Чарльз Фредерик Уорт (англ. Charles Frederick Worth; 1825—1895) — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды House of Worth, один из первых представителей высокой моды
Думаю, ни одна настоящая женщина не может остаться равнодушной к модным тенденциям, которые диктуют нам и демонстрируют на своих показах великие кутюрье: новые фасоны, цвета, фактуры.
Модели платьев Чарльза Ворта, 1860-е годы
Кажется, так было всегда: длинноногие модели расхаживали по подиуму в великолепных нарядах, дамы с замиранием сердца не сводили с них взор, а мастеров осыпали поздравлениями и аплодисментами...
И действительно, когда все началось? Кто стал родоначальником модных показов?
Уорт родился в 1825 году в Боурне в Линкольншире (Англия) в семье стряпчего.Пристрастие главы семьи к алкоголю и азартным играм, сильно пошатнули финансовое благополучие Вортов, поэтому Чарльз вынужден был начать свою трудовую деятельность с 11 лет. Сначала была типография, но через год юный Чарльз смог устроится на работу в крупный торговый дом «Swan and Edgar», расположенный на Пикадилли, где получил должность кассира.
Затем подмастерьем в лондонскую галантерейно-текстильную компанию «Lewis & Allenby». Молодой человек научился отлично разбираться в тканях и усвоил процесс их поставки в швейные мастерские. Свободное время Ворт часто проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Уже тогда он начал понимать, что его призвание - мода.
В 1846 году Чарльз Ворт перебрался в Париж. Сначала он нашел себе место в маленьком магазине тканей Ville de Paris, затем устроился на работу в крупный магазин Gagelin et Opigez, в котором продавались ткани и некоторые готовые текстильные изделия. Магазин нанимал на работу молодых женщин для демонстрации аксессуаров, которые они продавали. Одна из моделей - Мари Верне стала женой Чарльза ВортаМари примеряла шали и шляпки для потенциальных клиентов. Уорт создал несколько простых платьев для жены, про которые начали спрашивать клиенты.
Супруга Мари Уорт
Дослужившись до ведущего продавца Gagelin et Opigez, Ворт убедил своих работодателей открыть при магазине небольшой швейный отдел, производящий готовое женское платье, что было очень необычно для того времени. Создав несколько платьев для жены, он выставил их в магазине на обозрение покупателей. Клиентки магазина стали спрашивать, как можно приоблести ту или иную модель. Женщинам очень нравилась идея, что и ткань, и разработку дизайна модели и готовое платье можно было получить в одном месте.
За разработку моделей женского платья Ворт был удостоен призов на Всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и Париже в 1855 году. Медаль первого класса, на парижской выставке 1955 года, была вручена Ворту за разработку нового по конструкции шлейфа, ниспадающего не с талии, а от плеч, и, таким образом, придающего новый силуэт парадному платью.
В 1858 году Уорт познакомился с состоятельным шведом, Отто Бобергом, который был готов профинансировать предприятие. Вместе они открыли швейную мастерскую Уорта и Боберга.
Ворт и Боберг закрылись во время военного конфликта 1870-1871 годов, известного как франко-прусская война. Открывшийся вновь 1871 году модный дом носил имя Чарльза Ворта - House of Worth. После расставания с партнером Ворт ввёл в бизнес своих сыновей Гастона (Gaston-Lucien Worth) и Жана-Филиппа (Jean-Philippe Worth), которые продолжили дело отца после его смерти
. В 1897 году открылся филиал Дома Ворта в Лондоне на New Burlington street, который в 1902 году перерос в самостоятельный Дом моды. Сын Ворта Жан Филипп стал первым президентом парижского Синдиката Высокой моды
1858
Поклонницей таланта Ворта была княгиня Паулина Клементина фон Меттерних (Princess Pauline Clémentine von Metternich), жена австрийского посланника во Франции, знаменитая светская львица при дворах императора Наполеона III и императора Франца-Иосифа (Franz Joseph), близкая подруга императрицы Евгении (исп. - María Eugenia Ignacia Agustina Palafox de Guzmán Portocarrero y Kirkpatrick, condesa de Teba; фр. - Eugénie de Montijo (Эжени (Эухения) де Монтихо), жены Наполеона III (Louis-Napoléon Bonaparte, позже Napoléon III).
Императрица Евгения в платье Чарльза Ворта, вторая половина 19 в.
В своих мемуарах Паулина фон Меттерних написала о своем знакомстве с Чарльзом Вортом о впечатлении, которое он произвел на неё. Фон Меттерних вспоминала: «Разговоры с ним доставляли настоящее удовольствие. У него было редкое понимание женщин, он безошибочно угадывал, чем их можно заинтересовать». По признанию княгини, сначала она настороженно отнеслась к английскому портному, но увидев его модные эскизы, а затем платья, сшитые по ним, поняла, что перед ней незаурядная личность.
Императрица Елизавета Австрийская, Чарльз Ворт 1867 г.
Чарльз Ворт был представлен ко двору и его карьера стремительно начала набирать обороты. Ему удалось завоевать признание императрицы Евгении, отличавшейся консерватизмом в вопросах моды. Ворт стал придворным дизайнером. Также он одевал ведущих актрис и певиц того времени - Сару Бернар (фр. Sarah Bernhardt), Лилли Лангтри , Женни Линд , Нелли Мельбу
. Многие из его клиенток приезжали в Париж из других стран. Среди заказчиц модной одежды от Ворта были королева Виктория и императрица Елизавета Австрийская .. Из Америки в дом Ворта приезжали члены семей Карнеги , Рокфеллеров и Вандербильтов .
Княгиня Паулина фон Меттерних, Чарльз Ворт, 1865 г.
Клиентками модного Дома Ворта были и русские аристократки, в том числе три императрицы – Мария Александровна - супруга российского императора Александра II, Марии Федоровна - супруга российского императора Александра III и Александра Фёдоровна - супруга российского императора Николая II.
Пианистка Мари-Клотильда-Элизабет Луиза де Рике, графиня де Мерси-Аржанто, Чарльз Ворт, 1860-е годы
. Кутюрье установил себе за правило приезжать на примерки только к Ее Величеству, остальные дамы должны были сами приезжать к нему в Дом моды.
Многие современницы Ворта отзывались о нём не очень лестно. Он часто приходил на примерки раздраженным, не выспавшимся, с красным лицом, не отличался любезностью, будущую модель сочинял прямо на ходу, не слушал комментариев заказчиц, был убеждён, что он и только он точно знает, подойдут им стиль, крой, цвет, или не подойдут. Но Ворта терпели, так как у него не было конкурентов, а желание одеться у самого прославленного метра моды было огромным.
Чарльз Ворт представлял собой тип модельера-тирана, великолепного коммерсанта, оказавшегося в нужное время в нужном месте.
Модный дом Ворта на Рю-де-ля-Пэ, начало ХХ в.
Распространению мировой славы дома Ворта способствовала пресса. Так, американские модные издания, например, Harper’s Bazaar, регулярно писали о нем, как о самом знаменитом и первоклассном парижском модном заведении.
Подготовка новых моделей в модном доме Ворта, 1907 г.
Европейской, а затем и мировой славе Ворта очень способствовали экономический прогресс и промышленная революция, которые позволили ему брать заказы по почте из-за рубежа и отправлять готовые изделия на пароходах и поездах.
Считается, что Чарльз Ворт:
- основал первый настоящий Дом высокой моды;
- является первым дизайнером, который начал ставить своё имя на создаваемой одежде;
- публиковать свои модели с указанием фирмы в модных изданиях;
- стал использовать для показа новых моделей не деревянные бюсты, а женщин, демонстрировавших созданные им наряды. Своих манекенщиц Ворт называл sosies (фр. двойники);
- создавал первые модные коллекции и четыре раза в год устраивал показы мод. Его клиентки выбирали модели, которые после этого шились в выбранных тканях и с учётом их фигур.
Следующим после облегченного кринолина изобретением Уорта стал турнюр (высоко присборенная сзади юбка с оборками). Есть мнение, что на создание данной модели Уорта натолкнул вид служанки, подметавшей пол, которая для удобства собрала юбку похожим образом. Кроме того Уорт предложил платье со сменным лифом: к одной юбке прилагалось несколько лифов, которые можно было менять в зависимости от тематики мероприятия.
Значительная часть работы Уорта была связана с переопределением женской модной формы, что включало избавление от излишних рюш и оборок и использование дорогих тканей для создания простых форм.
В 1868 году Чарльз Ворт создал Синдикат Высокой моды (фр. Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) – парижскую организацию, объединяющую Модные дома, существующую до сих пор.
Lady Curzon wearing the "Peacock Dress" created for her in 1903 by the House of Worth
Мастерская в модном доме Ворта, 1907 г.
Ворт не умел рисовать, для того, чтобы изобразить новую модель он пользовался заготовленными гравюрами с женскими фигурками, дорисовывая к ним линии придуманных платьев. Несколько альбомов с такими рабочими рисунками хранятся теперь в Лондонском музее Виктории и Альберта. Кроме этого, кутюрье приобретал готовые эскизы у различных художников-иллюстраторов.
Ворт стал основоположником системы создания копий дизайнерской одежды, доступной для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру.
Во французский модный дом Ворта приезжали модистки из США и копировали его разработки, чтобы женщины, не имеющие возможность приехать в Париж, могли одеваться в самые модные вещи того времени. Таким образом, модели Ворта становились мировым достоянием
Демонстрация платья в модном доме Ворта, 1910 г.
Первенство Чарльза Ворта в ряде начинаний не является бесспорным. Например, многие историки моды считают первыми успешными французскими модельерами, ставшими предвестниками понятия Haute couture - Розу Бертен (Rose Bertin - 1747-1813 г.г.), французскую модистку и портниху королевы Марии-Антуанетты , а также Луи Ипполита Леруа , поставщика модной одежды для императрицы Жозефины (Жозефина Богарне - , урожденная Мари-Роз-Жозеф Таше де Ля Пажери - Mari, первой жены императора Наполеона I (Napoléon I).
Дом моды в Париже
А успех и историческое место Чарльза Ворта объясняют его выдающимися организаторскими способностями и агрессивной саморекламой, принесшими ему титулы «первого кутюрье» и «отца от кутюр», так как, начиная с 1870-х годов, благодаря высокому покровительству, его имя постоянно появлялось в модных журналах.
Новаторские идеи, которые приписываются Чарльзу Ворту, например, создание некоторых моделей кринолина, вызывают полемику, среди историков моды, одни считают его главным двигателем эволюции кринолина и создателем его новой облегченной модели, известной как кринолин «клетка» («cage» crinoline), другие приводят в качестве контраргумента патенты на изобретение подобных моделей, выданные нескольким компаниям в США, Франции и Англии в период с 1851 по 1858 годы.
1885
Уорт первым стал использовать для показа новых моделей не деревянные бюсты, а модные показы, на которых молодые дамы демонстрировали созданные им наряды. Своих манекенщиц Уорт называл sosies (фр. двойники).
Сын Чарльза Ворта Жан Филипп в своей книге «Век моды», посвященной отцу писал: «Я полагаю, что около 1860 года английский изобретатель принес Чарльзу Фредерику Ворту кашемировую нижнюю юбку, натянутую на три обруча, стальных или из китового уса. Поскольку эта выдумка придала платью модный размах без огромного числа нижних юбок, отец сразу же увидел перспективы и начал ее вводить. За это новшество с восторгом ухватились женщины, и вскоре нижние юбки были заброшены, за исключением одной или двух из муслина, прекрасно сшитых и выглядевших при ходьбе как изысканная кружевная пена.
С обручами юбки могли теперь иметь неограниченную ширину, и вскоре стало ясно: чем объемистее кринолин, тем сильнее эффект». Исходя из реалий того времени, когда за каждый сегмент, производящий какую-либо составляющую часть будущей модной продукции, отвечали строго определенные гильдии, более корректно говорить, что Чарльз Ворт пропагандировал, вводил в моду новую облегченную модель кринолина, а придумали, т.е. изобрели её, те предприниматели, которые работали в соответствующей производственной сфере.
В 1924 году, когда предприятием управляли внуки основателя, дом Ворта вышел на парфюмерный рынок. Вскоре была учреждена отдельная компания Les Perfumes Worth, которая в период между 1924 и 1947 годами выпустила более 20 ароматов
.
Дом, основанный в 1858 году, продолжал работать при потомках Чарльза Ворта до 1952 года. В последний период существования домом Ворта управляли правнуки основателя Жан-Шарль Ворт и Жак , Всё ещё оставаясь успешным, House of Worth всё больше сталкивался с конкуренцией. В 1950 году он был поглощён домом Жанны Пакен (Jeanne Paquin). Закрыт окончательно - в 1956 году.
Компанию Les Perfumes Worth приобрела компания Société Maurice Blanchet. В 1992 году она стала частью International Classic Brands.
В 1999 году бренд House of Worth был возрождён предпринимателями Дилешем и Хитешем Мехтами (компания Lenthéric, который сейчас является частью Shaneel Enterprises Ltd. Интеллектуальная собственность дома была выкуплена у разных семейных и корпоративных потомков и консолидирована в единое юридическое лицо. Главным дизайнером стал Джованни Бедин, работавший до этого у Карла Лагерфельда и Тьерри Мюглера .
В 2011 году дом представил свою первую коллекцию прет-а-порте.
Возрождённый дом перевыпустил некоторые старые духи в новых версиях, а также представил новые ароматы.
Серия сообщений "Модельеры": Часть 1 - Коллекционер старинного дамского белья Антон Приймак. Знакомство с коллекцией. ЧАСТЬ 4. ТУРНЮРЫ.Часть 2 - Вечерние женские туфли Christian Dior (Коллекция музея Метрополитен)...Часть 18 - Король принтов -дизайнер Эмилио ПуччиЧасть 19 - Забытый «король драпировки» Жак ГриффЧасть 20 - Кутюрье для королев -Чарльз Фредерик Уорт