Микаэл Леонович Таривердиев |
Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В семье он был долгожданным и единственным ребенком. Поэтому Сато Григорьевна – мама Микаэля – всю себя посвятила сыну, даря главное, что сформировало его восприятие мира и его характер – любовь. В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович сказал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое – это то, чему я не смог у нее научиться».
Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве.
Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории – его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. В кинематографе Таривердиев дебютировал в 1958 году с музыкой к фильму «Юность наших отцов».
В «лихие 90-е», когда Микаэл Леонович остро переживал стремительный развал культуры и кинематографа. Между этими крайними точками – целая жизнь. Ранняя и очень успешная карьера в кинематографе, сделавшая имя композитора Таривердиева невероятно популярным. Надежды 60-х, когда казалось, что «впереди нас ждет только радость». Разочарования 70-х, когда так по-разному складывались судьбы «растиньяков» 60-х». Детективная история со знаменитой музыкой к фильму «Семнадцать мгновений весны» и неожиданный успех «Иронии судьбы». И всегда много работы – и не только музыка к кино, но и вокальные циклы, оперы, концерты, сочинения для органа…
Таривердиев — автор музыки к 132 кинофильмам, он написал более 100 песен и романсов, четыре балета, четыре оперы, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра, а также камерные вокальные циклы, симфонии.
Музыка Таривердиева, искренняя до пронзительности, поражает лирической, интимной интонацией. Музыкальное наследие, которое Микаэл Таривердиев оставил после себя, еще долго будет жить в кинофильмах, телепередачах, на сценах театров и в сердцах людей.
Внешне независимый и элегантный, Микаэл Таривердиев пришел в музыку с собственной пронзительной интонацией – «ностальгией по настоящему», и до конца в своем творчестве оставался «последним романтиком».
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом.
Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
И я умолк подобно соловью:
Свое пропел и больше не пою.
«У меня было много женщин. Осталась одна…». Так пишет Микаэл Таривердиев в своих воспоминаниях. «Осталась одна» – это Вера Таривердиева, вдова композитора.
"Орган в Пицундском храме — это часть моей личной и музыкальной жизни. В храме мы с Микаэлом Леоновичем проводили очень много времени, общаясь с этим органом. Мы многими годами связаны с Абхазией, Микаэл Леонович бывал здесь с детства, потом много лет отдыхал в доме творчества в Сухуме".
Вера Таривердиева
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А еще он был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы…
Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актер» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы.
В 1997 году вышла книга «Я просто живу», так назвал Микаэл Таривердиев книгу своих воспоминаний.
"Мы считали себя Растиньяками, приехавшими завоевывать музыкальную Москву. Пусть мы нищие, но у нас все впереди. Впереди, нам казалось, нас ждет только радость".
Романтические, иронические, полные драматизма истории представляют картину жизни творческой интеллигенции нескольких десятилетий. Сквозь призму очень личных впечатлений рассказывается о музыке и о том, как она рождалась.
Ещё: Микаэл Таривердиев (1931-1996)
Рубрики: | МУЗЫКА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |