Секреты самодельной меловой краски |
Взяться за эту статью меня побудил мастер-класс, который я опубликовала недавно — "Реставрация старой полки с помощью самодельной меловой краски". Когда я анализировала комментарии к мастер-классу, то поняла, что о меловой краске очень мало знают даже специалисты по реставрации мебели, не то что простые люди. Но в комментариях много не пояснишь, поэтому в отдельной публикации я решила написать немного об истории и сути меловой краски и подробнее остановиться на секретах самодельной меловой краски. Сразу оговорюсь, что эта статья не претендует на какой-то абсолют, не имеет химико-технологических тонкостей, это просто обобщение накопленного материала по меловой краске и собственного опыта. У меня нет образования химика или технолога химической промышленности, или чего-либо подобного, поэтому в дебри технологии лакокрасочных материалов я лезть не собираюсь, а расскажу о тех материалах, которые можно купить в строительном магазине. Это статья о том, как с минимальными затратами, самыми доступными и распространенными средствами можно создать своеобразный "бытовой аналог" меловой краски для того, чтобы любая хозяйка могла обновить свой интерьер.
Начну с небольшой предыстории. Почти два года назад наша семья взяла ипотеку и купила новую квартиру. Почти сразу после этого я вышла в отпуск по уходу за ребенком. Естественно, ни на что лишнее денег нет, а хочется и ремонт сделать, и мебель обновить. "Ну раз нет денег на новую мебель, то пока обновим старую," — так я решила и стала искать способы, как сделать стильной старую мебель. Особая проблема была со шкафом, у которого ламинированные дверцы. Алкидными сильно пахнущими красками красить нельзя, дома грудной ребенок, а акриловая краска облезает. Тогда я начала копаться в интернете, какие еще существуют материалы для покраски мебели и наткнулась на бесплатную книгу Светланы Шамшиной "Меловая краска. Стильные винтажные рамки своими руками". И я решила — вот то, что я искала. К слову сказать, таких подробных публикаций на русском языке о меловой краске я больше не нашла. Поэтому в своей статье я буду опираться на эту книгу и опыт автора.
Идея создания меловой краски принадлежит британскому дизайнеру Энни Слоан. "Меловая" — по сути это дословный перевод бренда "Chalk paint". Дизайнер дала такое название из-за бархатистой матовой поверхности, которая получается после покраски. Краска укрывистая, хорошо сцепляется с поверхностью, приятная, бархатная на ощупь. Есть только одна проблема — оригинальная меловая краска "Chalk paint" в России не продается, а подобные ей достаточно дорого стоят и, если использовать для покраски несколько цветов, то это влетит в копеечку (семьи с ипотекой и мамой в декрете меня поймут). Поэтому выход один — сделать самодельную меловую краску. Рецептов опубликовано очень много, вопрос только какой из них лучший, ближайший к оригиналу?
Меня долго мучил вопрос: содержит ли меловая краска на самом деле мел? Даже при публикации мастер-класса меня реставраторы мебели "поклевали", что меловая краска содержит карбонат кальция. Для разъяснения спорного момента я обратилась непосредственно к Светлане Шамшиной, которая много лет работает с краской "Chalk paint". Так вот, оказывается никто точно не знает, из каких именно компонентов состоит оригинальная меловая краска. Производитель тщательно охраняет свой рецепт. Поэтому, все рецепты самодельной меловой краски имеют место быть, не обязательно с мелом.
Какие же плюсы можно отметить у меловой краски? Во-первых, не так часто требуется предварительная подготовка поверхности, шлифовка, грунтовка. Только если поверхность имеет стекловидное лаковое покрытие или сильно загрязнена, или есть дефекты, царапины. Во всех остальных случаях, в принципе, можно красить как есть.
Во-вторых, с краской легко работать — она быстро сохнет и ложится практически на любую поверхность: металл, стекло, дерево, керамика. Я пробовала красить стеклянные баночки, замечательный результат.
В-третьих, краска очень укрывистая. У меня был страшный, абсолютно черный стол я перекрасила в три слоя голубой меловой краской собственного изготовления. Краска прекрасно перекрывает ужасы старого покрытия.
В-четвертых, краска практически не имеет запаха и не токсична.
Исходя из этих параметров, я начала экспериментировать с различными рецептами, которые опубликованы в интернете на российских и зарубежных сайтах. Обобщив все рецепты, можно выделить основные составляющие самодельной меловой краски:
1. Водно-дисперсионная краска (латексная или акриловая). Изучив составы латексных и акриловых красок для стен и потолков, интерьерных, для внутренних и наружных работ, я пришла к выводу, что составы красок во многом схожи. Во всяком случае для приготовления самодельной меловой краски принципиальной разницы нет. Латексные краски разработаны на основе бутадиен-стирола или акрилового сополимера (чаще всего). Аккуратней будьте с карбонатными наполнителями. Есть такие латексные краски для потолков. Акриловая краска содержит в основе акриловый сополимер. Главное, чтобы это была просто краска, а не два в одном с грунтовкой или каким-либо другим наполнителем.
2. "Закрепляющий" компонент. Это может быть затирка для узких швов (чаще всего используется "Церезит"), гипс, некоторые даже штукатурку используют. Основное назначение всех этих материалов - добавить краске прочность, создать "меловой" эффект и обеспечить хорошее сцепление с поверхностью изделия. Водно-дисперсионная краска дает эластичность, а закрепитель — прочность.
3. Вода. Используется для разведения "закрепителя". Чем больше воды, тем более жидкой будет краска.
Кроме этих компонентов в рецептах рекомендуют добавлять зубной порошок (желательно без добавок), соду, крахмал. Но они только придают шершавость покрашенной поверхности и можно их добавить, если вы используете моющую краску, которая и без гипса или затирки создает прочное покрытие.
Теперь хочу остановиться на том, как я экспериментировала с разными составами меловой краски и что из этого получилось.
Рецепт на основе латексной краски и затирки для швов.
Это самый распространенный рецепт, который мне к сожалению не подошел. Его вы найдете в книге С. Шамшиной. Латексную краску я купила первую попавшуюся, отечественную от нижегородского производителя . Тогда я еще особо не вникала в состав краски. Опомнилась только тогда, когда моя меловая краска, сделанная точно по рецепту превратилась в комок. Как оказалось моя латексная краска имеет в своем составе карбонат кальция. Много, очень много. Если ее разбавить водой, то она становится рыхлой, хрупкой, смывается лаком. С затиркой они сразу не поладили. Ничего не поделаешь, не выкидывать же 3 кг краски. И я нашла ей применение — можно красиво подчеркнуть структуру дерева в изделиях. Правда я немного ее укрепила - добавила в состав буквально ложку акрилового матового лака и краска перестала облезать. Вот как я ее использовала на ключнице-вешалке.
На брашированную деревянную поверхность наносим краску, просушиваем, проходим мягкой шлифовальной губкой и протираем сухой тканью. После этого наносим матовый акриловый лак, высушиваем. Сверху наносим слой более светлой краски, просушиваем и опять слегка стираем губкой. В конце покрываем финишным матовым лаком. Создается эффект старого, потрепанного временем дерева. Работать с краской легко, не прилагаешь почти никаких усилий.
Рецепт на основе латексной краски и гипса.
Я использовала ту же самую латексную краску для потолков и гипс для детских поделок. Часто в интернете встречаешь этот рецепт. Как и в первом случае краска у меня не получилась, тоже скомковалась. Здесь в дополнение к специфичной краске добавилось не лучшее качество гипса. Но в этот раз, если скомковавшуюся краску развести с водой, то она достаточно хорошо держится на поверхности и почти не пачкает руки, если провести по окрашенной поверхности. Чтобы усовершенствовать состав я решила взять гипс лучшего качества и вспомнила, что дома есть сухая гипсовая финишная шпатлевка. Она идеально белая, мелкого "помола". Смешав шпатлевку с водой в пропорции 1:1, я добавила смесь в заколерованную латексную краску. Получился очень хороший состав, краска не скомковалась. Поверхность стала приятная на ощупь, краска укрывистая, практически не стирается. Эту краску я опробовала при декорировании шкафчиков-ключниц. Это были сборные модели достаточно внушительных размеров и самодельная меловая краска была как раз кстати.
Рецепт с акриловой краской и гипсом.
Это самый лучший рецепт, на мой взгляд. Очень прочная краска, которая идеально подходит для ламинированных поверхностей, безупречно держится на стекле. Я взяла акриловую краску для наружных и внутренних работ марки VGT и также добавила смесь воды и гипсовой шпатлевки. После окрашивания и примерно через час после просушки поверхность прекрасно декорируется, можно шлифовать, смывать, наклеивать салфетки и распечатки. Только запомните, после полной просушки (24 часа) получается очень прочное покрытие, которое практически не сошлифовывается. Я покрывала этой краской баночки для специй. Одна баночка осталась как-то не востребованной, я решила смыть краску, не получилось. Можно только специально скоблить.
Вот, наверное, на этом я хотела бы закончить свою статью. Экспериментируйте, дерзайте, вникайте в суть вещей. Надеюсь этот материал будет вам полезен. Если у вас есть собственный опыт по работе с самодельной меловой краской, давайте обсуждать и делиться мнениями. Спасибо за внимание.
Рубрики: | ДОМАШНИЕ ПОЛЕЗНОСТИ РУКОДЕЛЬНОЕ ВЫТВОРЯЧЕСТВО 3 |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |