Какую кончину на Руси называли позорной, и Почему не предавали земле заложных покойников |
На Руси очень серьёзно относились к обряду похорон. Более того, усопших людей делили на тех, кто достоин покоиться в земле, и на тех, кто этого не заслужил. Способ придания земле зависел от различных условий, которые народ старался строго соблюдать. Читайте в материале, кто такие заложные покойники, почему они не могли рассчитывать на достойные похороны и какие исключения бывали для умерших позорной смертью.
Заложными покойниками на Руси называли усопших людей, которых не хранили в земле. В лучшем случае их могли закидать ветками, камнями или досками, и оставить на болоте, в овраге или другом, мало посещаемым месте. Такая участь постигала преступников, алкоголиков и развратников, бродяг, предателей и трусов. При условии, что они умерли не своей смертью. Историки утверждают, что на Руси издревле проводили дифференциацию между правильной и неправильной смертью. Правильная — когда человек уходил, прожив жизнь праведно и когда пришел его срок.
Неправильная — насильственная или скоропостижная. Так и покойники были правильными и неправильными. Последние — это не только те люди, которые приняли позорную смерть, но и такая категория, как колдуны и ведьмы, дети, которых родители не окрестили, самоубийцы и жертвы нападения разбойников. В народе говорили, что часто из них получаются кикиморы, русалки и вурдалаки.
Негативное отношение было и к бандитам. Когда такой человек погибал в процессе совершения преступления или его лишили жизни хозяева, дом которых он пытался ограбить, он становился неправильным покойником. А если преступника казнил палач на площади, то это смерть тоже была позорной. Смертельных наказаний было множество, но самым унизительным было повешение. С бандитами не церемонились — существовало четвертование, колесование, преступников могли сжечь на костре или посадить на кол. Народ не хоронил таких людей. Они так и оставались на виду, служа своеобразным напоминанием, что нельзя совершать некоторые поступки.
Очень жестоко поступали с женщинами, которых обвиняли в прелюбодеянии. Их могли приговорить к ужасному наказанию — захоронение заживо. Мужчин тоже не жалели. Человек становился недостойным покойником, если закончил свою жизнь во время интимных отношений с чужой женой. К позорной развратной смерти относили все варианты, связанные с проституцией: погибнуть в драке с сутенёром, от руки проститутки, недовольной оплатой, от нападения разбойника в публичном доме. Позорной для женщины считалась кончина в результате ссоры между или любовником и обманутым мужем. По сути практически все смерти, которые были связаны с близкими отношениями, приравнивались к позорным. Патриархальная культура не была к этому терпимой.
Алкоголизм — страшная болезнь. Даже сегодня случается, что люди, переборщившие с алкоголем, замерзают до смерти, уснув на морозе, попадают в ДТП, участвуют в дураках с печальным исходом. В старину подобная смерть относилась к разряду позорных. Исследователи отмечают, что в народе пьянство не причисляли к заболеванию, как это делается сегодня, а относили к порокам души. Поэтому, когда погибал пьяница, ввязавшись в драку или просто упившись до потери сознания, особого сочувствия это не вызывало. Поскольку чаще всего печальное событие происходило по вине самого человека. Говорили, что таким личностям попасть в Царствие небесное нереально.
Недостойными покойниками были и бродяги. Нередко такие люди заканчивали свою жизнь под забором или в какой-то подворотне. При этом никто не выяснял причину —болезнь, голод или что-то иное. Было одно исключение, которое существовало для людей, пораженных молнией. Мнение были разными: одни говорили, что молния попадает только в самых грешных людей, а другие возражали, что молния — рука Бога, который собирает души и отправляет их прямиком в Царствие небесное, в Рай. Вообще люди были достаточно суровыми в отношении ранжирования смертей. Позорной могла быть любая смерть. Вот пример: человек мог пойти по естественной надобности в отхожее место, начать там своё дело, оступиться, сломать шею и умереть. Спрашивается, в чём он виноват? Однако могли сказать, что это был грешник, который искусно маскировался.
Недостойными покойниками считались также предатели и трусливые люди. К ним причисляли сбежавших с поля битвы воинов, которые погибли в процессе бегства. Однако даже если они оставались живы, их могли лишить жизни свои — так предатели наказывались за свою трусость. Выражение «собаке —собачья смерть» произошло из-за того, что во время битвы перебежчиков можно было уничтожать. Это не порицалось. Русские воины были отважными. Они презрительно относились к трусости, воспевали отвагу и мужество, причисляя их к важнейшим качествам человека. К людям, которые предпочли сдаться в плен, чтобы не погибнуть, тоже было негативное отношение. Лучше принять смерть на поле брани, чем жить униженным пленником у врагов. Иными словами, причисление человека к достойному и недостойному покойнику показывало, как он прожил свою жизнь, какие ценности культивировал.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280921/51204/
Рубрики: | история/История России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |