-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей вознесенский андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59066


Первый романтик России Жуковский Василий Андреевич

Суббота, 09 Февраля 2013 г. 19:52 + в цитатник

 

  Жуковский Василий Андреевич (9.02.1783— 24.04.1852), поэт и переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование получил в Благородном университетском пансионе (Москва). С ранней юности занялся литературной деятельностью. Был редактором (1808—09) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным.     

  С 1815 — бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», членами которого были Уваров, Пушкин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и др. В 1815 был приближен ко двору, стал учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны. В 1826—41 — наставник будущего царя Александра II. Жуковский содействовал освобождению Шевченко от крепостной зависимости. Перу Жуковского принадлежат переводы «Одиссеи», сочинений И. В. Гете, Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Сфера эстетического представляется Жуковскому в виде «романтического томления», как некая целостность различных душевных сил человека, в которой преобладает эмоциональное начало. Это мир чудесного, с его сверхъестественными силами, сильфами, гномами, духами. В трактовке прекрасного для Жуковского характерно сближение этой категории с эстетическим идеалом. Он повторяет вслед за Руссо, что прекрасно только то, чего нет. Это не значит, что прекрасное не существует. Оно дано единственно для того, чтобы оживить нашу душу и исчезнуть. Удержать или постичь его невозможно. Письмо Жуковского к Гоголю «О поэте и современном его значении» (1848) выступает эстетическим манифестом русского романтизма, своеобразным итогом его разработки в трудах Одоевского, Вяземского, Галича, Надеждина, И. Я. Кронберга.

 

  Эти идеи получили дальнейшую разработку в «Отрывках» 1845—50, где Жуковский подчеркивает, что искусство различными средствами воспроизводит «творения Божии». Идеалом красоты является Бог, явно и тайно присутствующий в его творениях. Хотя искусство принадлежит «земле», чувственно воспринимаемому миру, оно вместе с тем напоминает нам о том, что лежит за границами земного. В произведениях искусства раскрывается целостность мира, его совершенство со стороны формы, гармония.

  Одной из важных проблем отечественного просвещения Жуковский считал выработку русской философской терминологии. Он отмечал, что наш «философический язык» беден и «неопределенен», выступал против необдуманного заимствования иноязычных философских терминов. Слово не есть, по Жуковскому, наша произвольная выдумка. Появление новой терминологии он считал процессом, подготовленным длительным ходом развития мысли. Жуковский разработал своеобразную педагогическую систему, которая связана с его мировоззрением, толкованием таких понятий, как «бытие», «познание», «человек», «общество». Содержание воспитательного процесса мыслилось им как развитие личности в духе высоких нравственных идеалов, практическая задача воспитания — выработка привычки к деятельности во имя высших духовных ценностей.

 

Идеальный домашний наставник Василий Жуковский

Жуковский (243x324, 17Kb)«Учение по предложенному плану тогда только может иметь успех совершенный, когда ничто, ни в каком случае не будет нарушать порядка, один раз навсегда  установленного; когда и особы, и время, и все окружающее великого князя будут без всякого ограничения подчинены тем людям, коим его высочество будет поручен. Государь император, утвердив сей план, да благоволит быть первым его исполнителем. Дверь учебной горницы в продолжение лекции должна быть неприкосновенна;

никто не должен себе позволять в неё входить в то время, которое великий князь будет посвящать занятию; из этого правила не должно быть ни для кого исключения. Великий князь приучится дорожить своим временем, когда увидит, что им дорожат и другие и что в порядке часов соблюдается строжайшая точность. Его высочество в продолжение своего воспитания не должен почитать ничего свыше своих обязанностей. Он должен идти вперёд постоянным и ровным шагом: порядок ненарушимый есть главное для сего условие... Изъявление одобрения государя мператора должно быть величайшею наградою для нашего воспитанника, а изъявление неодобрения его величества – самым тяжким наказанием. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Смею думать, что государь император не должен никогда хвалить великого князя за прилежание, а просто оказывать своё удовольствие ласковым обращением... великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую

необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения; такая привычка образует твёрдость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен; одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимания и рохвалы. Его высочество должен приучиться действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью...

То же можно сказать и о выражении родительского неодобрения. Его высочество должен трепетать при мысли об упрёке отца. Государь будет всегда знать о его мелких проступках, но пускай это будет тайною между его величеством и наставниками; пускай воспитанник чувствует вину свою и сам наказывает себя тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно быть для него случаем единственным в жизни...»



  Василий Жуковский написал немало гимнов русскому самодержавию. Не только два варианта государственного гимна - "Боже, царя храни!". Дух первого, победного десятилетия эпохи Николая Первого сохранили "народные песни" (именно так поэт определял этот жанр) Жуковского о царе, армии, героическом прошлом и настоящем России. Жуковский искал поэтическую формулу триады "Православие - самодержавие - народность"

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей; 
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет; 
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу, 
На зеленом берегу
Ручейка была одна; 
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак; 
Он сказал царице так: 
«Мне тебя, царица, жаль; 
Но забудь свою печаль; 
Понесешь ты в эту ночь: 
У тебя родится дочь».
«Благодарствуй, добрый рак; 
Не ждала тебя никак…»
Но уж рак уполз в ручей, 
Не слыхав ее речей.
Он, конечно, был пророк; 
Что сказал — сбылося в срок: 
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была, 
Что ни в сказке рассказать, 
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир; 
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых; 
Было ж всех двенадцать их; 
Но двенадцатой одной, 
Хромоногой, старой, злой, 
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей? 
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут: 
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых; 
Приготовили обед; 
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно, 
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать
Гости, званные царем; 
Пили, ели, а потом, 
Хлебосольного царя
За прием благодаря, 
Стали дочь его дарить: 
«Будешь в золоте ходить; 
Будешь чудо красоты; 
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха; 
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя; 
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…»
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв, 
Удалились; в свой черед
И последняя идет; 
Но еще она сказать
Не успела слова — глядь! 
А незваная стоит
Над царевной и ворчит: 
«На пиру я не была, 
Но подарок принесла: 
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду; 
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет, 
И умрешь во цвете лет!»
Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз; 
Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей; 
Будет то не смерть, а сон; 
Триста лет продлится он; 
Срок назначенный пройдет, 
И царевна оживет; 
Будет долго в свете жить; 
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
Скрылась гостья. Царь грустит; 
Он не ест, не пьет, не спит: 
Как от смерти дочь спасти? 
И, беду чтоб отвести, 
Он дает такой указ: 
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лен, 
Прясть, сучить, чтоб веретен
Духу не было в домах; 
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Царь, издав такой закон, 
Начал пить, и есть, и спать, 
Начал жить да поживать, 
Как дотоле, без забот.
Дни проходят; дочь растет; 
Расцвела, как майский цвет; 
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней! 
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять; 
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла: 
Пышных комнат нет числа; 
Всем любуется она; 
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; 
Гребень под носом торчит; 
Старушоночка прядет
И за пряжею поет: 
«Веретенце, не ленись; 
Пряжа тонкая, не рвись; 
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла; 
Пряха молча подала
В руки ей веретено; 
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей; 
На нее находит сон; 
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом; 
Все утихнуло кругом; 
Возвращаясь во дворец, 
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул, 
И с царицею заснул; 
Свита вся за ними спит; 
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне, 
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам; 
Неподвижно по стенам 
Мухи сонные сидят; 
У ворот собаки спят; 
В стойлах, головы склонив, 
Пышны гривы опустив, 
Кони корму не едят, 
Кони сном глубоким спят; 
Повар спит перед огнем; 
И огонь, объятый сном, 
Не пылает, не горит, 
Сонным пламенем стоит; 
И не тронется над ним, 
Свившись клубом, сонный дым; 
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном; 
И покрыл окрестность бор; 
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил; 
Он навек загородил
К дому царскому пути: 
Долго, долго не найти
Никому туда следа —
И приблизиться беда! 
Птица там не пролетит, 
Близко зверь не пробежит, 
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
Вот уж полный век протек; 
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно; 
Знали только то одно, 
Что средь бора дом стоит, 
Что царевна в доме спит, 
Что проспать ей триста лет, 
Что теперь к ней следу нет.
Много было смельчаков
(По сказанью стариков), 
В лес брались они сходить, 
Чтоб царевну разбудить; 
Даже бились об заклад
И ходили -, но назад
Не пришел никто. С тех пор
В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.
Время ж все текло, текло; 
Вот и триста лет прошло.
Что ж случилося? В один
День весенний царский сын, 
Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал; 
И у бора вдруг один
Очутился царский сын.
Бор, он видит, темен, дик.
С ним встречается старик.
С стариком он в разговор: 
«Расскажи про этот бор
Мне, старинушка честной!»
Покачавши головой, 
Все старик тут рассказал, 
Что от дедов он слыхал
О чудесном боре том: 
Как богатый царский дом
В нем давным-давно стоит, 
Как царевна в доме спит, 
Как ее чудесен сон, 
Как три века длится он, 
Как во сне царевна ждет, 
Что спаситель к ней придет; 
Как опасны в лес пути, 
Как пыталася дойти
До царевны молодежь, 
Как со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадал
В лес, да там и погибал.
Был детина удалой
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня; 
Шпоры втиснул он в коня; 
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор, 
И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор, 
Ограждавший темный бор, 
Не терновник уж густой, 
Но кустарник молодой; 
Блещут розы по кустам; 
Перед витязем он сам
Расступился, как живой; 
В лес въезжает витязь мой: 
Всё свежо, красно пред ним; 
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки; 
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат; 
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых; 
Лес душист, прохладен, тих, 
И ничто не страшно в нем.
Едет гладким он путем
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец, 
Зданье — чудо старины; 
Ворота отворены; 
В ворота въезжает он; 
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит: 
Тот как вкопанный сидит; 
Тот не двигаясь идет; 
Тот стоит, раскрывши рот, 
Сном пресекся разговор, 
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь; 
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел: 
Сон волшебный овладел
Прежде сна простого им; 
И, три века недвижим, 
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Изумлен и поражен
Царский сын. Проходит он
Между сонными к дворцу; 
Приближается к крыльцу: 
По широким ступеням
Хочет вверх идти;, но там На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожен.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец, 
И, молитву сотворя, 
Он шагнул через царя.
Весь дворец обходит он; 
Пышно все, но всюду сон, 
Гробовая тишина.
Вдруг глядит: отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Он взошел. И что же там? 
Вся душа его кипит, 
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она, 
Распылалася от сна; 
Молод цвет ее ланит, 
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей; 
Ночи темныя темней, 
Заплетенные косой
Кудри черной полосой 
Обвились кругом чела; 
Грудь как свежий снег бела; 
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан; 
Губки алые горят; 
Руки белые лежат
На трепещущих грудях; 
Сжаты в легких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален, 
Неподвижно смотрит он; 
Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна? 
Вот, чтоб душу насладить, 
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей, 
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом: 
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит, 
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она; 
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом: 
Царь, царица, царский дом; 
Снова говор, крик, возня; 
Все как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружен.
Царь на лестницу идет; 
Нагулявшися, ведет
Он царицу в их покой; 
Сзади свита вся толпой; 
Стражи ружьями стучат; 
Мухи стаями летят; 
Приворотный лает пес; 
На конюшне свой овес
Доедает добрый конь; 
Повар дует на огонь, 
И, треща, огонь горит, 
И струею дым бежит; 
Всё бывалое — один
Небывалый царский сын.
Он с царевной наконец
Сходит сверху; мать, отец
Принялись их обнимать.
Что ж осталось досказать? 
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил; 
По усам вино бежало, 
В рот же капли не попало.
 


 
Рубрики:  Поэты и поэзия/Поэты XIX века
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Svetlana-k   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 20:52 (ссылка)
Добрый вечер, Тамара!
Ученик точно уловил его стиль и манеру письма...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 21:13ссылка
Да, хорошо, когда есть на кого равняться. Я то ли не знала, то ли забыла, что это сказка Жуковского. Ты права очень Пушкина напоминает. Спасибо, Света. Как хорошо с этой аватары ты на меня смотришь!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 21:32ссылка
знаешь, эта автарка практически моя копия... муж решил что это я... пришлось сознаться.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку