✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедевра: что скрывает &q...
Рисунки Леонардо да Винчи - (0)РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519), ЧАСТЬ II За всю жизнь Леонардо да Винчи создал лишь ок...
Рене Магритт - (0)РЕНЕ МАГРИТТ: ЗАГАДКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ + 11 КАРТИН Рене Магритт (1898-1967). Сын человеческий, 19...
Осенний джаз - (0)✨ Идеальный осенний джазовый маршрут Добро пожаловать на Jazz-музыка, постоянну...
Архип и Вера Куинджи - (0)✨ История любви В 21 влюбился в 9-летнюю девочку, а пока она росла, зарабатывал д...
Древние города России. Чердынь |
Чердынь - маленький (5,2 тысяч жителей) городок на севере Пермского края, в 300 км от Перми, в 100 км от Соликамска. В городе не ловит мобильник, а жители, особенно дети, здороваются с прохожими. Промышленность здесь исчерпывается хлебзаводом, и во всём городе нет ни одной трубы, поэтому воздух чист и сладок. Народ здесь очень простой и радушный - кажется, за время пребывания здесь я не вздрагивал ни разу. Чердынь - древний город, бывший столицей коми-пермяцкого Великопермского княжества. Официально Чердынь упоминается под 1453 годом, но фактически ему не менее тысячи лет.
Чердынь - мой самый любимый из малых городов России. В 2002 году я впервые попал сюда в 15-лет, и не оценил ни красоту соликамских храмов, ни уникальность древних солеварен. Но пейзажи и атмосфера Чердыни оставили неизгладимое впечатление. После этого я видел десятки (а то и сотни) малых городов - но лично для меня с Чердынью не сравнится ни один.
Чердынь стоит на высоком (метров 70) берег реки Колва, которая течёт строго с севера на юг, поэтому город смотрит на восток. От Чердыни до Соликамска час пути, но после поворота с трассы Соликамск-Красновишерск начинает казаться: время замедляет свой бег. За 20км до Чердыни автобус переезжает Вишеру - красивейшую и крупнейшую реку Перми Великой (помимо Камы), и с моста становится впервые виден главный символ Чердыни - Полюдов камень.
Полюд почти одинаков, откуда ни посмотри. До этой одинокой горы около 40км, а её высота 517м. В Чердыни Полюд виден почти из любой точки, да и просто это очень красиво - Одинокая гора
Виды настолько завораживают, что тёплыми летними вечерами многие чердынцы просто сидят на лавочках с биноклем и глядят вдаль.
У подножья города - река Колва, впадающая в Вишеру 20км ниже. Вид вверх по течению
И вниз:
В центре Чердыни по разные стороны распадка, находятся два городища: Вятское и Троицкое - это высокий холм-останец с едва заметными остатками крепостных валов
На Троицком городище город был основан русскими в 15в., здесь располагался Чердынский кремль. Позднее он был перенесён на другую сторону оврага, и сложившийся на его месте ансамбль 18в. хорошо виден
Вершина же самого Троицкого городища совершенно пуста. Дома у подножья
Второй дом ныне занят гостиницей, в которой я и ночевал. Одноместный номер - 500р., а за 8000р./сутки можно арендовать всю гостиницу. Чисто, уютно, обувь оставляют на веранде, а рядом небольшой участок с баней. В общем, туризм тут потихоньку развивается, но не агрессивно.
Распадок между Троицким городищем и кремлём - обратите внимание на деревянный тротуар, типичный для Русского Севера:
Вид наверх:
Слева - Успенский собор (1757-84) и "часовня 85 убиенных" (нынешнее здание новое), справа Воскресенская церковь (1754) и полудеревянное Воинское присутствие (1796):
Вятское городище было населено в 9-11 веках, здесь находился крупный для своего времени город. Чердынь несколько раз переносили с места на место, само её название (в переводе "устье притока") не имеет чёткой привязки, предыдущие месторасположение отождествляют с сёлами Пянтег и Покча.
Вятское городище - остаток коми-пермяцкой Чердыни, древней столицей Перми Великой, той самой "княгини гор", что воспета Алексеем Ивановым. И парк на городище больше похож на Священную рощу:
В кадре уже знакомая нам Воскресенская церковь и две обезглавленные - слева Преображенская, справа Богоявленская (обе 1756г., вторая занята хлебзаводом).
Вид с одного городища на два других:
Распадок между Троицким городищем и кремлём не виден, поэтому они кажутся единым целым. Вдалеке видна церковь Всех Святых (1817) на кладбище у выезда в сторону Ныроба
Церковь Иоанна Богослова (1706-1712) - самое старое сохранившееся здание Чердыни, в советское время она не закрывалась.
И просто домики старой Чердыни выше по склону
Как можно заметить по освещению, виды с Троицкого городища снимались вечером, виды с Вятского - в середине дня, а вот виды на город снизу, из колвинской поймы, самые лучшие утром:
Вид вдоль Колвы - тайга на склоне за Вятским городищем:
Дом у подножья Троицкого городища
Троицкое городище и кремль поближе - хорошо видна гостиница и оба амбара
Кремль
Церковь Иоанна Богослова
Как и многие малые орода, Чердынь имеет прямоугольную екатерининскую планировку. Несколько длинных улиц тянутся параллельно Колве, пара десятков - перпендикулярно., и ниже самой нижней улицы - Троицкое и Вятское городища. Граница исторического центра совпадает с границей города - то есть это классический "суздальский тип".
Начнём осмотр города с бывшего кремля - на главную улицу выходит Успенский собор:
Построенный в 1757-84 годах, это по-моему самый красивый из чердынских храмов. В его оформление угадывается уральское барокко, но облик очень суров и лаконичен.
На двух этажах собора разместился Музей истории веры, изначально созданный как Музей Атеизма. В те времена это зачастую был единственный способ спасения церковных древностей, и в музей были свезены иконы, кресты, алтари, утварь и прочее со всего Чердынского района. А церквей тут очень много - добротный каменный храм есть почти в каждом селе. Кроме того, в соборе сохранились фрески, в верхнем храме - иконостас, и в таком убранстве экспонаты смотрятся еще эффектнее.
Рядом с собором - часовня 85 Убиенных над братской могилой воинов, погибших в 1547 году в битве с татарми. По легенде, во время набега на Чердыни ратники были в походе, и навстречу татарам вышли 85 ополченцев, которые дали им бой на дальних подступах к городу на льду Колвы. Все защитники погибли, сражались они яростно и татары не решлись на штурм.
Впрочем, более вероятно, что здесь просто похоронены все, кто погиб в тот набег. В 2002 году на этом месте стоял крест, в 2005 шло воссоздание часовни, и ныне часовня воссоздана полностью. Внутри чугунная плита 17века с именами погибших, долгое время хранившаяся в музее.
Красивый дом справа от часовни, за ним видно Троицкое городище:
С другой стороны - бывший Чердынский кремль:
Большинство храмов Чердыни были построены в 1750-е годы, практически одновременно, и потому очень похожи друг на друга. В кремле рядышком стоят обезглавленная Преображенская (1756) и почти отреставрированная Воскресенская (1754) церкви:
Впрочем, трапезная и колокольня последней были полностью перестроены в конце 19 века. Очень красивый портал:
Кирпичный арсенал:
От кремля вдоль Колвы ведёт улица Мамина-Сибиряка:
В отличие от Русского Севера, на Урале очень любят асфальт, и большинство городов тут буквально залиты потрескавшимся асфальтом, который не чинили, наверное, десятилетиями. Чердынь в этом смысле лучше других городов, но большинство её улиц всё-таки асфальтированы. Улица Мамина-Сибиряка же более характерна для город Русского Севера
Впереди - обезглавленная Богоявленская церковь (1756):
В дальней части улицы Мамина-Сибиряка - церковь Иоанна Богослова, старейшее сохранившееся здание города (1706-12), построенная пленными шведами.
В советское время церковь не закрывалась, и ныне это единственный действующий храм Чердыни. Внутри красивейший резной иконостас конца 18 века. Вокруг - старинное кладбище, где хоронили купцов и дворян
Могила купцов Юргановых - одной из сильнейших фамилий Чердыни
Дальше улица упирается в распадок. Из-за распадка на церковь особенно хороший вид - официально это монастырь
Улица Мамина-Сибиряка - самая красивая в городе, в том числе из-за роскошных видов, показанных уже в прошлой части. Её облик не купеческий, здесь намного лучше ощущается прошлое столицы Великомпермского княжества - пусть и вассала Руси, но нерусского государства.
Купеческий центр симпатичен. При этом бросается в глаза ухоженность большинства зданий, чистота и дореволюционные названия улиц.
Торговые ряды (справа) и дом купца Оссовского с лавками (слева):
Купеческие дома на другой стороне площади - в ближнем выставочный зал и касса музея
Между ними - чрезвычайно красивая дверь:
В доме наискось от выставочного зала - краеведческий музей, созданный ещё до Революции! Нечастый случай в уездах, тем более в такой глуши. На первом этаже музея - довольно унылый отдел природы, а на втором....
Древние (6-11вв.) пермяцкие амулеты - так называемый "звериный стиль". Действительно, подобную графику в современном исполнении я встречал не раз. А происходит она именно от этих амулетов - языческих атрибутов древних пермяков. В Чердынском музее их несколько десятков.
В дорусское время в Перми Великой существовало если не государство, то относительно высокоорганизованный племенной союз. Великопермское княжество было вассалом Новгорода, а с 1472 стало удельным княжеством Московского государства. Тем не менее, в дорусское время здесь уже существовали города: Чердынь как межплеменной центр и фактическая столица, Искор (религиозный центр, где было огромное святилище), Редикор, Пымпол, Урос, Покча, Вильгорт, Бондюг.
Пермь Великая имела довольно развитые торговые связи
Это блюдо, найденное недалеко из посёлка Вильгорт, было сделано в Иране времён Сасанидов. И таких находок в окрестностях Чердыни было сделано немало. Впрочем, более вероятно, что сюда эти вещи попали через Волжскую Булгарию или Золотую Орду, вряд ли пермяки торговали с Ираном напрямую:
Был у пермяков и свой героический эпос (вроде карельской "Калевалы") - "Кудым". Собственно, столица бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа Кудымкар так и переводится - Кудым-град.
Русские проникали в Пермь Великую с 11 века - сначала новгородские ушкуйники (речные пираты), затем купцы, основавшие в 1430 году Соликамск. В 1455 году здесь был убит язычниками епископ Питирим, пытавшийся повторить подвиг Стефана Пермского, крестившего в 1380-е годы Малую Пермь (то есть коми-зырян), в 1462 году пермяков крестил епископ Иона. В 1472 году Пермь Великая была присоединена к России военным путём, однако до 1505 года сохраняла вассалитет - Чердынь оставалась пермяцкой столицей, а русское воеводство находилось в соседней Покче.
Есть в музее и много другого - иконы, деревянные скульптуры (если кто не знает, уникальная часть наследия именно Пермской земли), кости мамонтов и прочей ледниковой фауны, крестьянский инвентарь, но отдельно остановлюсь вот на этом макете:
Это утраченная в ХХ веке часовня в посёлке Керчевский на Каме.
После христианизации остатки языческих культур сохранились только в обрядовых праздниках вроде масленицы. В более материальных вещах они были стерты напрочь - городища срывались, идолы бросались в реки. Обрядовые камни клались в виде каменных ступеней некоторых церквей - в назидание. И только в небольшой керчевской часовне языческое святилище в виде культового дерева было неразрывно связано с православной храмовой постройкой.
Но вернёмся в Чердынь.
В этом доме, ныне занятом больницей, в 1934 году был в ссылке Осип Мандельштам. Впрочем, провёл он тут всего две недели, а дальше попытался покончить с собой, выбросившись из окна... В общем, почти невредимым его после этого отправили в Воронеж.
Рубрики: | Наша родина |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |