Антонио Вивальди (1678–1741) |
XVII–XVIII века — эпоха барокко. Величие рядом с нищетой, пышные зрелища и суды инквизиции, изысканность и невежество, роскошь и религиозные войны, гении и злодеи. Непросто среди всего этого обрести внутреннюю гармонию, найти Бога…
Чувствуя всеобщее внутреннее смятение, люди искусства стремились наполнить мир красотой и гармонией, искали в них утешение и смысл бытия. Эпоха принимала все, но, обладая переменчивым нравом, то возвеличивала творца, то ниспровергала.
Не сделала она исключение и для Антонио Вивальди. В 1770, спустя всего 30 лет после его смерти, его имя даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о Вивальди говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 была найдена бОльшая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь. Может, наше время чем-то сродни той непростой эпохе?
После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким. Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.
Какая же она — фреска жизни самого Антонио Вивальди?
В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.
"Мы создаем наши города, а они создают нас", — говорил Аристотель. Венеция — бесчисленные острова, соединенные каналами, пышные дворцы и соборы, четкий ритм колоннад, гармоничность пропорций... Венеция — свободная республика, устоявшая и перед завоевателями, и перед Ватиканом. На отвоеванном у моря пространстве жизнь била ключом. «Вместо улиц там каналы, Вместо будней — карнавалы», — пелось в народной песенке. Если во Флоренции карнавал проходил раз в год, то в Венеции прерывался лишь на время Великого поста, в театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой — песни гондольеров, оперные арии…
Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародной любимицей: театры ломились от жаждущих новых зрелищ. Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах.
Новая жизнь для Антонио началась, когда его отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр — величественное звучание музыки поражало воображение. Семилетний Антонио не пропускал ни одной репетиции, жадно впитывал музыку мастеров, в том числе Монтеверди, «отца итальянской оперы».
Вскоре Джованни Легренци — знаменитый скрипач, композитор и педагог — заинтересовался талантливым мальчиком. Кроме музыкальных знаний Легренци привил ему желание экспериментировать, искать новые формы, чтобы ярче и точнее выражать свои замыслы. Антонио начал писать музыку (сохранились произведения, которые он написал в 13 лет)… Но жизнь сделала резкий поворот. Джованни Батиста Вивальди, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. И вот Антонио начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение — получил сан священника и право служить мессы. Все эти годы молодой человек исправно постигал церковные науки, но его сердце тянулось к творчеству, и вот наконец он мог сам решать, что ему делать. Служить мессы он вскоре перестал, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что в разгар службы «рыжий священник» часто удалялся за алтарь, чтобы записать пришедшую на ум мелодию… Но, как бы то ни было, патриарх Венеции в конце концов освободил его от этой обязанности.
Музыка вновь стала главным его занятием! 25-летний Антонио Вивальди был довольно привлекателен: с большими выразительными глазами, длинными рыжими волосами, остроумный, доброжелательный и потому всегда желанный собеседник, он виртуозно играл на скрипке и других инструментах. А духовный сан открыл ему путь в одну из женских консерваторий Венеции, где он стал преподавателем. Будущее представлялось весьма радужным. Не беспокоили Антонио даже нелады с духовенством, ведь они никак не влияли на его творчество. Так будет не всегда. Впрочем, пока либеральная Венеция все прощала своему любимцу, и Антонио с головой погрузился в мир музыки — с энергией и восторгом человека, вышедшего наконец из темной узкой улочки на карнавальную площадь.
Вивальди с увлечением работал в консерватории «Ospedale della Pietà». Консерватории — приюты при монастырях — давали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Вивальди сначала официально числился Maestro de Coro, руководителем хора, потом стал еще и Maestro de Concerti, руководителем оркестра — дирижером. Кроме того, преподавал игру на разных инструментах и вокал и, конечно, писал музыку. «Пиета» уже была у венецианских меломанов на хорошем счету, но под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, так что даже богатые горожане стали отдавать туда своих дочерей.
С небольшими перерывами Вивальди проработал там всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты — написал для «Пиеты». Духовная музыка Вивальди обычно остается в тени его же концертов, а очень жаль. В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой. У него был превосходный оркестр, и он мог сразу же слышать исполнение своих новых произведений, а все новое в «Пиете» всегда приветствовалось. Вивальди написал для ее оркестра больше 450 концертов и часто сам солировал на скрипке. Мало кто в это время мог соперничать с ним в виртуозности: в путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник упоминаются как лучшие скрипачи города.
В 1706, вышел первый сборник концертов «Гармоническое вдохновение». В нем Антонио Вивальди развил новую форму концерта — трехчастную, предложенную предшественником Арканджелло Корелли из Болоньи. Для огненного темперамента Вивальди четыре части длились, вероятно, слишком долго — его переживания и яркие образы требовали немедленного воплощения. Такой поющей человеческим голосом, сердцем скрипки не было ни у кого ни до, ни после Вивальди, лишь о другом великом итальянце Никколо Паганини говорили так же.
Титульный лист первого сборника концертов Вивальди, названного «Гармоническое вдохновение»
Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но Антонио Вивальди влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы. Вивальди работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и решал финансовые вопросы — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, Антонио Вивальди продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь его настолько мучила отдышка, что он с трудом преодолевал без посторонней помощи расстояние от двери до кареты. Но Вивальди будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.
Участие в подобных увеселениях — странное занятие для святого отца, но Вивальди считал оперу своим призванием, главным делом жизни. Из-за этой страсти он испортил отношения с руководством «Пиеты», с церковным начальством, уделял меньше внимания инструментальной музыке. Возможно, театр давал Антонио Вивальди то ощущение полноты и красочности жизни, которого он был лишен в юности из-за болезни и долгого пребывания в семинарии.
Шедевром Вивальди является монументальная библейскоая оратория для солистов, хора и оркестра «Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна» (1716) – первая и единственная из четырех ораторий Вивальди, дошедшей до наших дней. История о молодой ветилуанской вдове Юдифи, отрубившей голову варвару Олоферну и тем самым спасшей свой город от осады, во времена Вивальди имела вполне современное звучание. Произведение посвящено победе Венецианской Республики над турками в 1716 в ходе осады острова Корфу, который оккупировали турецкие войска. Юдифь символизировала Светлейшую Венецианскую Республику, а под варваром Олоферном мнился нечестивый турецкий султан. Блистательно-виртуозные вокальные партии опер и ораторий Вивальди служат пока непреодолимым препятствием для исполнения его музыки за пределами Италии.
В 1720 в самый разгар сезона появился анонимный едкий, остроумный памфлет, высмеивавший оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Много позже выяснилось, что автором был Бенедетто Марчелло — успешный публицист и композитор, потерпевший неудачу в оперном жанре. Это потрясло Вивальди — и морально, и финансово (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Но вышел он из этой ситуации с достоинством: не устраивая скандалов, он почти четыре года не ставил новых опер, многое пересмотрел в оперном творчестве
Новые оперы Антонио Вивальди имели большой успех, самые известная из них — «Олимпиада» (1734) на либретто Пьетро Метастазио и «Баязет» ("Тамерлан, 1735") на оригинальное либретто Агостино Пьовене.
Опера принесла Вивальди неожиданный подарок. На главную роль в его новой опере была приглашена воспитанница «Пиеты» Анна Жиро. Вивальди проводил с ней непозволительно много для святого отца времени, и, конечно, поползли слухи. Это непростое, красивое время, когда жизнь Антонио Вивальди осветилась любовью, подарило нам прекраснейшую музыку.
Партитура концерта из цикла «Времена года» Вивальди
Именно тогда родились концерты «Времена года» - одни из известнейших и знаменитых его музыкальных произведений в стиле барокко (написаны в 1723, опубликованы спустя два года). Каждый концерт, посвящённый одному времени года, состоит из 3 частей, каждая из которых соответствует месяцу. К этому же периоду относятся концерт «Ночь», множество замечательных концертов и духовных произведений («Глория», «Магнификат»).
Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге 50-летия он был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия, только для карнавального сезона 1727 он сочинил восемь опер, многие роли в них были написаны специально для Анны Жиро. В 1728 австрийский король Карл VI, большой ценитель музыки, пригласил Вивальди в Вену. Два года он путешествовал и приобрел европейскую известность.
В 1737 Вивальди собрался ставить новые оперы в Ферраре, как вдруг епископ Феррары, принадлежавшей к папской области, запретил ему въезд в город. Через много лет церковь припомнила Вивальди все: отказ вести мессу, его личную жизнь, успехи на музыкальном поприще. Когда постановку опер все же разрешили, они провалились: город был настроен против неудавшегося священника. Вивальди был в отчаянии, он винил в провале только себя и свои оперы. Лишь в инструментальной музыке Вивальди по-прежнему не было равных. 21 марта 1740 в «Пиете» он дал прощальный концерт, на котором игрались его только что созданные произведения, последние… Среди них концерт «Эхо» — музыка, наполненная светом, жизнью, рассказывающая об идеальной гармонии природы и человека.
Он уехал в Вену к Карлу VI, но и здесь его ждала неудача: король умер, началась война, музыка стала никому не нужна. Вскоре оборвалась и жизнь самого Вивальди.
В жизни Вивальди было все, как и в его причудливой эпохе. И все же в его жизни и музыке есть нечто неизменное. Он всегда оставался самим собой. Интонации непревзойденных концертов Антонио Вивальди всегда узнаваемы.
Начало: динамичный волевой напор и запоминающиеся темы первой части концерта. Иногда пульсирует один звук или одна фраза, завораживает, впечатывается в сознание, и уже не отпускает до конца внутреннее напряжение. Сердце начинает биться в такт музыке, она ведет вперед и вперед, как будто через бесконечные арки венецианских колоннад, сквозь которые пробивается солнце.
Арки заканчиваются, и человек остается один на один с самим собой. Что теперь будет вести его дальше? Где его путь? Вторая часть концерта — соло одного инструмента: само время здесь замедляет бег, это размышление, красивейшая музыка души, которую страшно спугнуть одним неверным движением, одной фальшивой нотой. Как никто другой, Вивальди знал и чувствовал каждый инструмент: его скрипка — это воистину тончайшие струны человеческой души, его духовые — тоска по небесной гармонии и чистоте.
Третья часть — возвращение к миру, к его ритму, но все пережитое, осознанное, выстраданное человеком привносится вместе с ним в этот мир. Музыкальные темы переплетаются, дополняют друг друга: это всегда обновление (а иначе зачем весь этот путь?), всегда стремление к свету, которое уже ничем не остановить, всегда утверждение жизни и радости в ней.
Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась и в эпоху барокко, и в нашем суетном времени; и откликнется в любую другую эпоху. Что делать, если есть страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не дает остановиться, заставляет забыть о проблемах? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?
Антонио Вивальди не был хорошим священником, но он был истинным священнослужителем — служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается «Глория» Вивальди: «Слава Тебе, показавшему нам свет»!
Рубрики: | МУЗЫКА/композиторы ВИДЕО |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |