-Цитатник

Осенний джаз - (0)

✨ Идеальный осенний джазовый маршрут  Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...

Архип и Вера Куинджи - (0)

✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...

Ольга Спесивцева - (0)

Звезда русского балета Ольга Спесивцева. Ее судьба.     Великая балерин...

Глина Левина - (0)

Художник . Москва. Тишина обители Туман над озером Флоксы в вазе Гв...

Эдуард Мане - (0)

ЭДУАРД МАНЕ: РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОНЕВОЛЕ + 11 КАРТИН Эдуард Мане (1832-1883). Автопортрет с палитрой...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вацлав нижинский виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шопен шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12182
Комментариев: 34232
Написано: 59098


Соловьев Сергей Михайлович (1820 –1879) - русский историк

Пятница, 17 Мая 2013 г. 17:03 + в цитатник

  Соловьев Сергей Михайлович родился 17 мая 1820 года.  Род Сергея Соловьева еще в пятом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие. Отец Михаил Соловьёв - протоиерей, законоучитель (преподаватель закона Божия) и настоятель Московского коммерческого училища. Учился Сергей в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках (любимыми предметами были история, русский язык и словесность) числился первым учеником. В этом качестве Соловьев был представлен и понравился попечителю Московского учебного округа графу Строганову, взявшему его под свое покровительство.

  Осенью 1838 по результатам выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первое (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского университета. Учился у профессоров Каченовского, Крюкова, Грановского, Чивилева, Шевырева и занимавшего кафедру русской истории М.П. Погодина. В университете определилось стремление Соловьева к научной специализации по русской истории. Позднее Соловьев вспоминал в своих Записках, как на вопрос Погодина: «Чем вы особенно занимаетесь?» – он ответил: «Всем русским, русскою историей, русским языком, историей русской литературы».

  По окончании университета Соловьев по предложению графа Строганова выехал за границу в качестве домашнего учителя детей его брата. Вместе с семьей Строгановых в 1842–1844 посетил Австро-Венгрию, Германию, Францию, Бельгию, где имел возможность прослушать лекции тогдашних европейских знаменитостей – философа Шеллинга, географа Риттера, историков Неандера и Ранке в Берлине, Шлоссера в Гейдельберге, Ленормана и Мишле в Париже. В это время Соловьёв вырабатывал свои самостоятельные воззрения на общий ход исторического развития, которые сложились у него окончательно уже в 60-х годах и которые он высказал печатно в своих "Наблюдениях над исторической жизнью народов". По этим воззрениям в основе общественно-политических явлений в истории всех народов находится родовое начало, родовой союз, который наиболее развит у племен семитических, а из арио-европейцев у славян. В Германии Соловьёв всего дольше пробыл в Гейдельберге, где слушал лекции историков Рау и Шлоссера; в Праге познакомился он с Ганкой, Палацким, Шафариком и другими чешскими патриотами, мечтавшими о духовном возрождении славян. За время заграничного пребывания молодой Соловьёв исповедует почти славянофильские идеи и весьма скептически относится к западно-европейским началам.

Известие о том, что Погодин подал в отставку, ускорило возвращение Соловьева в Москву. В январе 1845 он сдал магистерские (кандидатские) экзамены, а в октябре защитил магистерскую диссертацию Об отношениях Новгорода к великим князьям. В ней, в отличие от славянофила Погодина, который обособлял историю Древней Руси от западноевропейской и делил ее на самостоятельные «варяжский» и «монгольский» периоды, диссертант сделал упор на внутренней связи исторического процесса, проявляющегося в постепенном переходе славян от родовых отношений к национальному государству. Своеобразие отечественной истории Соловьев видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эти идеи Соловьев через два года развил в докторской диссертации История отношений между русскими князьями Рюрикова (1847).

  Передовая историческая концепция Сергея Соловьева была восторженно встречена представителями «западнического» буржуазно-либерального направления общественной мысли Грановским, Кавелиным... В спорах о прошлом, настоящем и будущем России, будораживших русское общество в середине 19 века, исторические изыскания Соловьева объективно объясняли и оправдывали необходимость отмены крепостного права и буржуазно-демократических реформ.

  В 27-летнем возрасте Соловьев возглавил кафедру русской истории Московского университета. Он поставил перед собой неимоверно трудную задачу – создания нового фундаментального труда по истории России с древнейших времен по 18 век, который заменил бы собой устаревшую Историю государства Российского Карамзина. В соответствии с этим замыслом ученый начал перестраивать свои специальные лекционные курсы в университете, посвящая их отдельным периодам истории России. Как сообщает Соловьев в своих Записках, с годами стимулирующую роль в подготовке томов начали играть и материальные соображения. Литературные гонорары стали необходимым дополнением к профессорскому жалованью.

  В начале 1851 Соловьев закончил первый том обобщающего труда, названного им История России с древнейших времен. С тех пор с беспримерной пунктуальностью ученый ежегодно выпускал очередной том. Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879, уже после его кончины.

  История, по воззрению Соловьева, есть наука народного самопознания; так он понимал и задачу русской истории; а для того, чтобы изучить свое народное самопознание, мы должны, прежде всего, познать другие народы посредством изучения их истории и затем сравнить себя с ними. Таким образом для историка России необходим сравнительный метод изучения, т. е. изучение всеобщей истории, истории всех народов, как сошедших с исторической сцены, так и продолжающих на ней действовать. Только таким путем историк может себе выработать взгляд всесторонней, единственно правильный и научный. При изучении частной истории отдельного народа для историка необходимо остановить свое внимание на следующих основных вопросах: 1) природа страны и ее влияние на жизнь народа; 2) умственное развитие страны с уяснением, почему страна сделалась способной к его восприятию и почему это развитие приняло то или другое направление; 3) правительство, как существенная сторона народной жизни, и ее произведение, а потому является самой лучшей ее поверкой. Вследствие сего для историка имеют важное значение характеры правительственных лиц, при самых противоположных формах правления, как в неограниченных, так и в ограниченных монархиях и в республиках; 4) народная масса, доступная для наблюдения историка только в лице ее вождей, во время народных движений. Под термином "народ" С. всегда понимает не одни только низшие классы того или другого племени, а совокупность всех его классов, всех слоев племени.

  Сущность исторического процесса заключается в развитии, в прогрессе. Исторические народы суть те, которые способны развиваться: но, следуя общему историческому закону, это развитие не бесконечно. Народ, как живой организм, родится, живет и наконец вымирает; это мы видим из истории древних народов востока и запада. Теперешние европейские арийцы когда-нибудь сойдут с исторической сцены и на смену им могут прийти народы монгольского, малайского или негритянского племени. Аналогия общественного организма, высшего из организмов, с организмом природным, проводится Соловьевым весьма последовательно и доказательно. "Но если среди организмов природных, чем выше организм — тем с большей медленностью он развивается, тем большего требует для себя ухода, то нечему удивляться, что организм общественный так медленно совершенствуется, что истины относительно его образования достаются человечеству с большим трудом".

  Среди условий развития Руси Соловьев на первое место ставил «природу страны», на второе – «быт племен, вошедших в новое общество», на третье – «состояние соседних народов и государств». С особенностями географии страны Соловьев связывал особенности зарождения русской государственности, борьбу «леса со степью», ход и направление колонизации русскими земель, взаимоотношения Руси с соседними народами. Соловьев первым в русской историографии обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой. Тем самым ученый выступил против теорий славянофилов, согласно которым петровские реформы означали насильственный разрыв со «славными» традициями прошлого.

   Соловьев первый обратил серьезное внимание на геополитическое положение России, диктующее определенную логику исторического поведения, в частности стихийную колонизацию. В развитии общества как социального организма Соловьев выделяет два возраста народной жизни: 'детство', когда основой самосознания народа и побудительным мотивом исторической деятельности служит религиозное чувство, и 'возмужалость', возраст, связанный с переходом в новое время, когда история начинает осуществляться 'сознательно и организованно'. За этой терминологией у Соловьева скрывается нетривиальная мысль о границе, отделяющей закономерности развития традиционного общества ('детский возраст' народа) от закономерностей развития цивилизованного ('возмужавшего') общества, образцом которого для того времени служила Западная Европа

   В последние годы жизни политические и исторические взгляды Сергея Соловьева претерпели определенную эволюцию – от умеренно либеральных к более консервативным. Ученый многое не одобрял в методах осуществления буржуазных реформ и в пореформенной действительности 1860–1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания. В своих Записках, написанных незадолго до кончины, Соловьев с горечью констатировал: «Преобразования производятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики ХVI-ые или Александры II-ые». Эта эволюция нашла свое отражение в последних монографиях ученого История падения Польши (1863), Прогресс и религия (1868), Восточный вопрос 50 лет назад (1876), Император Александр Первый: Политика – Дипломатия (1877), в публичных лекциях о Петре Великом (1872). В этих трудах Соловьев осудил польское восстание 1863, оправдал внешнеполитическую линию России и ее венценосцев, все более отчетливо выступая за просвещенную (не конституционную) монархию и имперское величие России.

   С юности до последнего вздоха Соловьев напряжённо трудился. В 1877 году серьёзно заболел. Превозмогая боль, учёный продолжал готовить материалы к очередному тому «Истории России с древнейших времён». Умер он в Москве 4 октября 1879 года. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

  Жена Сергея Михайловича Соловьёва - урожденная Романова, происходила из старинной и даровитой малороссийской семьи, в роду которой ярко сияло имя известного украинского философа, писателя, просветителя Григория Сковороды. Семья Соловьёвых была высокоинтеллектуальной семьёй. И не только благодаря замечательным личностным свойствам отца, матери, подрастающих и ярко проявляющих себя детей, но и за счет удивительного окружения, которое как бы притягивалось к дому Соловьёвых. Здесь своими людьми считались Грановский, писатель-«сказочник» Афанасьев, Константин и Сергей Аксаковы, писатель  Писемский. Бывал здесь и великий Достоевский.

Всеволод Соловьёв

  В семье Соловьёвых было трое детей. Старшим был Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849 - 1903)  — романист, автор исторических романов и хроник. Когда будущиму писателю едва минуло тринадцать лет он показал первые свои литературные опыты Достоевскому, а Алексей Феофилактович Писемский стал едва ли не его постоянным литературным патроном.

Владимир Соловьёв

  Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - выдающийся философ, историк, поэт, публицист, литературный критик, на четыре года моложе Всеволода. Он был необычайно сложной и богатой натурой, часто граничившей с свое­волием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно.    Думается, что священническая наследственность многое в нем объясняет. Соловьев читал лекции, писал богословские сочинения, апологетические трактаты, ду­ховно-назидательные книги; вел перегово­ры о соединении церквей, обличал славяно­филов, миссионерствовал, сочинял стихи, но внутренне всегда священнодействовал. Никакая тяжелая и чер­ная работа его не пугала, ибо все это было «делом Господним». Основа его творчества была теургической; от нее — пафос, тор­жественность и нередко таинственность его дел и слов.

  

Сестра Поликсена с годами выросла в одаренную поэтессу, которая немало печаталась в тогдашних журналах под псевдонимом «Allegro». Было выпущено пять авторских поэтических сборников. Помимо поэзии, Поликсена Соловьева писала прозу (рассказы) и книги для детей.

  Философ Сергей Михайлович Соловьёв - полный тезка своего деда - знаменитого историка.  В 1921 году официально перешел в католичество, в 1926 стал священником. Занимался переводческой и преподавательской деятельностью. В феврале 1931 был арестован по делу московской католической общины. В ходе следствия психически заболел. Дочь поэта назвала день ареста датой гражданской смерти. Умер в эвакуации в Казани.

aphorisme.ruabout-authors/solovev/…

 

Сергей Михайлович Соловьев. Русский поэт и религиозный философ. Близкий друг Андрея Белого (были женаты на родных сестрах Тургеневых) и своего троюродного брата Александра Блока, с которыми впоследствии разошелся.

Рубрики:  История России
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 01:19 (ссылка)
Благодарю Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Мая 2013 г. 09:20ссылка
Спасибо, Сергей, что почитали. Я для себя наконец разобралась с деревом талантливых Соловьёвых
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку