-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


ФЕРОНЬЕРКА

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 08:32 + в цитатник
Фероньерки известны с эпохи Возрождения. Версия о прямом происхождении названия украшений от фр.fer («железо»), якобы по материалу изготовления, лишена каких-либо оснований. На самом деле налобные украшения с золотой цепочкой были модой в Ломбардии в конце XV — начале XVI вв.: к примеру, в нём изображена супруга Гвидобальдо I (Guidobaldo I), герцога Урбинского, Элизабетта Гонзага на портрете работы Рафаэля.
Оно было популярно с ХV и до начала ХХ века. К 1920-м гг. фероньерки полностью вышли из моды и вновь возрождены уже поколением хиппи, когда появились фероньерки из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.
Украшение, состоявшее из золотого обруча с замком спереди из драгоценных камней в богатой золотой оправе, очень полюбилось второй супруге Франциска I (c 1530 г.), Элеоноре Габсбург (англ.) (фр. Éléonore d’Autriche, 1498—1558), которая в начале 1550-х гг. ввела его в придворную моду, уже после смерти мужа. Как бы там ни было, само слово ferronnière в значении украшения зафиксировано во французском языке только в 1832 г.
В начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, вместе с воскрешением интереса к эпохе Ренессанса. А её название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо, очень популярным в то время. Наиболее популярна фероньерка была в эпоху господства стиля бидермайер, когда в моде были «романтические средневековые украшения». Знаменитое сопрано Мария Малибран ввела в моду прическу «а-ля Малибран»: волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка, как правило, причёска дополнялась фероньеркой. Период её господства в моде — с 1820-х до 1840-х, (в Англии - с 1830 до 1845, ранняя викторианская эпоха, с отдельным всплеском в 1837—1843 годах, когда её носили по любому поводу). Если британский романист, описывая женщину 1850-х годов, говорит, что она носит фероньерку, то он хочет подчеркнуть её старомодность. Однако следует заметить, что фероньерку красавицы могли использовать только на балу. Наиболее популярна в России фероньерка была также в первой половине XIX в.
К концу XIX в., прежде бриллиантовые, фероньерки упростились, их стали носить на бархотке. В начале XX века в качестве налобного украшения использовали ожерелья в виде ленты из плотно пригнанных бриллиантов, которые назывались ривьерами (по сходству со струящимся потоком воды). К 1920-м гг. фероньерки полностью вышли из моды (появляются широкие бандо) и вновь возрождены уже поколением хиппи, когда появились фероньерки из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.

Художник Леонардо да Винчи. "Прекрасная Ферроньера" ("Портрет незнакомки").
Это портрет неизвестной миланской дамы, предположительно Лукреции Кривелли, фаворитки герцога Лодовико Моро. Возможно это законная жена Лодовико Моро — герцогиня Беатриче д’Эсте. Картина выставлена в Лувре.
Это поясной портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведён в сторону. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia, а её лоб украшен фероньеркой, которая завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета, написана на чёрном нейтральном фоне.
Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов. Ожерелье, несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши.
Виктор Гращенков предполагает, что парапет на переднем плане, возможно, скрывал руки, которые могли входить в первоначальный замысел портрета.

François-Joseph Kinson

"Портрет Елизаветы Гонзага". Рафаэль Санти, около 1504-1505 гг. Дерево, масло, 52.9 × 37.4 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Корнелия Веттерлейн
ЙОЗЕФ КАРЛ ШТИЛЕР, 1828 г

Joseph Karl Stieler

Фридрих фон АМЕРЛИНГ (нем. Friedrich von Amerling; 14 апреля 1803 — 1887) — австрийский художник.
"Портрет Джулии фон Война". 1832.
Холст, масло. 77,3 х 94,5 см.
Универсальный музей со зданиями в нескольких местах в провинции Штирия, Австрия.

Карл Брюллов. Портрет Е.П. Салтыковой.

Henry Inman, Portrait of Angelica Singleton Van Buren, 1842
https://ok.ru/chernykotg/topic/157177589617997
Рубрики:  Ювелирные изделия
Антиквариат


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку