-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Живопись художников-реалистов 1930-х – 1970-х гг.

Четверг, 10 Октября 2024 г. 04:34 + в цитатник
Цитата сообщения дракоша52

Бурная история страны нашла яркое отражение в творчестве художников-реалистов. В основе их произведений зачастую лежат события знаковые, в корне перевернувшие жизнь людей. Так, подлинным откровением для девушки-крестьянки стал приход в её родное село высоковольтной линии электропередач. Новая жизнь шла навстречу – с грохотом моторов, звоном натянутых проводов. Настало время выбирать новую судьбу …

У людей старшего поколения ностальгические чувства могут вызвать изображенные на полотне челябинский трактор «сотка» и трехосный грузовик ЯАЗ-214 с эмблемой «медведь» на капоте - детище ярославского автозавода-гиганта, подаренного Никитой Хрущёвым Украине.

 

Г.П. Огарёва-Дарьина (1923-1999). Оттепель. 1959 г.

 

Отнюдь не понаслышке знал своих героев архангельский художник Свешников. Он неоднократно бывал на Крайнем Севере в творческих командировках, и создал целую галерею образов жителей полярной тундры - ненцев. На картинах живописца они предстают людьми красивыми и отважными, смело преодолевающими бескрайние северные просторы.

Как видно, ненецкая девочка-пионерка взяла с собой на лето стопку книг. «Домашнее чтение» она будет совмещать с ездой на оленьих упряжках. И наденет уже не школьную форму, а расшитую национальную «паницу».

Д.К. Свешников (1912-1997). С Большой земли. 1954.

В своих творческих исканиях художник Попов, возможно, вдохновлялся многофигурными композициями средневековых мастеров. Ракурс «сверху», заданный советским живописцем, напомнил полотна Питера Брейгеля с их кипящим многолюдьем.

И.А. Попов (1927-1999). Колхозный базар. 1960

А вот художник Ломыкин, очевидно, был большим поклонником импрессионистов. И свои образные впечатления от летнего отдыха на даче – с сияющим самоваром на столе посреди цветущего сада – передал совсем неплохо

К.М. Ломыкин (1924-1994). На даче. 1978 г.

Оригинальна по своей композиции картина художника Руднева «Передвижная выставка в колхозе». Данный приём «зеркала в зеркале», к примеру, использовал Шекспир в «Укрощении строптивой». В его пьесе зрители смотрят на сцену, на которой комедианты, в свою очередь, разыгрывают представление перед важным зрителем - «высокородным лордом» Слаем.

В.Ф. Руднев (1928-2018). Передвижная выставка в колхозе. 1955 г.

На картине в центре внимания взыскательной публики известное полотно Татьяны Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Стало быть, в гости к ним приехала Третьяковская галерея! Рядом девочка возлагает весенние цветы-ландыши к бюсту какого-то военачальника или вождя. Но на Сталина не похож. И кто же он – может быть, маршал Л.А. Говоров (1897-1955), незадолго перед тем, в марте 1955 г., торжественно похороненный у Кремлёвской стены?

Фрагмент картины

При работе над портретом девочки, умницы и усердной помощницы, художник Непостаев, должно быть, находился под впечатлением от статуэтки Ленинградского фарфорового завода «Дежурная. Юная помощница» (скульптор Г.С. Столбова, нач. 1950-х гг.) Очень уж совпадают и сюжетная идея, и композиция, и само название картины. Однако, девочка на картине симпатичная, собранная и серьёзная, только платье у неё какое-то мрачноватое.

В.К. Непостаев (1918-1986). Мамина помощница. 1956 г.
 
ЛФЗ. Дежурная. Юная помощница. Скульптор Г.С. Столбова, нач. 1950-х. Из коллекции автора

Примером разнообразия творческих приёмов, используемых художниками-реалистами, может служить картина Ткачёва «Тихий вечер». Вид сельской улицы, согретой лучами закатного солнца, создаёт ощущение тишины и умиротворенного покоя. Автор лаконичными средствами, в присущей ему раскованной манере, передаёт свою любовь к родной земле

А.П. Ткачёв (1925-2022). Тихий вечер. 1970 г.

Ну, и какой же соцреализм без знатных доярок! Сцену посвящения в профессию художник Рыбин изображает как событие незаурядное, высоко значимое. Очевидно, пожилая колхозница немного переживет – как-то молодая помощница справится с её любимицами? – Ведь, молодо-зелено! Но заслуженная наставница может быть спокойна – её подопечная, красивая статная девушка, на новое поприще ступает без робости, бодро и уверенно.

Ну, бывает же такое, после созерцания этой «пасторали» привязалась старая песенка «В прибрежном колхозе» в исполнении Георга Отса. Пластинка Ленинградской фабрики с этой мелодией когда-то была в нашей семье. Как же душевно пел эстонский певец:

Каждого из нас в селе подруга ждёт,

Под вечор к причалу нас встречать идёт.

Только редко вижу мою зорьку я:

Знатная доярка, бригадир она

(«Rannakolhoosis». Музыка В. Оякяра, слова В. Вааранди, перевод с эстонского П. Антона. 1950)

Вааранди …Сейчас трудно поверить, что когда-то в Эстонии были «колхоозисы» со знатными доярками, победительницами соцсоревнования. И не было чудовищных маршей недобитых эсэсовцев, стартовых площадок «Хаймарсов» и баз НАТО, ответно взятых в целеуказание.

П.И. Рыбин (1922-2000). Молодое пополнение. 1959

Прибрежный колхоз также представлен на полотне художника Мазитова. Его героини, юные рыбачки, с неповторимым изяществом плетут сети, подобно арфисткам, перебирающим звонкие струны.

А.Н. Мазитов (1928-1992). Волжское утро. 1961

Молодым покорителям сибирских просторов посвящена картина Симонова «Белая ночь». Вид гигантской стройки вселяет в души молодых мечтателей-«шестидесятников» окрылённую надежду. Они не боятся трудностей, и уверенно смотрят в будущее!

Но нужно заметить, что далеко не все мечты романтиков, уехавших в 1960-х «за туманом и за запахом тайги», впоследствии осуществились. Впереди был брежневский застой, потом горбачёвская перестройка …

И.И. Симонов (1927-2019). Комсомольская стройка. Белая ночь. 1968

И что же в итоге - следует выбросить творения советских художников «на свалку истории»? Думается, что это было бы неразумно и кощунственно. Даже не споря о художественных достоинствах произведений, нужно признать, что они являются реальными свидетельствами великой эпохи, не подлежащей забвению.

Вместе с тем, не стоит впадать в чрезмерную благостную идиллию. Примером может служить картина Бориса Афанасьевича Петрухина «Пионерка (Пионерское лето)», созданная в 1937 г. Яркая гамма полотна создаёт настроение ликующего торжества жизни в расцвете благодатного лета. И девочка, читающая книгу в пионерском лагере, предстаёт подлинным олицетворением счастливого детства в Стране Советов.

Б.А. Петрухин (1906-1938). Пионерка (В пионерском лагере), 1937

Далеко не столь счастливо сложилась судьба самого художника. Через год он был арестован по ложному доносу, осужден по статье 58 п. 8, 11, и расстрелян 3 октября 1938 года как «враг народа» близ местечка Селифонтово Ярославского района. В 1957 г. полностью реабилитирован Верховным Судом СССР за отсутствием состава преступления.

Возможно, мастер заранее ощущал сжимавшееся вокруг него кольцо – будущих жертв обычно предварительно громили на худсовете. Но вопреки всему, наследие он оставил светлое, пронизанное любовью к жизни. Творил с надеждой, что злоба и чёрная клевета не коснется изображенной им девочки.

Фрагмент картины

Хотя бы поэтому стоит посмотреть выставку в ярославском Губернаторском доме

Афиша выставки на Волжской набережной Ярославля, 23
Рубрики:  живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку