Это психологическое направление, основателем которого выступает Джон Уотсон. Его научная работа „Психология с точки зрения бихевиориста“, опубликованная в 1913 году, стала началом развития бихевиоризма, изменив все имеющиеся на то время представления о психике человека. Если до этого учеными-психологами изучалось сознание человека, его субъективный мир, то Уотсон призывал уделять внимание его поведению, которое вызывается внешними воздействиями, то есть изучать то, как человек реагирует на внешнюю среду. За единицу анализа была взята связь стимула и реакции на него. Ответные на стимул реакции Уотсон делил на наследственные (рефлексы, физиологические реакции) и приобретенные (речь, привычки, социальное поведение, мышление). Он считал, что при помощи некоторых манипуляций с внешними стимулами можно воспитывать в человеке различные черты поведения. Так был поставлен опыт, что если пугать ребенка громким звуком, при этом показывая так же белого и пушистого кролика, что через какое-то время для вызова испуга будет достаточно показать лишь кролика.
Джон Уотсон считал, что мнение человека о том, что он свободен в своих действиях – это иллюзия, на самом деле он реагирует на те или иные действия так, как его научил тому окружающий мир. Таким образом легко можно предсказывать поведение человека.
Исследовалось поведение человека двумя основными методологическими подходами: наблюдение за человеком в искусственно созданных условиях (лабараториях), и наблюдение в естественной среде. Методика эта подвергалась сильнейшей критике в первую очередь по этическим причинам, однако вклад в психологию был внесен большой. Результатами проводимых исследовательских работ стало выявление 16 типов поведения человека: перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.