-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис акунин борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский исаак левитан йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Игорь Ворошилов - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...

Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)

✨ Таинственный художник А.И. Мещерский.   Таинственный художник Арсений Мещерск...

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59046


Культура древней Армении

Воскресенье, 08 Июля 2012 г. 10:53 + в цитатник

  

   Самобытность и уникальность Армении стоит на трех столпах – это неповторимое очарование ее горной природы, древнейшее христианское наследие, которое Армения переняла одна из первых, и ее оригинальная национальная культура, являющаяся главным богатством Армении, которое она сумела сохранить за всю свою драматическую историю.     

  

   Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Сумев противостоять каждому из мощных пришельцев, народ сохранил верность своей культуре, но она претерпевала изменения, поэтому в национальной культуре Армении таким удивительным образом сплелись черты восточных и западных цивилизаций.

  

Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство - один из могучих источников мировой культуры, создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.

  

Армения - маленькая страна на Южном Кавказе. Христианство пришло в Армению около 301 года н. э. Сегодня в этой горной стране много церквей, соборов, монастырей, большинство которых относятся к X-XI векам - золотому веку в истории Армении. В пейзаже преобладают горы - Арагац (наивысшая точка 4090 метров) и всем известная библейская гора Арарат (5165 м).

В  столице Армении Ереване находятся такие всемирно известные культурные ценности как библиотека Матенадаран, в которой содержится одна из богатейших мировых коллекций древних рукописей Армении, содержащая около ста тысяч старинных документов.

Институт древних рукописей Матенадаран имени святого Месропа Маштоца.

Величественная крепость Амберд построенная на горе Арагац. Рядом с замком VII века в XI веке была достроена церковь. Амберд находится на высоте 2300 метров над уровнем моря. В XI веке этот замок захватили турки сельджуки, а в XIII веке его разрушили монголы.

По территории этой страны проходил древний Шелковый путь, проходивший через перевал Селим, где находится древний постоялый двор - Каравансарай, к красивейшему озеру Севан, известному постоянно меняющимися цветами.

  Эчмиадзин - это бывшая столица и религиозный центр страны, в котором находится монастырь с одноименным названием. Эчмиадзинский кафедральный собор, внесенный в список культурного наследства человечества. Построен он практически сразу после принятия Арменией христианства как государственной религии. Эчмиадзин имеет вид простой базилики. В 303 году он подвергся реконструкции дважды - в V и VII веках, его колокольня была достроена в 1658 году, а в 1869 году пристроена ризница.

В Эчмиадзине есть церковь святой Гаяне - купольная базилика построенная в 630 году с трёхарочным гавитом достроенным позже в 1683 году.

И храм Рипсимэ, построенный в 618 году.

По всей территории Армении встречается большее количество хачкар - каменных крестов , старейшие из которых датируется IX веком. Особенно много хачкар расположено вблизи каждой из церквей Армении.

В городе Звартноц стоят руины церкви Святого Григория - одной из первых церквей выстроенных в Армении. Звартноц вместе с с Эчмиадзинским кафедральным обором находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь четвертого века Гегард, высеченный в скалах, в кельях которого жили и молились монахи.

   Около села Гарни над сто метровым обрывом ущелья реки Азат, высится древнеримский языческий храм второй половины 1 века нашей эры. Он посвящен богу солнца Митре и является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм был сооружен при царе Трдате I и пострадал от случившегося в 1679 году землетрясения, но в 1970 году был восстановлен.

  Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V - VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца» , а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг. Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци (X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали (X в.), Фрика (XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке, хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.

Об армянской языческой мифологии мы вынуждены судить на основе лишь тех единичных намеков, которые сохранились у Мовсеса Хоренаци и других христианских авторов. Мовсес Хоренаци упоминает о культе четырех различных Арамаздов, откуда Голова статуи богини Анаит личных Арамаздов, откуда можно заключить, что с каждым из них был связан определенный миф. Из мифов, сложенных о Ваагне, Хоренаци долее до нас в дословной передаче замечательный отрывок о рождении бога:

Небеса и Земля были в муках родин, Морей багрянец был в страданья родин,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым возник,
Из горла его пламень возник,
Из того огня младенец возник,
И были его власы из огня,
И была у него брада из огня,
И, как солнце, был прекрасен лик.
(Перевод Валерия Брюсова)

Историк добавляет, что в мифе за этим отрывком следовало описание подвигов Ваагна, его битвы с драконами (вишапами) и победы над ними и т. д. С Ваагном, выкравшим, согласно мифу, солому и рассыпавшим ее по пути, древние армяне связывали возникновение Млечного пути. Женой Ваагна считалась богиня Астхик («Звездочка»), одно из святилищ которой называлось «Покой Ваагна». О самой Астхик, богине любви, рассказывали, что во время купания она простирала туман над рекой, дабы засевшие на берегу молодцы не видели ее наготы.
Примечательно, что с образованием нового пантеона древнейшие армянские божества—Хайк, Ара Прекрасный, Торк и другие не находят в нем места, но очеловечиваются, начинают считаться историческими личностями, патриархами армян, предками нахарарских родов. И напротив, новый бог Ваагн, например, считался обожествленным человеком. Эти представления очень характерны для рационализма эллинистического времени.
Эллинизм наложил определенный отпечаток на древнеар-мянский пантеон. Как это имело место и в соседних с Арменией странах, божества армянского пантеона сопоставлялись и отождествлялись со сходными с ними по функциям грече-I скими богами. Так, Арамазд отождествлялся с Зевсом, Ватн с Гераклом, Анаит—с Артемидой, Тир и Михр (Митра)—с Аполлонам и Гелиосам, Астхик—с Афродитой. Подобная эллинизация пантеона, хотя и явилась результатом влечения к греческой культуре и языку лишь господствующего класса армянского общества, все же оставила определенный след в Армении. Еще в исторических трудах авторов V века Агатангехоса, Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци наряду с исконными именами встречаются и упомянутые выше греческие имена армянских божеств.

 (420x560, 164Kb)   Монастырь Нораванк Расположен среди отвесных красных скал на уступе извилистого ущелья. Он был построен на месте древних построек в ХII веке Во время правления князей Орбелянов монастырь стал крупнейшим религиозным центром. В ХIV веке - резиденция епископов Сюника.

  Древнейшая церковь монастыря дошла до нас в руинах, церковь Сурб Карапет, построенная в IХ-Х веках. К северу от нее в 1216-1223 г. был воздвигнут главный храм монастыря, носящий это же имя. Это крестово-купольное здание с двухэтажными ризницами в четырех углах.


  В религии существовал культ царской династии и правящего царя, нередко отождествлявшегося с каким-либо божеством. Это явление отразилось и в народном творчестве. Например, в легенде о борьбе Тиграна с драконом Аждахаком, овеянной воспоминаниями о подлинно историчеокюс событиях. Тигран явственно выступает в роли драконоборца бога Ваагна. Мовсес Хоренаци донес до нас легенду об Артавазде, заключенном в пещеру и стремящемся выйти и сокрушить (по другим версиям—спасти) мир, которая, несомненно, является вариантом легенды о боге Митре.
  Помимо мифов о богах и богоравных героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям — царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Сохранением образцов этих сказаний мы опять-таки обязаны Мовсесу Хоренаци. Некоторые отрывки он записал дословно; они в основном относятся к царю Трдату I (вторая половина I в. н. э.), который в сказаниях выступает под именем Арташеса.
   Победив в битве аланов, вторгшихся в Армению, царь Арташес берет в плен их царевича. Сестра его, царевна Сатеник, выходит на берег реки Куры, где расположились лагерем отступившие аланы, и обращается к находящемуся на другом берегу Арташесу с такими словами:

К тебе взываю, о доблестный муж Арташес,
Что победил отважное племя аланов.
Склонись к речам дивноокой дочери аланов
И выдай юношу.
Ибо не подобает героям ради одной лишь мести
Жизнь отнимать у другого геройского рода,
Либо же, поработив, держать в невольничьей доле
И распрю тем навеки разжечь меж двумя храбрыми племенами.

Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов отказывает ему:

Откуда же возьмет доблестный муж Арташес
Тысячи и тысячи, тьмы и тьмы—выкуп
За деву благого рода—царевну аланов?

И тогда: Храбрый царь Арташес на вороного сел, Вынул красный аркан с золотым кольцом Через реку махнул быстрокрылым орлом, Метнул красный аркан с золотым кольцом, Аланской царевны стан обхватил, Стану нежной царевны боль причинил, Быстро в ставку ее повлачил.
Арташес и Сатеник сочетаются браком:
Падал золота дождь как женился Арташес. Падал дождь жемчугов как шла замуж Сатеник. Но брак не был счастливым. Царица влюбляется в дракона Аргавана. Воодушевленный этим, Пир устроил Аргаван в честь Арташеса И покусился на него во дворце драконов. Разъяренный Арташес велит стереть с лица земли весь род Аргавана.
  Сохранились отрывки из легенды Артавазда. Во время агонии Арташеса многие кончали с собой. Видя это, царевич Артавазд стал жаловаться: Вот ты ушел и всю страну увел с собой! Кем же мне править на этих развалинах? Арташес, умирая, проклинает его: Как поскачешь ты на охоту вверх по склону Азатн Масиса1, Да схватят тебя нечистые и потащат вверх по склону Азатн Масиса. Там да пребудешь и света да не увидишь! Проклятие сбылось, Артавазд был заключен в железные оковы в подземной пещере.
  Мовсес Хоренаци сохранил подлинно поэтические перлы — свидетельство о высокой культуре слова в древней Армении.
В древней Армении письменными языками служили греческий и арамейский. На греческом языке до нас дошли, хотя и немногие, но разнообразные по характеру и содержанию надписи на камне—свидетельство о том, что греческий язык применялся во многих областях жизни.

Карта Армении.

Национальный флаг и герб Армении

 

В Мире Интересного

армен (350x263, 30Kb)

Рубрики:  Наша Земля
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 2 пользователям

Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июля 2012 г. 21:16 (ссылка)
Какой замечательный, интересный пост! Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июля 2012 г. 21:29 (ссылка)
Спасибо, Наташа, что обратила внимание. Я вроде бы никакого отношения к Армении не имею. Но это же древнейшая христианская культура и необыкновенно выносливый и поддерживающий друг друга народ
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 09 Июля 2012 г. 22:41ссылка
Прекрасный пост! Спасибо,я забираю себе!Сама наполовину армянка,хотя в Армении была всего один раз.Но оочень понравилось!
Перейти к дневнику

Спасибо

Вторник, 10 Июля 2012 г. 11:41ссылка
Какой дивный ник Вы выбрали! Ивушка - гибко и ласково из за суффикса, а 777 - это полное счастье. А аватара говорит, что Вы - красивая. Скажи имя своё
Перейти к дневнику

Вторник, 10 Июля 2012 г. 22:47ссылка
Спасибо!Имя я не выбирала,меня так и зовут Ива.
88414409_80016076_72489168_51910181_saveme (432x363, 41Kb)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку