Рисунки на руках. Художник Гвидо Даниэле |
В эти дни исполняется 70 лет подвигу легендарного летчика Виктора Талалихина. Он первым решился в воздушном бою пойти на таран самолета противника. Об этом написано много книг, имя Талалихина знает почти каждый школьник.
То, что сделал Талалихин в 1941 году, даже спустя семьдесят лет кажется невероятным. В ночь с 6 на 7 августа немецкие бомбардировщики попытались прорваться к Москве. Задача советских летчиков была не дать им до нее долететь. Вражеский «Хейнкель-111» Талалихин встретил на высоте четыре с половиной тысячи метров. На своем И-16 он зашел ему «в хвост» и сразу атаковал. Противник с уже подбитым правым двигателем резко развернулся со снижением и полетел в другую сторону.
Продолжая обстрел, Талалихин летел за ним. Но когда он нагнал врага, закончились боеприпасы. Тогда летчик решил винтом своего самолета отрубить бомбардировщику хвост. Он подлетел совсем близко и получил очередь из крупнокалиберного пулемета. Талалихину обожгло руку, но он смог направить машину на таран, а затем выпрыгнуть из нее.
Почти километр он летел в затяжном прыжке, затем раскрыл парашют, увидев, как сбитый «Хейнкель» рухнул на землю. Место, куда приземлился Виктор Талалихин, известно точно — он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь.
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.
Талалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 347) младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.
Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.
Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.
Памятник Виктору Талалихину в Центральном городском парке Подольска.
Именем Талалихина были названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В районе города Подольск установлен памятник, в городе-герое Москве и самом Подольске — бюсты Героя. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |