-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Энгр на марках разных стран (часть 4)

Четверг, 23 Января 2014 г. 12:54 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

101 (700x373, 211Kb)
102 (700x393, 186Kb)
Энгр был верующим человеком, но в глубине души он был приверженцем другого культа - культа чувственной земной красоты. Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой "Большой одалиске". Картина, называвшаяся первоначально "Лежащая одалиска", была заказана в 1813 г. королевой Неаполя Каролиной Мюрат как парная к "Спящей женщине", купленной ею у Энгра за несколько лет до того. Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) "Лежащая одалиска" так и не была взята заказчицей.
Основное, к чему стремился Энгр в этом произведении, наиболее отчетливо выражено в следующих его словах: "Никогда внешние контуры не должны углубляться... они выпуклые... Чтобы достичь совершенной формы, не следует прибегать к квадратным и угловатым объемам: надо создавать форму округлой и без выступающих внутренних деталей. Когда всего одна фигура в картине, ее надо моделировать рельефно и таким образом искать живописный эффект".
Не к передаче живой трепетности тела и его безупречной правильности были направлены здесь усилия художника, а к выразительности и красоте текучих контуров, радующих глаз своей простотой и изысканной утонченностью. Чистота этих округлых линий обнаженного тела воспринимается особенно ощутимо среди тщательно построенного интерьера и предметов, окружающих одалиску. В них преобладают мелкие дробные формы: смятые ткани на ложе, глубокие складки затканной цветами драпировки, висящей справа, нарядная дымящаяся курильница, веер из пестрых страусовых перьев в руке и полосатый с кистями шарф на голове. Подобно искусному ювелиру, окружает автор картины сложным изысканным орнаментом оправы драгоценный сверкающий камень - молодое прекрасное тело одалиски. Золотисто-розовый цвет кожи эффектно выступает на фоне целой гаммы голубовато-синих и ярко-желтых тонов тканей. "Большая одалиска" - одно из самых значительных и характерных произведений мастера. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное). Но суть не в соотношении и пропорциях этих двух стилистических начал, а в том, насколько они органично сосуществуют в искусстве Энгра.
Когда "Большая одалиска" появилась в Салоне 1819 г., ее встретили прежде всего как нечто не совпадающее с принятыми традициями. На Энгра посыпался град упреков. Находили, что он недостаточно владеет светотеневой объемной моделировкой, непростительно нарушает анатомическую верность. Действительно, во имя поставленных перед собой эстетических задач автор "Одалиски" отрешился от живой конкретности ее изображения.
103 (649x556, 257Kb)
Анжелика - дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» - романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. В героиню были влюблены несколько рыцарей - христиан и язычников. Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро (Роже), один из языческих рыцарей-победителей. Далее сюжет очень похож на тему Персея и Андромеды. Анжелика находится в опасности, так как прикована цепями к скале на берегу моря, и ее хочет убить страшное морское чудовище. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологическое животное, наполовину - конь, наполовину - грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Руджиеро освобождает девушку от оков, они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль.
104 (700x515, 281Kb)
Полотно, предназначенное для кафедрального собора в городе Монтобане, было заказано Энгру в августе 1820 года министром внутренних дел Франции. Точный сюжет картины был заключен в ее названии: «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства».
Половина картины-это мадонна, поднимающаяся на небо, поддерживаемая ангелами; вторая половина- это король в своей капелле или молельне. В тот самый день Людовик XIII верил, что мадонна предстала перед ним в святом видении. Он взял тогда свой скипетр и свою корону, положенные на ступени алтаря, и протянул их мадонне, прося ее покровительства».
Сам Энгр и близкая ему критика считали подобные произведения главными в его творчестве, именно они должны были обеспечить ему выдающееся место среди современников. Знакомый с портретами Энгра зритель узнает и не узнает художника в этих работах. То возвышенное, что придавало портретам Энгра особое благородство, выглядит, лишившись контакта с жизнью, надуманным и сухим.

Серия сообщений "Художники разных стран-6":
Часть 1 - Франсуа ЖЕРАР 1770-1837. Франция. Часть 2
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 6 - Энгр на марках разных стран (часть 6)
Часть 7 - Энгр на марках разных стран (часть 5)
Часть 8 - Энгр на марках разных стран (часть 4)
Часть 9 - Энгр на марках разных стран (часть 3)
Часть 10 - Энгр на марках разных стран (часть 2)
Часть 11 - Энгр на марках разных стран (часть 1)


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку