-Цитатник

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена благинина елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно олег янковский опера осень осип мандельштам писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12154
Комментариев: 34231
Написано: 59069


Ко дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

Понедельник, 15 Октября 2012 г. 16:36 + в цитатник
 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Сегодня, 15 октября, исполняется 198 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Произведения одного из ключевых деятелей отечественной литературы любят и ценят представители всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии. Сегодня мы вспоминаем некоторые из лучших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященных женщинам, оставившим след в его судьбе.           

Михаил Врубель. "Григорий Печорин на диване"

Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь — верю — и довольно;
Кого — ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю. 

***

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

Михаил Врубель "Тамара и Демон"

***

Зови надежду сновиденьем,
Неправду — истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви!

Такой любви нельзя не верить,
Мой взор не скроет ничего;
С тобою грех мне лицемерить,
Ты слишком ангел для того. 

***

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Михаил Врубель "Голова Демона на фоне гор"

***

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Михаил Врубель "Свидание Тамары и Демона"

***

Я опущусь на дно морское, 
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня.....!

— И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам; 

Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи.
Он жег ее. — Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал

Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.
В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой,
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой.

Михаил Врубель "Демон сидящий"

Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.

Рисунки, картины Лермонтова

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.

Пейзаж с двумя березами. 
Акварель М.Ю. Лермонтова. 
1828—1832 г.

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.

Тройка, выезжающая из деревни. 
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 
1832 - 1834 г.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 
Акварель М. Ю. Лермонтова. 
1835 г.
Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). 
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.
1832—34 г.
Эмилия, героиня драмы «Испанцы» Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). 
Акварель М.Ю. Лермонтова.
1830—31 г.
Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева) Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). 
Акварель М. Ю. Лермонтова.
1835—38 г.
Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). 
Акварель.
Юнкер Л. Н. Хомутов. Карандаш Юнкер Л.Н. Хомутов. 
Карандаш.
1832—34 г.
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. 
Карандаш.
1832 - 34 г.

Скачущий всадник и наброски мужских голов. Скачущий всадник и наброски мужских голов. 
Перо, чернила.
1832—34 г.
Эпизод из маневров в Красном Селе. 1834—35 г. Эпизод из маневров в Красном Селе. 
Сепия. (Утрачена в 1941 году)
1834—35 г.
Дуэль. 1832—34 г. Дуэль. 
Перо, чернила.
1832—34 г.
Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1840—41 г. Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 
Перо, чернила.
1840—41 г.
Портрет офицера в шинели. 1832—34 г. Портрет офицера в шинели. 
Карандаш.
1832—34 г.
Конногренадер. 1832 г.) Конногренадер.
Перо, чернила.
1832 г.
Карикатуры на офицеров. 1832—34 г. Карикатуры на офицеров. 
Карандаш.
1832—34 г.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Лермонтов Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 
Масло.
1837 г.
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. 
Карандаш.
1837 г.
Сцена из кавказской жизни. 
Масло.
1838 г.
Крестовый перевал. 1837—38 г. Крестовый перевал. 
Масло.
1837—38 г.
Пляска грузинок на плоской кровле. 1837 г.) Пляска грузинок на плоской кровле. 
Итальянский карандаш.
1837 г.
Тифлис. 1837 г.) Рисунок Лермонтова Тифлис. 
Карандаш.
1837 г.
Вид Тифлиса. 1837 г.) Вид Тифлиса. 
Масло.
1837 г.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 1837—38 г. Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 
Масло.
1837—38 г.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. 1837—38 г.) Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)
1837—38 г.
Эпизод из сражения при Валерике. 1840 г.) Эпизод из сражения при Валерике. 
Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 
1840 г.
При Валерике. Похороны убитых. 1840 г.) При Валерике. Похороны убитых. 
Акварель.
1840 г.
Вид горского селения. Лермонтов 1840—41 г.) Вид горского селения. 
Итальянский карандаш.
1840—41 г.
Перестрелка в горах Дагестана. 1840—41 г.) Перестрелка в горах Дагестана. 
Масло.
1840—41 г.
Кавалерийская схватка. Лермонтов Кавалерийская схватка. 
Сепия.
1830—32 г.
Офицер верхом и амазонка. Офицер верхом и амазонка. 
Карандаш.
1840—41 г.
Вид Пятигорска. Лермонтов Вид Пятигорска. 
Масло. 
1837 г.
Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. 
Акварель М.Ю. Лермонтова. 
1841 г.
Черкес. Картина работы Лермонтова Черкес. 
Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 
1838 г.
Картина Лермонтова. Воспоминания о Кавказе. Воспоминания о Кавказе. 
Картина М. Ю. Лермонтова. 
Масло. 
1838 г.

Герцен А.И. - Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"

  Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. 
  Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии. 
  Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.
  Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий. 
  Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее. 
  Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.

Источник: http://lermontov.info/

миша (700x483, 165Kb)

Выхожу один я на дорогу

Серия сообщений "Лермонтов":
Часть 1 - Романсы на стихи Лермонтова
Часть 2 - Лермонтов. Выхожу один я на дорогу...
Часть 3 - Ко дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Часть 4 - Пять фильмов о жизни и творчестве Лермонтова
Часть 5 - Печальный прозорливец
...
Часть 35 - Михаил Юрьевич Лермонтов
Часть 36 - Анна Андреевна Ахматова о Михаиле Юрьевиче Лермонтове
Часть 37 - Анна Ахматова о Михаиле Лермонтове

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Helene_P   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 06:26 (ссылка)
Теплые подарки, когда я вижу пост Лермонтова, Таmara. Когда молодо, российский преподаватель в Университете Laval, в Квебекском Городе (замечательный профессор - Юджин Климофф), принес маленькую книгу, написанную Юджином Лермонтовым, и я всегда держал это! Имя: TAMAN (очень основной)) Хороший из Вас, чтобы напомнить о его дне рождения.
arnusha0_7adaf_36850f48_L (400x240, 30Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Октября 2012 г. 17:12ссылка
Как прекрасно, Елена, что ты откликнулась на поэзию Лермонтова! И помнишь профессора Юрия Климова, подарившего тебе книжечку Лермонтова. Я теперь знаю, что ты училась в университете. А на каком отделении?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 21:45ссылка
Я не учился в университете регулярно, только изучать русский язык (после того, как работа), и участвуйте к культурным лекциям. Я хотелa стать 'российским переводчиком' ...., но в то время, коммунизм как замечено в Квебеке, был очень плохим и не хорошо замеченный вообще. Моя семья не одобряла мой интерес на русском языке. В Монреале, мой отец был когда-то сопровожден Королевской Конной полицией, поскольку я посетил специальный случай в российском Консульстве - они появлялись в его доме, который будет подвергнут сомнению, который он не любил (и я понимаю). Он думал, что я был слепым и мог стать 'секретным агентом' против Канады. Я никогда не соглашался с российской политикой, управление для людей.

Прилагаемый, фотография моего самого дорогого российского профессора, Юджина Климоффа, находит в Интернете. Я понимаю, что он умер в 90 годах. Он был таким хорошим человеком. Он также написал декорации из Квебека. Хорошие подарки, благодаря Вам Tamara.
http://eugeneklimoff.blogspot.ca/
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Октября 2012 г. 08:34ссылка
Очень Вам признательна, Елена, за рассказ о Вашем образовании. Большое спасибо за материалы о профессоре Климове. Я их с удовольствием почитаю. Желаю Вам здоровья и радости!
Ka-Milaludmila   обратиться по имени Среда, 17 Октября 2012 г. 17:01 (ссылка)
Тамарочка, я благодарна И.Андронникову за его книги о М.Лермонтове, через эти книги и пришла ко мне любовь к этому гениальному поэту. Так и мечусь всю жизнь между "А.С.Пушкин - наше все!" и М.Лермонтовым...:)) Для меня русский язык М.Лермонтова - предел совершенства.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 17 Октября 2012 г. 19:16 (ссылка)
Для меня и Пушкин, и Лермонтов - космические люди вселенского масштаба. Какой силы поэт Лермонтов! И посмотрите, как он профессионально рисовал!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку