Совсем недавно моё внимание привлёк рисунок Кустодиева "Продавец шаров" (по одним данным изображение датируется 1915-м годом, по другим - 1920).
Творчество Бориса Михайловича никогда меня особенно не интересовало, но "Продавец шаров " вдохновил к трактовке сюжета и образов.
В общем, сюжет предельно ясен. Но вспомним, что кустодиевские персонажи открываются благодаря образам изображённой окружающей действительности.
Благодаря самому простому контрастированию Кустодиев резко отделяет продавца из привычного дореволюционного мира (типовое здание торгового ряда украшено вывеской с именем знаменитого купца-чаеторговца).
На самом деле изображённый мужчина, возможно, никакой не продавец, а отделившийся из привычного мирка бунтарь-богоборец. И в руках он держит целую вавилонскую башню их горделивых идей, из потребностей тела (синие шары того же цвета, что и тулуп, красные же символизируют страстность, а верхние два шара вообще двусмысленной формы). Верхушка "башни" для зрителя превосходит виднеющуюся макушку колокольни, символизируя доминирование пустых и ярких идей над исконным укладом). Только не все так спокойно в окружающем привычном мирке- птицы, чем-то встревоженные уже взмыли в небо, как это бывает в минуты опасности.
Детали одежды продавца несколько комичны, рафинированы. Но если всмотреться, и лицо, и прическа напоминают Емельяна Пугачева.
Я не знаю, какие отношения с революцией были у этого тяжело больного художника с поповской фамилией, но очень может быть, что такой набор символов неслучаен.
(Данный текст является исключительно отражением мыслей автора).
1.