-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра88

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) ХоЧуНиМаГУ Я_ВЕДАЮ Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.04.2011
Записей: 1262
Комментариев: 157
Написано: 2787


Тайные знаки натюрмортов

Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 19:05 + в цитатник
Цитата сообщения Мари_Мэри Тайные знаки натюрмортов

Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты на этих полотнах (особенно написанных в средние века). Что же это за знаки?

Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.

4497432_Ambrosius_Bosschaert_the_Elder_Dutch__Flower_Still_Life__Google_Art_Project (700x546, 95Kb)

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.

2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. 

3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом. 

Безусловно, помимо напоминания нам о бренности и быстротечности жизни, многообразие цветов на натюрмортах представляло и чисто ботанический интерес.

 

Jacob van Walscapelle "Натюрморт с цветами и насекомыми"

 

4497432_StillLifeWithFlowersAndInsects (496x600, 40Kb)

 

1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак - цветок сна и смерти; гиацинт - знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой - символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.

2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка - это символ воскресения. 

3. муха, ползающая по одному из цветов, - символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке - символу добра и эмблеме спасения и воскресения. 

4. на вазе изображены два водных божества: справа - Тритон и слева - речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни. 



Abraham Mignon "Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой", 1670-1675 года.

4497432_amignonrijks (430x550, 202Kb)

 

Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, - это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне - символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.


Abraham Mignon "Натюрморт". 1665 год.

 

4497432_AbrahamMignonabrahamMinjonStillLife6 (595x700, 88Kb)

 

1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых - мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.

2. мышь (слева внизу) - символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни. 

3. колосья пшеницы и гроздья винограда - известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа. 

4. щегол - символ страстей Господних и символ человеческой души. 

5. гнездо в ветвях - отражение библейского текста: " И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих" (Псалмы). 

В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное "Vanitas" - "Суета сует", кстати полотна многих живописцев так и назывались "Суета сует".

 

Мария ван Остервейк "Суета сует". 1668 год.

 

4497432_tmpfvnpMb (700x577, 312Kb)

 

1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.

2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души. 

3. мухи - злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра. 

4. песочные часы - ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир. 

5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: "Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить". И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти. 

Многие натюрморты, как я уже сказала, несут в себе символы Христа, Святого причастия (евхаристические), символы Воскресения.

 

Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и лангустом". 1648-49 года.

 

4497432_Jan_Davidsz__de_Heem15 (700x542, 70Kb)

 

1. гроздья винограда - символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.

2. пустая раковина - символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение. 

3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение. 

Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.


Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.

 

4497432_original (700x530, 93Kb)

 

1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.

2. часы (лежат слева на столе около кубка) - символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола. 

3. лангуст - воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл). 

4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении "De Musica" ("О музыке") утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога - "основателя всего сущего". 

5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград - евхаристический символ) и воскрес (лангуст - символ воскресения), чтобы спасти род человеческий. 



Бальтазар ван дер Аст "Корзина с фруктами", 1632 год.

 

4497432_6 (700x493, 143Kb)

 

1. ящерица, как и мухи, стрекозы - символы зла.

2. бабочка - символ воскресения и спасения, находится в постоянной борьбе добра со злом. 

3. гроздья винограда - символы Святого Причастия (евхаристические). 

4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного. 

5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: "Сначала зреет, а потом гниёт", и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца. 



Juan Sanchez Cotan "Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами", около 1602 года.

 

4497432_1original (700x535, 67Kb)

 

1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.

2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): "Но Ты всё расположил мерою, числом и весом". 



Osias Beert "Натюрморт с вишнями и земляникой". 1608 год.

 

4497432_177 (700x514, 130Kb)

 

1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.

2. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл). 

3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла. 

4. бабочка - символ воскресения, а противопоставленная стрекозе, отражает вечную борьбу между добром и злом. 

5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых. 

6. земляника отсылает нас к образу рая. 



Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 года.

 

4497432_ska4821_z (700x581, 202Kb)

 

1. стакан вина - символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.

2. кисти винограда - евхаристический смысл. 

3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека. 

4. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл). 

5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста. 

6. орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха - плоть, скорлупа древесной породы - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

 

http://indiatv.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=3101&start=2220

Серия сообщений "иллюстрации для декупажа часть 2":
Часть 1 - Carl Valente
Часть 2 - Умиротворенная живопись от Эжен Папроски
...
Часть 7 - DAVID MILLER
Часть 8 - Мир мечты Robert Finale....
Часть 9 - Тайные знаки натюрмортов
Часть 10 - Уютное... | Barbara Mock (2)
Часть 11 - Уютные,домашние мотивы... | Barbara Mock
...
Часть 30 - Trisha Romance (1951, American)
Часть 31 - Alan Male,ностальгия по XIX веку_часть2
Часть 32 - КАРТИНЫ С ДВОЙНЫМ СМЫСЛОМ ХУДОЖНИКА ОЛЕГА ШУПЛЯКА

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку