко что я не зверь,
бегающий по синей дорожке,
говорящий себе поверь,
а другому себе подожди немножко,
мы выйдем с собой погулять в лес
для рассмотрения ничтожных листьев.
Мне жалко что я не звезда,
бегающая по небосводу,
в поисках точного гнезда
она находит себя и пустую земную воду,
никто не слыхал чтобы звезда издавала скрип,
её назначение ободрять собственным молчанием рыб.
Ещё есть у меня претензия,
что я не ковёр, не гортензия.
Мне жалко что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна.
Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я неточен.
Многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи.
Мне жалко что я не орёл,
перелетающий вершины и вершины,
которому на ум взбрёл
человек, наблюдающий аршины.
Мне жалко что я не орёл,
перелетающий длинные вершины,
которому на ум взбрёл
человек, наблюдающий аршины.
Мы сядем с тобою ветер
на этот камушек смерти.
Мне жалко что я не чаша,
мне не нравится что я не жалость.
Мне жалко что я не роща,
которая листьями вооружалась.
Мне трудно что я с минутами,
меня они страшно запутали.
Мне невероятно обидно
что меня по-настоящему видно.
Ещё есть у меня претензия,
что я не ковёр, не гортензия.
Мне страшно что я двигаюсь
не так как жуки жуки,
как бабочки и коляски
и как жуки

Метки:  

ампель   обратиться по имени Воскресенье, 08 Декабря 2013 г. 17:44 (ссылка)
У таких людей смертельный механизм запущен при рождении...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 08 Декабря 2013 г. 20:08ссылка
Добрый вечер, подружка Оля! Хорошо ещё, если некоторые из них, успевают что то сотворить!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 08 Декабря 2013 г. 20:22ссылка
Процент таковых ничтожно и обидно мал, но человечеству достаточно ...сотворить то они сумеют, но понять их тоже кто то должен...
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку