Великолепная самобытная мебель эпохи модерн |
В конце XIX века в Европе возник новый стиль, в России он был назван «модерном». Лозунгами времени стали эстетическое наполнение бытовой среды и общедоступность красоты, что повлекло за собой расцвет декоративно-прикладного искусства. Мастера стремились все создаваемые ими даже с утилитарной целью предметы превращать в произведения искусства, особенно это касалось производства мебели. Однако русский модерн в этой сфере был довольно самобытным явлением.
С модерном на смену симметрии, прямолинейности и геометрическим формам пришли изящные асимметричные формы с естественными или причудливыми изгибами и обтекаемым контуром. В качестве украшения широко использовались разнообразные растительные орнаменты, символизирующие возвращение к естественности живой природы.
Новый стиль пришел в Россию в то время, когда здесь было сильно увлечение
древним искусством и народным творчеством, коснулось это и производства мебели. В связи с этим в рамках модерна возникло течение с национально-романтическим уклоном, которому впоследствии дали название «неорусский стиль». Многие известные художники работали в этом направлении, что и определило самобытность русского модерна.
Если инициаторами возникновения нового стиля в Европе явились архитекторы, то его творцами в России, совсем не случайно, были талантливые живописцы.
Одним из образцов становления зарождающегося "русского стиля" в производстве мебели является знаменитое кресло Шутова, созданное им в 1870 году. Детали этого кресла, казалось, были взяты с крестьянского двора: дуга от конской упряжи, топоры, рукавицы.
Самыми знаменитыми художественными центрами по возрождению русских народных традиций в эпоху модерна являлись Абрамцево, Талашкино и менее известный Сергиев Посад.
Инициатором создания этого центра в своей подмосковной усадьбе был знаменитый меценат С. И. Мамонтов, который поддерживал идею развития национального искусства, а возглавляла мастерские Елена Поленова, сестра известного художника.
Свои идеи для создания мебельных образцов она черпала во время поездок по российским деревням, из которых она всегда привозила зарисовки и эскизы различных орнаментов с предметов крестьянского быта.
В мамонтовский кружок входили такие художники, как И. Репин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров, И. Билибин, братья Васнецовы и др.
Абрамцевская мебель пользовалась очень большим спросом, а просуществовал центр до революции.
Уже позже, в 1900 году, в усадьбе княгини М.К. Тенищевой в Талашкино под Смоленском был организован новый центр.
Н.Рерих, часто приезжавший в Талашкино, писал: «Такие уголки, как Талашкино, – это настоящие устои национального развития мысли и искусства; сколько самобытности они могут пролить на обедневший ее народ русский».
Руководителем мастерских вначале был С.Малютин, а позже - А. Зиновьев. Над проектами мебели для этих мастерских работали художники М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов, К. Коровин и др., их творчество отличалось подлинно ренессансным подходом. Для мебели, производимой здесь, были характерны поэтизированные сказочные мотивы, растительные орнаменты, фантастические образы птиц.
К сожалению, просуществовали талашкинские мастерские совсем недолго, в 1905 году они прекратили свою деятельность.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/030817/35500/
Рубрики: | резьба по дереву |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |