Что такое Димитриевская родительская суббота и что нужно делать в этот день
Димитриевская родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших.
В 2013 году Димитриевская суббота приходится
на 2 ноября. .
Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…
Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших,
но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших.
В этот день православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей...
Православная церковь называет всех усопших – «родителями», потому как они уже не принадлежат нашему миру, а относятся к «роду отцов», а потому нужно благоговеть к их памяти.
Суббота - это этот день недели, является днем покоя, и призван символически отражать состояние душ умерших христиан, которые ждут всеобщего воскресения мертвых. Но не забудьте, что суббота, согласно православному богослужению – праздничный день. А потому все благочестивые христиане обязательно должны посетить службу и смиренно просить Господа отпустить им их грехи.
Кроме этого не забудьте подать поминальные записки с именами умерших и поставить свечи за их упокой.
Не лишним будет также принести поминальные продукты и положить их на панихидный стол в церкви.
После службы, следует посетить кладбище для того, чтобы убрать могилки, прочесть поминальную молитву и обратиться к Господу, с просьбой простить покойнику его грехи.
Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших. Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время. Сорок дней молитвенного поминовения в храме могут быть не связаны с сороковым днем после смерти человека.
Если вы не смогли посетить храм, то молитесь за усопших дома. Молитва – это единственное доступное нам проявление любви, жалости, благодарности к усопшему человеку. Слово, замолвленное за умершего перед Богом, – великая благодать и спасение для его души. Поэтому, если вы действительно любите почивших, не скупитесь на молитвы – преумножайте их.
Будьте осознанны в молитве. Не превращайте родительские субботы в формальность. Иначе души умерших будут продолжать томиться, а подвиг поста и самая жизнь потеряют для вас высший смысл. Помните, что поминальные молитвы нужны не только умершим, но и нам самим. Молитвы в родительские субботы помогают утолить чувства жалости, любви, благодарности или вины, обиды, испытываемые к умершим.
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.
Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».